Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 11 (7470) 24 - 30 марта 2005г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Телевизионный смотрительСнова про ГорбачеваТрилогия Савика Шустера о вожде перестройки ПРЕМЬЕРААлексей СИВОВ
В период расцвета телевизионной документалистики каждый уважающий себя канал должен иметь в своем активе полноценную "линейку", посвященную документальным фильмам и программам. Иногда "линейка" эта устойчива (пример - телеканал "Россия", 23.20), и под нее подгоняется хронометраж фильма. Иногда она "плавает" в вечерне-ночном эфире, как заведено на "Первом канале". И соответственно хронометраж лент может быть различен. Оригинальнее всего выглядит документальный показ на ТВЦ - это фестиваль фильмов разных авторов и народов, проходящий под патронатом Михаила Дегтяря. Но в любом случае федеральный телеканал уже неотделим от документального кино. И когда после очередной кадровой перетряски на НТВ главным начальником в этой непростой сфере был назначен Савик Шустер, это решение произвело двойственное впечатление. С одной стороны, г-н Шустер - заслуженный защитник "Свободы слова" и давний трудящийся на ниве "Свободы", с телевизионным и диссидентским опытом, наконец, лауреат "ТЭФИ", то есть профессионал высокой марки. С другой - по своему опыту и профессиональному темпераменту г-н Шустер - неплохой ведущий ток-шоу, то есть аналитик и шоумен в одном лице, а в теледокументалистике он никогда не работал. Эта сфера, помимо бойкости пера и языка, а также креативного мышления, требует бесконечного терпения: в работе с архивными материалами, капризными экспертами и зачастую очень пожилыми очевидцами. Но, в конце концов, звание начальника редакции документальных программ отлично от должности автора фильма. Начальнику не обязательно копаться в красногорских архивах и сидеть на монтажах и озвучках. Ему достаточно собрать под крыло профессиональный коллектив, обеспечить ему фронт работ, достойное содержание и осуществлять стратегическое руководство процессом. Раскачивались Савик Шустер и его редакция очень долго. Эфир НТВ продолжал жить без документального продукта. На скорую руку выпекли пару документальных "блинов", но они явно вышли комом. Вызывало недоумение, чем же Шустер и сотрудники занимаются. Все стало понятно после выхода грандиозной трилогии, посвященной начавшейся 20 лет назад перестройке и ее вождю, под названием "Страсти по Горбачеву", - подобный масштабный проект за несколько недель не подготовишь. Заниматься живописанием политического деятеля масштаба Горбачева - дело архисложное, суперамбициозное и довольно неблагодарное. Как раз по Савику Шустеру, который представляется нам человеком, не лишенным амбиций, не стремящимся к дешевой популярности и не страшащимся критики, так что феномен Горбачева как раз казался Шустеру достойным объектом для рассмотрения. Хотя скажем сразу - "объект" оказался Шустеру не по зубам. В этом есть несколько объективных и субъективных причин, основной из которых является противоречивый образ Михаила Сергеевича. Любой поступок Горбачева как государственного человека может трактоваться с диаметрально противоположных точек зрения. Возьмем хотя бы печально знаменитую антиалкогольную кампанию. Ее можно описать как глупейшую из акций в рассыпающемся Советском Союзе - вырубка виноградников, поголовное самогоноварение, потребление технического спирта и прочих суррогатных радостей вместо водки. А можно - как неудавшуюся попытку справиться с национальным российским бедствием - алкоголизмом. И так практически во всем. А еще Михаил Сергеевич обладает невероятным обаянием. Именно обладает, а не пользуется им. Но факт: люди, потерявшие в перестроечное время все, склонны винить в своих бедствиях кого угодно, но не Горбачева. Сочувствие к последнему президенту СССР особенно усилилось после смерти Раисы Максимовны. И чрезвычайно сложно живописать своего героя еще при жизни (долгие лета, Михаил Сергеевич). Надо обладать громадной тягой к правде жизни, да и мужеством, чтобы объявить политической легенде - мы, конечно, вас снимем и запишем, но трактовать будем по-своему. Так и возникает односторонняя тенденциозность, которая начинается уже в середине первого фильма трилогии и торжествует во время истории о "форосском пленении" и заговоре ГКЧП. Вроде бы все правильно: взята проверенная форма - трилогия, канонически названа "Страсти по Горбачеву", концептуально обозначены части - "Великое начало", "Великая любовь" и так далее. Но название как бы тянет за собой все. И в результате возникает немыслимое по хронометражу творение, где одни только рассказы Горбачева и его родственников занимают не менее получаса эфирного времени. Длинноты, затянутость, которая обычно не ощущается в программах длительностью 52 минуты, в "Страстях" - налицо. А когда длинные планы сопровождаются нейтральным, пространным и, по сути, скучным закадровым комментарием г-на Шустера, возникает вопрос - зачем делать так длинно, если можно сделать кратко? Хотя это уже совсем другой вопрос, относящийся скорее к родственным отношениям. Ибо хорошо известно, кто именно является сестрой краткости... Также в рубрике:
|