Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 41 (7449) 21 - 27 октября 2004г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраПод знаком Спаса НерукотворногоИконы из частных собраний в Музее Рублева Елена ТИТАРЕНКО
Древний Спасо-Андроников монастырь не притягивает к себе толпы туристов, как Кремль или Третьяковка. И несправедливо: ведь на его территории, близ собора XV века, похоронен самый славный живописец Древней Руси. Имя Андрея Рублева носит расположенный здесь Центральный музей древнерусской культуры и искусства. Живет он тихо и почти незаметно: собирая и реставрируя иконы, не слишком часто устраивая выставки, разве что летом народ стекается на фестивали колокольного звона. Однако в нынешнем сезоне музей заявил о себе громко: открытая здесь выставка "Иконы из частных собраний. Русская иконопись XIV - начала XX века", вероятно, войдет в историю не только столичной арт-жизни, но и серьезного изучения искусства. Символ Спасо-Андроникова монастыря - образ Спаса - вводит в эту экспозицию и завершает ее хронологически.
Самую первую выставку икон из частных собраний, как водится, устроили в Москве еще до революции - в 1913 году, к 300-летию Дома Романовых. В дальнейшем ее экспонаты перекочевали в Русский музей и Третьяковку, заложив основу их коллекций древнерусской живописи. Должно было пройти 60 лет, чтобы подобное случилось при советской власти. Ровно 30 лет назад в Музее Андрея Рублева впервые в СССР показали иконы из личных коллекций. Так что нынешняя выставка, сплошь состоящая из произведений, которых практически никто и никогда не видел, - не только событие, претендующее на статус наиболее значимой выставки года в древнерусском секторе. Это еще и дань памяти знаменитой экспозиции 1974 года. Здесь выдержан тот же высокий уровень (только памятники музейного качества), приглашены четыре "ветерана" - реставраторы В.Момот и С.Воробьев, обладатель замечательной коллекции, Н.Задорожный и некто, пожелавший скрыться под маркой собрания "Акафист". Масштаб задан серьезный: количество памятников - около 150, хронология - от конца XIV века до первой декады XX века - объемлет все постмонгольское искусство. В структуре выставки учли, как сильно изменилась русская живопись в момент, когда в страну стали проникать западные веяния, и вынесли произведения XVII - начала XX века в отдельный зал, в Настоятельский корпус монастыря. В целом же экспозиция отразила все основные этапы развития иконопиcи на протяжении семи столетий, все стилистические направления, все ведущие иконописные центры: Москва, Ростово-Суздальские земли, Тверь и Псков, Новгород Великий и Нижний, Вологда, Архангельское поморье... Много внимания уделено поздней иконе, которая все сильнее интересует коллекционеров, но еще мало изучена, а также иконе подписной. Как знать, возможно, проект Музея А. Рублева послужит стимулом заново написать историю русского искусства с XVIII до начала XX века: этим материалом долго пренебрегали, считая, что с петровского времени главным у нас было искусство светское. А в реальности светские жанры составляли не более половины процента всего, что делали художники России, продолжавшей жить в патриархальном укладе. Иконописная традиция приносила весьма интересные плоды, она оказалась жизнеспособной, а вовсе не затухающей, как считали в советское время. Русские живописцы активно использовали достижения европейских стилей, оставаясь в рамках собственного идейно-художественного языка: ведь икона - образ нездешнего мира - требовала изображения условного, принципиально не похожего на окружающую реальность. При этом она не иллюстрировала Священное Писание, а выражала символический смысл событий Священной истории. Все без исключения, что есть на выставке (помимо икон, это деревянная скульптура, гораздо реже попадающая в поле зрения собирателей, и два предмета лицевого шитья), широкая публика еще не видела. Немало таких раритетов, что не сыщешь и в музеях. Скажем, икона "Князья Владимир, Борис и Глеб", созданная в ростовской традиции на рубеже XV - XVI веков и принадлежащая одному из организаторов выставки - Александру Липницкому. Ее репродукцию неслучайно поместили на баннер: очень редко трех первых легендарных святых Руси изображали вместе, во всем фонде Музея Рублева нет такого сюжета. Аналогичный случай с иконой "Пострижение в великую схиму": ничего подобного исследователи до сих пор не встречали. На ней последовательно изображен чин пострижения, причем в центре композиции стоит не старец, а схимонахиня. Образ датирован XVI веком и, возможно, происходит из Покровского монастыря, где постригали в монахини многих княгинь и даже цариц. Среди уникумов - редчайшие образцы иконографии Богородицы, например Евтропьевская, о которых многие раньше даже не слышали. Немало икон раритетных достойны называться шедеврами. Это и самый древний на выставке образ - "Спас Нерукотворный" конца XIV века, происходящий из Ростова и хранящийся у Владимира Логвиненко. Это и "Огненное восхождение пророка Илии" начала XV века, и "Преображение" (конец XV века), и псковское "Благовещение" XVI века, и ростовское "Чудо Георгия о змие", и более поздний "Спас Вседержитель" из Оружейной палаты. Акцент поставлен и на столь примечательных экспонатах, как работы Симона Ушакова или те, что по стилю и происхождению можно приписать кисти этого выдающегося мастера, - таков "Спас Нерукотворный" 1670-х годов. Новое направление в иконописи, возникшее в XVII веке, связано со школой Оружейной палаты, где Ушаков - одно из главных имен. Помимо этого, наконец осенены музейной аурой иконы XVIII - начала XX века: до сих пор их незаслуженно обходили вниманием, хотя и в то время иконописные традиции продолжали развиваться весьма своеобразно. В этот пласт попадают и "строгановские иконы", написанные для царского дома, и "народная икона", которой присущи яркая декоративность и насыщенность колористической гаммы. Кстати, при подготовке выставки более половины экспонатов серьезно исследовали в музейном секторе экспертизы, отметившем свое десятилетие. В научном каталоге воспроизвели каждую икону с описанием иконографии, происхождения и степени сохранности. Моложе всех на выставке "Спас Златые власы" 1905 года. Предполагают, что создал этот образ один из известнейших иконописцев рубежа XIX - XX веков Михаил Дикарев - из числа "московских мстерцев", которые на выставке в полном сборе: Осип Чириков, Василий Гурьянов и их товарищи возрождали высокий уровень иконного письма, обогатив старую традицию, отличались тонкой, виртуозной, зачастую очень отвлеченной манерой. Недаром этот круг, где были и поставщики Императорского двора, с легкой руки еще одного из организаторов проекта - Владимира Бондаренко - теперь прозвали "Фаберже в иконе". Желающих показать свои собрания было множество, рассказала мне ученый секретарь музея Наталья Комашко. Отбор, чрезвычайно жесткий, вели из 33 коллекций, в основном московских, и тут вспоминается библейское: много званых, да мало избранных. По замыслу куратора выставки, она подведет своеобразный итог собирательству икон в России за последние три десятилетия. Ведь этот временной промежуток оказался судьбоносным как для страны в целом, так и для коллекционирования: выросло новое поколение собирателей, радикально изменились условия их деятельности, заметно расширились интересы - хронологически и тематически. Больше всего собирателей в столице, чуть меньше - в Петербурге, есть и в провинции (два коллекционера из Ярославля и Рыбинска стали участниками проекта). Само же коллекционирование икон сейчас переживает серьезный подъем, во многом связанный с тем, что национальное искусство стало цениться выше. Впрочем, так происходит в большинстве стран, но вот что характерно для нас: масляная живопись светского характера всегда была дороже, чем иконы, но скоро эта тенденция может переломиться. Прежде иконы можно было собирать, не вкладывая больших денег. "Хорошо помню свою первую находку, - вспоминает В.Момот. - В одной глухой вологодской деревне я зашел в крестьянскую избу. Хозяев не было, а на полу сидела очаровательная девчушка лет пяти и укачивала на коленях куклу, завернутую в разноцветные лохмотья. Что-то насторожило меня в этой сцене, и, приглядевшись, я с изумлением узнал в кукле скорбные черты лика Христа. Это было чудом сохранившееся небольшое распятие без рук и без ног... Настоящую куклу я девочке купил, и все остались довольны". Однако теперь цена на иконы неуклонно движется вверх. И правильно, считает Н.Комашко: "Мы здесь не эпигоны, это наш эстетический идеал. Икону любят за близость нашему национальному сознанию". Любопытно, что нередко иконы собирают те же люди, что увлечены русским авангардом. Правда, икона теплее, и в ней заложено так много - понимание самого глубинного и существенного в человеческой жизни. Словом, кто открыл для себя икону, тот уже с ней не расстанется, убеждены в Музее А.Рублева, которому собирательские пристрастия немало помогают в научной работе. Также в рубрике:
|