Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 11 (7470) 24 - 30 марта 2005г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Телевизионный смотритель

Снова про Горбачева

Трилогия Савика Шустера о вожде перестройки

ПРЕМЬЕРА

Алексей СИВОВ


М.Горбачев. Конец 1980-х гг.

В период расцвета телевизионной документалистики каждый уважающий себя канал должен иметь в своем активе полноценную "линейку", посвященную документальным фильмам и программам. Иногда "линейка" эта устойчива (пример - телеканал "Россия", 23.20), и под нее подгоняется хронометраж фильма. Иногда она "плавает" в вечерне-ночном эфире, как заведено на "Первом канале". И соответственно хронометраж лент может быть различен. Оригинальнее всего выглядит документальный показ на ТВЦ - это фестиваль фильмов разных авторов и народов, проходящий под патронатом Михаила Дегтяря. Но в любом случае федеральный телеканал уже неотделим от документального кино. И когда после очередной кадровой перетряски на НТВ главным начальником в этой непростой сфере был назначен Савик Шустер, это решение произвело двойственное впечатление. С одной стороны, г-н Шустер - заслуженный защитник "Свободы слова" и давний трудящийся на ниве "Свободы", с телевизионным и диссидентским опытом, наконец, лауреат "ТЭФИ", то есть профессионал высокой марки. С другой - по своему опыту и профессиональному темпераменту г-н Шустер - неплохой ведущий ток-шоу, то есть аналитик и шоумен в одном лице, а в теледокументалистике он никогда не работал. Эта сфера, помимо бойкости пера и языка, а также креативного мышления, требует бесконечного терпения: в работе с архивными материалами, капризными экспертами и зачастую очень пожилыми очевидцами. Но, в конце концов, звание начальника редакции документальных программ отлично от должности автора фильма. Начальнику не обязательно копаться в красногорских архивах и сидеть на монтажах и озвучках. Ему достаточно собрать под крыло профессиональный коллектив, обеспечить ему фронт работ, достойное содержание и осуществлять стратегическое руководство процессом.

Раскачивались Савик Шустер и его редакция очень долго. Эфир НТВ продолжал жить без документального продукта. На скорую руку выпекли пару документальных "блинов", но они явно вышли комом. Вызывало недоумение, чем же Шустер и сотрудники занимаются. Все стало понятно после выхода грандиозной трилогии, посвященной начавшейся 20 лет назад перестройке и ее вождю, под названием "Страсти по Горбачеву", - подобный масштабный проект за несколько недель не подготовишь.

Заниматься живописанием политического деятеля масштаба Горбачева - дело архисложное, суперамбициозное и довольно неблагодарное. Как раз по Савику Шустеру, который представляется нам человеком, не лишенным амбиций, не стремящимся к дешевой популярности и не страшащимся критики, так что феномен Горбачева как раз казался Шустеру достойным объектом для рассмотрения. Хотя скажем сразу - "объект" оказался Шустеру не по зубам. В этом есть несколько объективных и субъективных причин, основной из которых является противоречивый образ Михаила Сергеевича.

Любой поступок Горбачева как государственного человека может трактоваться с диаметрально противоположных точек зрения. Возьмем хотя бы печально знаменитую антиалкогольную кампанию. Ее можно описать как глупейшую из акций в рассыпающемся Советском Союзе - вырубка виноградников, поголовное самогоноварение, потребление технического спирта и прочих суррогатных радостей вместо водки. А можно - как неудавшуюся попытку справиться с национальным российским бедствием - алкоголизмом. И так практически во всем.

А еще Михаил Сергеевич обладает невероятным обаянием. Именно обладает, а не пользуется им. Но факт: люди, потерявшие в перестроечное время все, склонны винить в своих бедствиях кого угодно, но не Горбачева. Сочувствие к последнему президенту СССР особенно усилилось после смерти Раисы Максимовны.

И чрезвычайно сложно живописать своего героя еще при жизни (долгие лета, Михаил Сергеевич). Надо обладать громадной тягой к правде жизни, да и мужеством, чтобы объявить политической легенде - мы, конечно, вас снимем и запишем, но трактовать будем по-своему.

Так и возникает односторонняя тенденциозность, которая начинается уже в середине первого фильма трилогии и торжествует во время истории о "форосском пленении" и заговоре ГКЧП.

Вроде бы все правильно: взята проверенная форма - трилогия, канонически названа "Страсти по Горбачеву", концептуально обозначены части - "Великое начало", "Великая любовь" и так далее. Но название как бы тянет за собой все. И в результате возникает немыслимое по хронометражу творение, где одни только рассказы Горбачева и его родственников занимают не менее получаса эфирного времени. Длинноты, затянутость, которая обычно не ощущается в программах длительностью 52 минуты, в "Страстях" - налицо. А когда длинные планы сопровождаются нейтральным, пространным и, по сути, скучным закадровым комментарием г-на Шустера, возникает вопрос - зачем делать так длинно, если можно сделать кратко?

Хотя это уже совсем другой вопрос, относящийся скорее к родственным отношениям. Ибо хорошо известно, кто именно является сестрой краткости...

Также в рубрике:

ПРЕМЬЕРА

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ

ПРОЕКТ

ПЕРСОНА

НА СЪЕМОЧНОЙ ПЛОЩАДКЕ

ТВ-НЕДЕЛЯ

КИНО НА ТВ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;