Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 4 (7164) 4 - 10 февраля 1999г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Краски мираКак эстафетная палочкаТитул культурной столицы Европы перешел от Стокгольма к Веймару Беседу вела Елизавета ШТАЙГЕР Ушел в историю 1998 год, в течение которого столица Швеции Стокгольм была культурной столицей Европы. На страницах "Культуры" неоднократно рассказывалось о том, что происходило в этом городе в прошлом году. Впервые газета встречается с Чрезвычайным и Полномочным Послом Швеции в России г-ном Свеном ХИРДМАНОМ, с которым мы говорили не только о культуре, но и о многом другом.
- Каждый год 10 декабря присуждением Нобелевских премий выдающимся ученым и писателям мира отмечается День Нобеля. Немало наших соотечественников в разное время были удостоены этой самой престижной награды. Николай Басов, Александр Прохоров, Николай Семенов - в области науки, Иван Бунин, Борис Пастернак, Михаил Шолохов, Иосиф Бродский, Александр Солженицын - в области литературы. Лауреатом Нобелевской премии Мира стал Михаил Горбачев. Но именно в декабре прошлого года Посольство Швеции в Москве отметило День Нобеля особенно торжественно. Чем это было вызвано? - Дело в том, что семью Нобеля связывали с Россией давние и тесные связи. Такие русские города, как Волгоград, Саратов и, конечно, Петербург, прошли через ее судьбу в конце прошлого и начале нынешнего века. Не говоря уже о Баку, где высоко чтят это имя, где много работали братья Нобель. Я в этом убедился, бывая там, поскольку по совместительству являлся послом Швеции в Азербайджане. В День Нобеля в декабре прошлого года у нас в Москве действительно было большое событие: я лично хотел отметить 80-летие великого русского писателя Александра Солженицына - лауреата Нобелевской премии по литературе 1970 года. Среди наших гостей были не только члены семьи Александра Исаевича, но и другие лауреаты Нобелевской премии разных лет - Н.Басов, А.Прохоров, М.Горбачев. Я горжусь тем, что у нас существуют связи с такими выдающимися людьми вашего Отечества.
- Дипломатическая карьера приводила вас на службу в разные страны мира. Уже более четырех лет вы - посол Швеции в Москве. Вас можно часто встретить не только в консерватории, но и в драматических театрах, поскольку вы свободно владеете русским языком. Могли бы вы охарактеризовать культурную жизнь России и тех стран, где довелось работать и жить? - Свои первые шаги в дипломатии я делал в Советском Союзе, куда прибыл в качестве атташе посольства в 1964 году. Потом была Англия, затем - четыре года в Пекине. Был послом Швеции в Израиле. Конечно, весьма своеобразна культура Китая. Время, когда я там жил и работал - с 1972 по 1976 год, совпало с периодом "культурной революции", больших гонений на классический китайский театр, оперу и балет. Именно Советское посольство было для нас тогда центром европейской культуры. В Израиле, можно сказать, происходит слияние разных культур: восточноевропейской, западноевропейской, американской, арабской. Очень сильно влияние российской музыкальной культуры, превалирует российская исполнительская школа: в концертных залах играют, как правило, бывшие выпускники Московской, Ленинградской и Рижской консерваторий. Но для меня, пожалуй, интереснее всего сравнить Советский Союз 60-х годов с сегодняшней Россией. Театральная культура того времени была у вас особенно интересна тем, что со сцены я мог подчас услышать то, чего нельзя было прочесть на страницах газет или в книгах. Мы были частыми гостями Театра на Таганке, пересмотрели все спектакли у Ю.Любимова. Вернувшись в вашу страну в 1994 году, я был приятно удивлен тем, что высокий уровень драматического театра сохранился, хотя тоталитарная система исчезла и эзопов язык стал не нужен. Музыкальное искусство было превосходным и тогда (мы слушали выступления Давида и Игоря Ойстрахов, Леонида Когана, концерты Святослава Рихтера), но и сегодня у вас много очень талантливых исполнителей. Иным мне представляется положение в литературе и кинематографе: фильмов снимается мало, и вряд ли среди них можно отыскать столь сильные и глубокие картины, как, к примеру, "Летят журавли".
- Считаете ли вы, господин посол, что культура Швеции может почерпнуть для себя что-то ценное из русской культуры, и что именно? - По-моему, в первую очередь следует говорить о литературе и музыке. Русскую классику читают в Швеции уже более ста лет. Толстой, Достоевский, Гоголь, другие русские писатели - это не только часть мировой литературы, для шведов это близкие и живые люди. Пьесы Чехова, например, постоянно идут на шведских сценах. Влияние вашей музыки особенно велико. Нам очень повезло за последние 10 лет: ваши замечательные музыканты-исполнители, такие, как Святослав Рихтер, посещали нашу страну, а знаменитые дирижеры - Геннадий Рождественский, Евгений Светланов - работают у нас, руководят лучшими оркестрами. Русские фильмы шведы знают меньше, хотя прекрасная картина Никиты Михалкова "Утомленные солнцем" прошла у нас с большим успехом.
- Швеция в нашем представлении - благополучная и процветающая страна, не знавшая войн и серьезных катаклизмов на протяжении 185 лет. Как это обстоятельство повлияло на характер и культуру шведов? - Наша страна не была вовлечена в войны почти два столетия. Но Швеция была очень бедной страной до начала нынешнего века: серьезные социальные болезни, голод. По этой причине почти миллион шведов эмигрировали в Америку. Это продолжалось в течение XIX века и до двадцатых годов нашего столетия. И в 30-е годы во время всемирной депрессии страна жила очень трудно, в весьма сложных обстоятельствах. Конечно, за последние 50 - 60 лет все изменилось: мы не знали бедствий войны, энергично развивалась экономика. Видимо, это повлияло на характер шведов: они более спокойные люди, у них нет излишней эмоциональности. Мы не привыкли к непредсказуемости, к неожиданным событиям, хотя подчас случаются и таковые, иногда весьма трагические. Вспомните убийство премьер-министра Улофа Пальме в 1986 году. Это был страшный шок для всех нас, как и гибель парома "Эстония" более трех лет назад, когда погибли 500 шведов. И, наконец, совсем недавно - самый страшный пожар в истории Швеции и один из наиболее крупных в Скандинавии, когда сгорела дискотека в Гетеборге и в одночасье ушли из жизни десятки находившихся там молодых людей. Так что катастрофы случаются и в наше время. Наша страна, конечно, очень изменилась за последнее десятилетие: если раньше была эмиграция из Швеции, то сейчас, наоборот, - активная иммиграция в Швецию. Стокгольм стал многоликим городом, где можно встретить совсем разные этносы. Это, естественно, обогащает и нашу культурную жизнь: музыку, литературу, театр. Она стала многообразной и разносторонней.
- У вас недавно прошли парламентские выборы, на которых победу одержала социал-демократическая партия. Именно она поведет Швецию в грядущее тысячелетие. Каковы, по-вашему, ее основные задачи? - Я не политик. Скорее - чиновник, которому доводилось работать с разными правительствами - социалистическими и не только. Важнейшая задача для любого руководства страны - это экономическое развитие. Сейчас в шведской экономике наблюдается заметный рост, но ему необходимо способствовать, а затем разумно распорядиться плодами роста. Это одна из главнейших задач. Другая задача - европейская. Уже несколько лет Швеция является членом Европейского союза, а 2001 год будет годом председательства Швеции в ЕС. Но пока правительство не приняло решения о вступлении страны в Европейский валютный союз. Мне кажется, что социал- демократам предстоит по крайней мере решиться провести в стране референдум по этому поводу. Но есть еще один сложный вопрос для руководящей партии. Он касается энергетики. На сегодня у нас работает двенадцать ядерных реакторов, и правительство решило по экологическим причинам для начала закрыть один или два. Однако выяснилось, что значительная часть населения с этим не согласна. Так что на пороге следующего тысячелетия правительству предстоит решить ряд непростых задач. В нашей беседе принял участие 1-й секретарь отдела культуры Посольства Швеции в Москве г-н Магнус ДАНБЕРГ, который также любезно согласился ответить на наши вопросы.
- Закончился год, когда Стокгольм был столицей европейской культуры. Что было в нем наиболее существенного? - Это, пожалуй, философский вопрос. Год культуры дал необычайное изобилие, широчайший спектр и возможность выбора любителям музыки, живописи, театра, кино, фотографии и дизайна. Можно было увидеть "живьем" выдающихся деятелей зарубежной культуры, познакомиться с их творчеством.
- Что останется на будущее? Чем запомнится шведам этот год? - Во-первых, это новый музей современного искусства. Он открылся после нескольких лет ремонта, значительно перестроен, и можно сказать, это новое очень современное здание. Кстати, его директор - англичанин - высказался в пользу русского искусства, которым он сам очень интересуется. Так что наши связи и в этой области будут крепнуть. Второе событие, имеющее непосредственное отношение к истории наших двух стран, - это выставки. Одна из них - "Густав III и Екатерина Великая" - открылась в залах Национального музея Стокгольма. В залах Оружейной палаты Стокгольма разместилась другая интереснейшая экспозиция: "Петр I и Карл XII", рассказывающая о жизни этих двух титанов, причастных к историческим событиям почти 300-летней давности. Обе выставки подготовлены сотрудниками Эрмитажа и музеев Стокгольма и в недалеком будущем приедут в Россию.
- Нынешний год - год 150-летнего юбилея великого шведа - Августа Стриндберга. Какие программы вы намечаете в связи с этой датой? - Прежде всего хочу сказать о событии, которое произойдет в Москве. В конце марта в Малом театре состоится премьера исторической хроники Стриндберга "Густав Ваза". Мне представляется, что эта пьеса прекрасно подходит Малому театру, если учесть его глубокие традиции, академическую атмосферу и большую сцену. Это совместная российско-шведская постановка, поскольку осуществляют ее с русскими артистами шведский режиссер Александр Нурдстрем и шведский сценограф Гунилла Вайс. Думаю, спектакль станет событием в театральной жизни Москвы. А в Стокгольме уже пять лет проводится Международный театральный фестиваль драматургии Стриндберга с участием и нескольких русских театров. Прошлым летом это был Московский театр "Сфера" с постановкой "Эрик XIV". Фестиваль как бы постепенно подходил к юбилею, набирая силы, и в этом году, безусловно, приобретет особую значимость. Поэтому я уверен: впереди нас ждет много интересного. Также в рубрике:
|