Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 4 (7164) 4 - 10 февраля 1999г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ТеатрВ защиту теории "малых дел"Навстречу Всероссийскому театральному форуму Анатолий СМЕЛЯНСКИЙ Начать, наверное, надо с того, почему возникло такое название - форум. Слово, конечно, пышное, на кого-то навеет тоску, но избрано было именно оно, чтобы избежать традиционного названия "конференция". Последнее по Уставу Союза театральных деятелей предполагает выборы, а слово "выборы" вызывает еще большую тоску, чем форум. Мы хотели быть более свободными в формировании человеческого состава общероссийского собрания. Предполагаем, что 350 - 400 человек представят российскую провинцию, включая Петербург, и человек 200 - 250 - Москву. Форум, благодаря поддержке Ю.М.Лужкова, будет проходить в зале мэрии, который вмещает до 1000 человек. Будут пленарные заседания и работа по секциям. Театр России - это очень сложный организм, одни проблемы есть у драматических театров, другие - у музыкальных, третьи - у детских. А еще театральное образование, пресса... В общем, речь идет о переоценке и инвентаризации того, что мы называем театральной системой России. Как и в каком направлении ее сейчас развивать? Сидя в Москве, не чувствуешь того, что происходит в огромной театральной стране. Мы решили "проездиться по России" и провели своего рода подготовительные конференции во Владивостоке, Омске, Краснодаре, Санкт-Петербурге. Надеюсь, в феврале проведем такую же конференцию в Москве. Так или иначе мы охватили сотни театров. И не только театров. Особенность подготовки форума заключалась в том, что с самого начала она велась совместно с государственными структурами, представителями власти на местах. В каждой конференции в регионах обязательно участвовали начальники управления культуры, министры культуры тех или иных областей. Без участия государственных людей все это не имело бы смысла, потому что большинство проблем, в которые уткнулся наш театр, не могут быть разрешены на собственно театральном уровне. Что является содержанием форума? Центральная проблема внешне вроде бы совпадает со всем тем, что творится сейчас в стране - обнищание театров. Побывав на региональных совещаниях, могу сказать, что разница заключается только в том, что в одном городе не выплачивают зарплату с февраля, а другом - с апреля. Эта проблема на виду, и она, мне кажется, временная и решаемая. Действительно центральная проблема - исчерпанность внутренних ресурсов той модели театра, которая в России установилась и существует почти 60 лет. Нынешняя театральная система сложилась в конце 30-х, в эпоху так называемого "стационирования театров". Достижения этой системы при всей критике, которую мы обрушиваем на советскую жизнь, очевидны. В эти годы родились и выстояли замечательные коллективы, которые воспитали в свою очередь несколько поколений зрителей. В эти годы сложилось понятие театра-дома, которому завидовал театральный мир. Однако при всем при этом минувшие десятилетия обнаружили негативные и очень тяжелые последствия этого самого "стационирования". Главный момент - подмена понятия репертуарного, органически созданного театра понятием государственного театрально- зрелищного предприятия. В результате - насильственное, случайное соединение творческих людей, превращающее репертуарный театр в "террариум единомышленников". Невозможность естественно родиться и естественно умереть привели к тяжелому творческому застою. Постепенно театральная система перестала развиваться, страна, которая породила Станиславского, Мейерхольда, Таирова, Вахтангова, Товстоногова, Эфроса, как будто бы застыла в своем развитии. Годы свободы только обострили противоречие. Прежняя идеология, которая поддерживала "государственные театрально- зрелищные предприятия", ушла, а связанная с ней театральная система осталась, в сущности, не тронутой. Судьба театров почти целиком стала зависеть от воли того или иного губернатора. При экономической нищете и отсутствии идеологии участь российских театров становится печальной. Задача заключается не в том, чтобы сломать существующую систему. Надо дать ей новое оправдание, по крайней мере, вспомнить, что наш репертуарный театр родился на рубеже веков не в виде "государственного театрально-зрелищного предприятия", а в виде Художественного театра. И тот МХТ решительно отличался от МХАТа СССР им.Горького, по модели которого пытались потом "омхачивать" все советские театры. Пока мы этого не поймем, ничего не получится. И финансы найдутся, но в искусстве происходить ничего не будет. Сейчас государство пытается обеспечить лишь минимум зарплаты в своих театрах. Создание "художественного продукта" как бы не предполагается. Это, конечно, издевательство над театром, который в свою очередь согласен на любые условия, лишь бы его не закрыли. На всех региональных конференциях слышались голоса: систему театральную менять надо, но очень осторожно. Заповедь врача: "Не навреди". Этот страх понятен, потому что мы живем в стране, где беспрерывно экспериментируют, а результатом этого становятся, как правило, страдания людей. Дело ведь не в том, что у нас в России много театров. Их мало, если вспомнить наши пространства и ту роль, которую традиционно играет театр в российской культуре. У нас очень много плохих, неэффективных театров, с которыми мы не знаем, что делать. Мы до сих пор не научились различать понятие здания от понятия труппы, которая занимает это театральное здание. Они навечно срослись - часто к беде зрителей. Мы не научились принимать рождение и уход театра как естественное явление, такое же естественное, как рождение и уход человека. Без этого ни одна театральная система не может развиваться. Волки и овцыФорум должен обратиться и к людям театра, и к людям власти - к правительству, Думе. Мы хотим обратиться к губернаторам и законодательным органам регионов, чтобы они на местах разработали приемлемую для них модель театрального дела. "Сверху" разработать такую модель невозможно. Пытались несколько лет выработать закон о театре, но не получается, потому что трудно ухватить особенности разных регионов огромной страны. Как должен существовать театр в Башкирии или Дагестане, как он должен существовать в Москве, которая является государством в государстве? Нужна контрактная система, но ведь и она работает по-разному. Одно дело, у актера заканчивается контракт во Владивостоке, другое - в Художественном театре. Закон о театре должен быть создан в каждой области, в каждом регионе, мы будем это предлагать. Потом на основе этих законов, может быть, и будет создана модель общего закона, если он понадобится. Мы будем обращаться не только к губернаторам. Одна из идей форума - обратиться к ассоциациям регионов, которые успели объединиться. Есть ассоциация сибирских городов, ассоциация Большая Волга, и внутри таких ассоциаций, очень мощных экономически, можно решить ту же проблему гастролей или более естественного размещения театров. У нас ведь иногда через каждые 200 километров - свой музыкальный театр, который чаще всего влачит жалкое существование, потому что нет специалистов, нет высших учебных заведений, которые могут подготовить таких специалистов. Мы хотим обратиться к Министерству путей сообщения, Аэрофлоту, чтоб восстановить хотя бы частично обменные гастроли наших театров, то есть восстановить кровеносную систему нормальной театральной жизни. Далее, надо обсудить последствия введения контрактной системы, которая явочным порядком введена или вводится во многих театрах страны. Надо подумать, как трудоустраивать людей, как предложить им социальную поддержку, наконец, переквалификацию. Во всем мире профессия артиста, режиссера, драматурга не является гарантированной. Это рискованная профессия, занимаясь ею, каждый знает, что в любой день может так случиться, что придется уйти из профессии. Может талант иссякнуть, что-то еще произойти. Мы должны создать систему театральных агентств, профессию театрального агента, который будет помогать творческим работникам в трудоустройстве. Сам себя человек театра "продавать" не может. Должен быть посредник, и тут огромная задача и перед отделениями СТД и перед нашими органами культуры. Все большее количество актеров и режиссеров стали в буквальном смысле слова обслуживать рынок, отвечая "предложением" на определенный "спрос". По некоторым данным, у нас на каждый государственный театр уже есть частная антреприза. Как она работает? Думаем ли мы об альтернативных театральных формах? Судя по совещаниям в регионах - не думаем. Настроение такое: "хищникам" помогать не надо. Как будто зрителю есть дело до того, какой перед ним театр - государственный или частный. Одновременно многие директора государственных театров требуют лицензирования: столичная антреприза отбирает у них огромное количество зрителей, очень часто к тому же привозя откровенно наглую халтуру. Тема "чеса", то есть наживы, стала одной из принципиальных проблем театральной политики. Что с этим делать? Еще раз скажу о ситуации. С одной стороны, нищая государственная антреприза, где месяцами ждут минимальной зарплаты, с другой - ничем не регулируемая, черная антреприза, в которую вовлечены сейчас, по некоторым подсчетам, сотни актеров и режиссеров разных городов. Эти летучие группы собираются почти повсеместно, они, как саранча, налетают на какой-то объект, уничтожают все и возвращаются домой с добычей. Это все уже было 100 лет назад, но даже тогда этот процесс пытались как-то регулировать. Сами антрепренеры, города, театральное сообщество, наконец, регулировали хищнические аппетиты рынка. Мы вернулись на век назад. И один из вопросов форума: как нам, всему театральному сообществу, реагировать на совершенно новую ситуацию? Еще одна проблема - не столько финансирование, сколько стимулирование театрального искусства. Мы будем предлагать в каждом регионе создание фонда поддержки театрального искусства, без него дело никуда не двинется. Этот фонд должен работать так, как работает несколько лет назад созданный Российский фонд гуманитарных исследований. То есть на основе грантов, конкурса проектов: на создание пьесы, постановку спектакля, возможность работать в том или ином театральном здании, наконец. Такие фонды могут формироваться не только за счет бюджетных средств. Тут и спонсорские деньги, и какие-то отчисления государственных театров и частных антреприз, которые в свою очередь могут потом претендовать на грант. Надо стимулировать конкурентоспособную театральную среду. Есть еще масса проблем, упирающихся в наши законы, налоги, авторское право и так далее. Все это требует какого-то просветления. Главное - не заболтать проблемы, не превратить форум в еще одно показательное мероприятие по выклянчиванию бюджетных средств. Поэтому мы хотим, и в Министерстве культуры, и в СТД, чтобы основные документы форума были подготовлены до его начала. Собственно, все региональные совещания и были "обкаткой" основных идей. Может, стоит вспомнить заклейменную большевиками теорию "малых дел"? После всех глобальных экспериментов века самое время это сделать. Вспомнить, например, то, что рождение одного естественного театра меняет всю театральную систему. Создание Художественно-Общедоступного, "Современника" или Театра на Таганке - это "малые дела", но именно они определили на десятилетия саму физиономию российской сцены. Из кого состоит оргкомитет форума? Прежде всего он носит совершенно рабочий характер. Во главе оргкомитета стоит Ю.М.Лужков, что, нам кажется, придает основательность и деловое звучание всей этой истории. Сопредседатели - А.Калягин и В.Егоров. Среди участников - М.Ульянов, М.Захаров, О.Табаков, В.Фокин, крупнейшие наши ученые, театроведы, занимающиеся экономикой и организацией театрального дела - Л.Сундстрем, С.Исаев, Г.Дадамян. Естественно, представители СМИ - председатель ВГТРК М.Швыдкой, редактор газеты "Культура" Ю.Белявский. Оргкомитет, повторяю, не парадный, не почетный, а просто работающий. Также в рубрике:
|