Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 39 (7447) 7 - 13 октября 2004г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СитуацияВ суд уж невтерпежЦВЗ "Манеж" стал предметом сразу двух разбирательств КВАРТИРНЫЙ ВОПРОСАнна МАРТОВИЦКАЯ Центральный выставочный зал "Манеж", пострадавший от пожара в марте этого года, должен быть полностью восстановлен ко второму кварталу 2005 года. Официально об этом в конце сентября заявил мэр Москвы Юрий Лужков. И наверное, будущим посетителям Манежа все равно, в чьей собственности будет находиться выставочный зал к моменту сдачи в эксплуатацию. Другое дело - Федерация и столица, которые из-за Манежа вновь перенесли свои имущественные взаимоотношения в суд.
Первое судебное заседание о судьбе сгоревшего памятника состоится 26 октября. Поводом для него стал иск, поданный Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом (ФАФИ), которое требует аннулировать итоги проведенного Москвой конкурса по отбору генерального подрядчика на восстановление Манежа. Мотив истцов прост: данный памятник архитектуры находится в федеральной собственности. Однако возникает более чем закономерный вопрос: почему судебное разбирательство начато только сейчас, когда самая затратная часть работ по восстановлению Манежа (реконструкция фундамента и воссоздание уникальных деревянных перекрытий Августина Бетанкура) фактически завершена? Поэтому-то, в общем, нетрудно объяснить реакцию московских властей на инициативу ФАФИ. "Это чистой воды грабеж!" - возмущенно заявил десятку телекамер пресс-секретарь мэра Сергей Цой. Чуть позже и сам Юрий Лужков выступил перед журналистами по поводу Манежа: "Он принадлежит городу и зарегистрирован как собственность города Москвы. Когда Манеж сгорел, не было никаких федеральных агентств, и город взял на себя расходы, чтобы, по сути, построить Манеж заново. Мы сделали проект по его восстановлению, а теперь это федеральное агентство решило, что пора возвращать его в федеральную собственность. Ничего у них не получится!" Возмущение столичных властей можно понять - на реконструкцию выставочного зала из городского бюджета уже выделено более 30 миллионов долларов, и их, естественно, вряд ли удастся вернуть, если Манеж официально будет признан федеральной собственностью. Впрочем, дело не только в затраченных средствах, но и в потенциальных прибылях: крупнейший выставочный зал в самом центре столицы запросто может кормить всю "культурную" сферу мегаполиса... Пожалуй, у сторонних наблюдателей сомнений в том, каким статусом обладает Манеж, никогда не возникало. Здание, построенное в 1817 году по проекту архитектора А.А.Бетанкура, прославилось не только своей монументальной красотой, но и техническим совершенством (на этом объекте Бетанкур впервые опробовал метод создания гигантского внутреннего пространства с помощью деревянных стропильных ферм без промежуточных опор) и, конечно, заслуживало самого высокого статуса охраны. Другое дело - вопросы собственности, которые каждая из заинтересованных сторон пыталась урегулировать самостоятельно, проявляя порой чудеса юридической изворотливости. Так, Москва утверждает, что выставочный зал был "установленным порядком" зарегистрирован в собственности города и внесен в Единый государственный реестр еще 29 августа 2001 года. Федерация на подобную вольность ответила чередой судебных исков, и в 2003 году Манеж уже фигурировал в материалах трехсторонней согласительной комиссии, созданной Правительством Москвы, Минимущество и Министерством культуры России для урегулирования имущественного спора о памятниках. ЦВЗ постоянно кочевал из одной группы объектов в другую, и в итоге его решено было использовать совместно. Проект реконструкции памятника был разработан в одной из мастерских Москомархитектуры, а на согласование отправился, естественно, в федеральное министерство. Подготовленные планы красноречиво показали, зачем Манеж Москве: под выставочным залом предполагалось устроить два подземных этажа - один для технических помещений, складов и гардеробов, второй для подземной автостоянки. Самым смелым и спорным моментом являлось предложение связать эти этажи переходом с соседним торговым комплексом на Манежной площади. Позже злые языки утверждали, что несогласие федералов на подобные методы реставрации и стало причиной "случайного" возгорания, погубившего творение Бетанкура. Теперь приведем аргументы федералов. К ним на первый взгляд так же трудно придраться, как и к доводам Москвы. Позиция ФАФИ, которая теперь будет отстаиваться в суде, сформулирована в самом исковом заявлении. В частности, агентство ссылается на то, что в марте 2001 года, незадолго до регистрации Манежа в собственности Москвы, Минимущество и Минкультуры России совместным решением закрепили здание Манежа за Агентством по управлению и использованию памятников истории и культуры, и оно, в свою очередь, права собственности никому не передавало. Следовательно, по логике истцов, Федерация продолжает являться собственником выставочного зала. Точку в этом "споре хозяйствующих субъектов" поставит суд, который должен определить, какая из сторон имела больше оснований в одностороннем порядке оформлять право собственности на Центральный Манеж. Слушания, как уже говорилось, назначены на 26 октября, однако каким будет решение суда, возможно, станет известно заранее. Дело в том, что параллельно Манеж "участвует" еще в одном судебном разбирательстве, на первый взгляд совершенно абсурдном. Правительство Москвы судится с директором Института искусствознания РАН Алексеем Комечем из-за того, что ученый 15 марта (то есть на следующий день после пожара), выступая по телевидению, заявил, что планы воссоздания Манежа, озвученные мэрией, не имеют соответствующих согласований в федеральных органах власти. По его словам, проект реконструкции должен утверждаться в Министерстве культуры, так как "Манеж является федеральным памятником". Процитированные слова - единственное, что г-н Комеч сказал о принадлежности памятника, но Правительство Москвы сочло их достаточным основанием для того, чтобы бросить перчатку. В суд был подан иск о защите деловой репутации. Слушания уже несколько раз переносились, очередное назначено на 12 октября, и, возможно, в этот день суд, наконец, определит, кто имеет право решать судьбу Манежа. Так или иначе, к зиме Манеж будет закрыт крышей и начнет отапливаться. После реконструкции часть площадей выставочного зала займет музей истории этого здания, в котором разместятся экспонаты, найденные при выемке грунта в ходе реконструкции Манежа. В музее, в частности, будут реконструированы бревенчатые постройки, найденные под Манежем. Среди археологических находок (кстати, выставленных на этой неделе в "Белых палатах на Пречистенке") - ювелирные украшения, инструменты ремесленников, керамика, а также предметы военного снаряжения. Кстати, пока вопрос о том, кому принадлежат найденные сокровища, не поднимался. Может быть, зря? Отличный повод сходить в суд. Также в рубрике:
|