Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 11 (7470) 24 - 30 марта 2005г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
АрхитектураБесценный дарДом Константина Мельникова станет государственным НАСЛЕДИЕАнна МАРТОВИЦКАЯ
"Дом-цилиндр" Константина Мельникова принадлежит к тому типу всемирно известных памятников, про которые, даже никогда не видя их, любой, не задумываясь, скажет: "Шедевр". О судьбе этого особняка за последние годы российскими и западными СМИ написано больше, чем о любом другом архитектурном памятнике нашей страны. Но публикации пока не смогли ни убедить город выделить дополнительные средства на реконструкцию дома, ни остановить масштабное новое строительство вокруг него. В июне прошлого года за уникальный памятник вступался президентский Совет по культуре: на имя Владимира Путина было направлено письмо с просьбой присвоить дому Константина Мельникова статус памятника архитектуры федерального значения. Но и эта мера не оказала нужного воздействия. Тогда "ва-банк" решил пойти сам хозяин уникального дома - сын Константина Мельникова Виктор. Он готов передать дом государству при условии, что в нем будет создан музей великого архитектора. ...Практически каждый день к ветхой калитке в Кривоарбатском переулке приходят экскурсанты. Подолгу стоят, задрав головы и изучая гипнотическую надпись: "Константин Мельников. Архитектор". Два врезанных друг в друга цилиндра, ромбовидные окна, рождающие ассоциации с ульем, одна остекленная стена и плоская кровля - все эти приметы иностранцы знают по многочисленным учебникам истории и путеводителям. Но в жизни все выглядит несколько иначе, чем на канонических фотографиях. Еще 15 лет назад никто даже представить не мог, что вокруг мельниковского шедевра развернется масштабное строительство, безжалостное по отношению к хрупкому образцу авангарда. Сегодня элитное жилье на Арбате растет буквально на глазах: гигантские объемы не только "задавили" памятник конструктивизма, но и нарушили общую гидрогеологическую ситуацию, создали угрозу пожара. По всем нормативам расстояние до соседнего дома должно быть не меньше 6,5 метра, да и то только при условии, если соседними являются глухие стены, так называемые брандмауэры, а нынешние дворцы подступили к дому Мельникова ближе чем на 4,5 метра. Вот только один факт: всего в особняке 38 окон, но сегодня ни в одно из них не попадает солнце! А ведь изначально дом спроектирован таким образом, чтобы в нем всегда было светло, а мастерская, расположенная на верхнем этаже, была насквозь пронизана светом. Виктор Мельников печально шутит, что они с домом слепли вместе - медленно, но неотвратимо... Вторая основная проблема дома - его статус. Вопреки здравому смыслу и какой-либо логике он до сих пор считается памятником местного значения (как, впрочем, и все остальные постройки Мельникова и вообще все конструктивистские объекты), что не позволяет федеральным органам охраны напрямую вмешиваться в ситуацию - они могут только рекомендовать московским властям вести себя осторожнее по отношению к Мельникову. Реставрация из-за этого также велась усилиями местных властей. И лучше бы ее вовсе не было, потому что дому после небрежного ремонта стало только хуже. В доме течет крыша, мокнут фундаменты, прогнили полы первого этажа, появились трещины в стенах, из-за проседания в грунт лопнуло несколько стекол и кое-где начал осыпаться потолок... По иронии судьбы дом был отмечен дипломом на ежегодном Московском конкурсе на лучший проект реставрации. Сразу после вручения этой награды был составлен длинный список недоделок и претензий к реставраторам. В Главном управлении охраны памятников столицы отговариваются: лучше сделать было нельзя, так как дом Мельникова не является капитальным зданием - для его строительства архитектор использовал дешевый кирпич и деревянные перекрытия-фермы. Но самым больным вопросом для московских властей всегда были, конечно же, не конструктивные материалы, а форма собственности. Дом Мельникова - один из немногих в Москве, находящихся в частном владении. И это, с одной стороны, всегда вызывало множество вопросов (например, кто должен платить за ремонтные работы и эксплуатацию здания?), но с другой - служило особняку своеобразной "охранной грамотой" от слишком уж настойчивых посягательств на бесценный по нынешним меркам участок земли в самом центре столицы. И наверное, Виктор Мельников никогда бы не решился передать родовое гнездо в руки государства, если бы... его ближайшие родственники не начали выселять его оттуда. Об этом Виктор Константинович говорит неохотно, не хочет выносить сор из избы, хотя понимает, что иначе уже нельзя. Некоторое время назад он узнал о том, что дом может быть выставлен на аукцион. "Моя младшая дочь вынесла из дома подлинники документов, связанных с домом. Я жил с отцом, я ему помогал и вот теперь неожиданно от посторонних узнаю, что участок, дом будут выставлены на аукцион", - разводит руками художник. Он не исключает также, что уже подписывал дарственную на дом, - слабовидящий человек доверял своей дочери и ставил автографы там, где она просила. Теперь 90-летний Виктор Мельников специально подчеркивает, что никто из его наследников не имеет права претендовать на эти ценности. Это одно из основных условий передачи дома государству. Второе условие - создание здесь музея отца и сына Мельниковых. Для этого Виктор Мельников намерен передать государству богатейший архив (около 600 графических листов и чертежей). Завещание уже заверено адвокатом и вступит в силу, как только суд признает необоснованными претензии младшей дочери на единоправное владение всем наследством Константина и Виктора Мельниковых. Но, боюсь, и это не поставит точку в судьбе "дома-цилиндра". Наоборот, возникнут новые, не менее острые вопросы. Даже если государство компенсирует семье финансовые потери и осуществит корректную научную реставрацию, то как будет функционировать этот мемориальный музей, в чьем оперативном управлении он окажется? Виктор Мельников не знает ответов, но верит в могущество государства. Теперь ответ за этим самым государством. Как оно оценит преподнесенный ему дар? Так и хочется подсказать все слышащему уху: а начать-то можно было бы со статуса... Также в рубрике:
|