Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 41 (7449) 21 - 27 октября 2004г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №33
№32    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Музыка

ГИДОН КРЕМЕР: "Бижутерии всегда было больше, чем драгоценных камней"

Беседу вела Ольга РОМАНЦОВА
Фото Натальи ЛОГИНОВОЙ


Выступает Г.Кремер

В рамках музыкального фестиваля, посвященного 70-летию Альфреда Шнитке, прозвучали шесть инструментальных "Кончерто гроссо", написанных композитором с 1977-го по 1993 год. Идея исполнения всего цикла целиком принадлежала Гидону КРЕМЕРУ. Он и продолжает

разговор о современной музыке, начатый газетой "Культура" в № 39 (интервью с Алексеем Любимовым). После второго из двух концертов маэстро ответил на вопросы нашего корреспондента.

    

- Для вас принципиально важно первым исполнить произведение какого-нибудь современного композитора?

- Нет, мне это не важно. Приятно, когда мне посвящают сочинения, но я в долгу перед многими композиторами: мне посвящено гораздо больше сочинений, чем я исполнил. В то же время я играю музыку, которая посвящена не мне (например, Альфред Шнитке посвящал мне только некоторые произведения), но делаю это не только из уважения к своим коллегам и посвящениям Альфреда, а просто потому, что это замечательная музыка.

    

- Ваши концерты в последние годы часто напоминают авангардные перформансы.

- Я ищу только то, что помогает лучше исполнить сочинение, правильно понять его драматургию. В последние годы я все чаще отношусь к музыкальной программе как к театральному действию, у которого есть начало, середина, эпилог и послесловие. Она должна напоминать роман или стихотворение. Стараюсь записывать компакт-диски так, чтобы в каждом была своя сквозная линия: "Восемь сезонов", "Русские сезоны", "Happy birthday" или выходящий сейчас "Kremerland". Даже в дисках Пьяццоллы есть своя сквозная нить.

    

- Что такое "Kremerland"?

- Диск, записанный "Кремератой Балтикой" несколько лет назад. Он только сейчас появится на "Deutsche Grammophon". В основном это оригинальные сочинения, которые нам посвятили современные композиторы. Александр Бакши, Гия Канчели, Георг Пелецис, Леонид Чижик.

    

- В каждом столетии музыка соответствовала сознанию людей: в XVIII веке исполняли Моцарта, в XIX - Бетховена. Сейчас наступил XXI век, но публика не хочет слушать современную музыку. Ей гораздо больше нравятся Бетховен или Моцарт.

- Думаю, что это не совсем так. Во всяком случае, я в своей жизни всегда ищу равновесие между исполнением классики - барочной или написанной в эпоху романтизма - и современными сочинениями. Конечно, многим удобно рассматривать музыку как своеобразный музей, где можно найти шедевры, чтобы украсить себя или доставить удовольствие публике, но я всегда рассматривал музыку как процесс, как какой-то разговор. Без современной музыки он для меня не обладает весомостью и происходит только виртуально. Я вижу смысл существования "Кремераты Балтики" в столкновении публики с чем-то неожиданным, с исполнением новых сочинений.

    

- Какого вы мнения о современной музыке? Десятников и Мартынов в интервью говорят о невозможности сочинить оперу, о конце времени композиторов...

- Еще кто-нибудь скажет вам о конце времени исполнителей. Поводов для пессимизма немало: слишком много посредственной музыки сочинялось, слишком много посредственных дисков публиковалось, слишком много посредственных исполнителей существует. Но бижутерии всегда было гораздо больше, чем драгоценных камней. Я верю в то, что драгоценные камни с их сияющими гранями переживут даже наше тяжелое время, хотя я не вижу ему конца. Действительно, кажется, что невозможно писать музыку в то время, когда, казалось бы, все написано. Кажется, что невозможно играть музыку, когда, как кажется, все уже сказано о ней. И все-таки такие музыкальные вершины, как Бах, например, для исполнителя всегда останутся гималаями. До них всегда пытаешься дотянуться, но покорить их все равно невозможно.

Что касается современной музыки, я думаю, что существует достаточно композиторов в моем поколении и в последующем, чья музыка свидетельствует о том, что на мир еще можно смотреть иначе, чем раньше. И музыка Альфреда Шнитке, которого мы чествовали в эти дни, - доказательство того, что это трудно, но возможно.

    

- Вы осуществляете много музыкальных проектов. Задумав что-нибудь, человек должен во что бы то ни стало осуществить свой замысел?

- Если я увлекаюсь каким-нибудь проектом, я любой ценой пытаюсь его осуществить. Иногда это требует времени и терпения. Проламывать стену не всегда лучше с разбегу, нужно искать самые эффективные для этого способы. Когда я понял, что мне надо исполнить оперу Пьяццоллы "Мария из Буэнос-Айреса", мне стоило неимоверных усилий убедить многих людей в том, что этот проект нужно осуществить. На это ушло много энергии, но мы это сделали, показали оперу во всем мире, и она стала вехой в моей творческой биографии. Точно так же было с "Сонатами и партитами" Баха. Мне потребовалось два года только для того, чтобы подготовиться к этому проекту. Нужно верить в необходимость того, что ты делаешь, потому что без этого ничего осуществить нельзя.

    

- Что вы собираетесь делать в ближайшее время?

- После Москвы цикл "Кончерто гроссо" будет сыгран в Вене и в Чикаго. Большое место в моей жизни занимает оркестр "Кремерата Балтика", с которым я связан уже почти восемь лет и которому хочу обеспечить будущее. Для этого я стараюсь приглашать выступить вместе с оркестром известных музыкантов, солистов, дирижеров. Исполняю с оркестром новые сочинения современных композиторов. К столетию со дня рождения Шостаковича мы с музыкантами "Кремераты Балтики" будем исполнять цикл, состоящий из пяти разных программ. В следующем году хочу отметить юбилей Гии Канчели, юбилей Леонида Десятникова, ну а там подходит время собственного юбилея. А "Кремерате Балтике" в 2007 году исполнится десять лет.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;