Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 4 (7164) 4 - 10 февраля 1999г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Под занавес

Последний формалист Сергей Мартинсон

Наталья КАЗЬМИНА


В 1932 году один известный театральный критик на его вечере со стыдом признался: "Прочитав всю литературу о нем, довольно солидную и обширную, я вынужден прийти к выводу, что о Мартинсоне ничего не сказано". С тех пор прошло более полувека, но ситуация мало изменилась. 6 февраля исполняется 100 лет со дня рождения Сергея Мартинсона, но серьезных книг о нем нет, и теперь уже вряд ли будут.

Никаких проблем?

Когда Мартинсону было 70 и знаменитый ведущий "Кинопанорамы" Алексей Каплер спросил у него: "Как это тебе, Сергей Александрович, удалось так сохраниться?", - ответ последовал мгновенно: "Я всегда был человеком легкомысленным и никогда не делал того, чего мне делать не хотелось". Такой поворот беседы телевизионное начальство сочло... легкомысленным, и эпизод из юбилейной передачи вырезали.

Когда Мартинсону было уже 80 и журналист задал ему банальнейший из банальных вопросов: "Если бы можно было начать сначала, стали бы вы актером?" - Мартинсон сначала поинтересовался, что на это отвечают коллеги. Узнав, что клянутся в верности своей профессии, грустно заметил: "Значит, у них была легкая жизнь в искусстве. Я бы не торопился с ответом". Вот так. С одной стороны, был легкомыслен и производил впечатление человека, у которого нет проблем, с другой - и его душу глодал иногда червь сомнений. Между жизненным легкомыслием и профессиональной драмой и пролегла судьба первого комика и эксцентрика советского кино.

Эксцентрик литературный Виктор Шкловский как-то изрек: "На дне искусства гнездится веселость". Это самое "дно" король гротеска Мартинсон исследовал вдоль и поперек, не слишком заботясь о том, будет ли его титанический труд официально оценен. Ему было довольно, что на улицах с ним здороваются, а официанты знаменитого ресторана ВТО провожают его под белы руки за "мартинсоновский" столик. Звание заслуженного получил в 50 лет, народного России ему дали в 65, к 80-летию вручили орден Трудового Красного Знамени. "Народного СССР" власти его так и не удостоили, несмотря на истинно народную любовь зрителей. Наверное, потому, что комик, и потому, что играл одни отрицательные роли, "врагов" то есть. Лишь однажды ему достался положительный персонаж - угольщик Филипп в фильме "Алые паруса".

Он родился в Петербурге, в семье инженера-строителя, выходца из Прибалтики, 6 февраля 1899 года, когда век XIX переваливал через хребет в век XX. Родители театр обожали и, видя, как Сережа млеет от восторга в темноте зрительного зала, с удовольствием брали его с собой - и в драму, и в оперу, и в балет.

В школе Сергей играл в театральной студии. Проучившись год в Технологическом институте, окончательно и бесповоротно решил стать актером. На вступительном экзамене в Институт сценических искусств читал монолог - ни больше ни меньше - Бориса Годунова. Приемная комиссия плакала от хохота, но принять его категорически отказалась. И только по настоянию знаменитого педагога Н. Петрова Мартинсон стал студентом.

От Снегурочки до ведьмы

Страсть к перевоплощению, причем эксцентричному по максимуму, стопроцентному, видимо, была частью натуры Мартинсона. В детстве он любил изображать женщин при помощи маминых туфель, платьев и платков. Первой его ролью в пять лет стала Снегурочка на рождественской елке. Это было очень смешно, но потом Сережа расплакался, отказавшись изображать девчонок впредь, и заплаканную Снегурочку отнесли спать. Кстати, одной из последних ролей Мартинсона стала тоже женщина. В 80-х в своем "Бенефисе" на ТВ он сыграл ведьму. А в начале 20-х в Театре "Вольная комедия" в Ленинграде он с большим успехом у зрителей изображал балерину-неудачницу. Она все время падала и спотыкалась, путаясь в собственных ногах. Возможно, уже тогда это были те самые "виртуозные ноги, обработанные американским танцем", о которых скоро с восторгом напишет режиссер Леонид Трауберг.

Через год они встретились в мастерской ФЭКСОВ, и Мартинсон сыграл свою первую роль в кино в фильме Григория Козинцева и Леонида Трауберга "Похождения Октябрины". Мартинсоновский министр-интервент Кулидж Керзонович Пуанкаре выскакивал из пивной бутылки нэпмана, как черт из табакерки, и несся по экрану в головокружительном ракурсе.

По одной из легенд, Мартинсон прослыл мастером эксцентрики, сыграв Хлестакова в спектакле Мейерхольда "Ревизор ". Хотя кто его знает? Может быть, как раз наоборот: за природную пластическую виртуозность и пригласил его Мастер в свой спектакль. Это был третий знаменитый Хлестаков в Русском театре - после Михаила Чехова и Эраста Гарина, - Хлестаков, как восторженно написала критика, сыгранный "просто по Гоголю", "человек ничтожнейший, пустышка невесомая". Он как бы парил над сценой, "был почти нематериален; голова вот-вот отделится от корпуса, руки жили своей жизнью, речь рассыпалась на междометия, внезапные выкрики, шепоток, скороговорки... Хлестаков растворялся, исчезал, завивался в пустоту". В 1930 году на гастролях Театра Мейерхольда Мартинсон - Хлестаков удостоился рукоплесканий самого театрального Парижа.

Все роли Мартинсона в кино поражали соединением вещей контрастных - странного и смешного, симпатии и шалости, сатиры и романтики, отвращения к персонажу и восторга от того, с каким блеском сочинен образ. Мартинсон оставался собой, надевая любую маску. Всегда был умнее своих персонажей. И не случайно любил говорить, что комик - это не тот, кто умеет рассмешить, а тот, кто способен посмеяться вместе с другими.

Маникюрные ножницы

"Да ты же дурак, король дураков! - писали о Сметаниче Мартинсона в спектакле Мейерхольда "Мандат". - Ты весь склеен из пустяков, свинчен из глупостей. Ты, скорее, похож на маникюрные ножницы, чем на человека". Мартинсон обладал богатейшей коллекцией этих героев - маникюрных ножниц, и спутать одного с другим было просто невозможно. В фильме Якова Протазанова "Марионетки" это был парикмахер Соль, которого принимали за короля. В фильме "Подвиг разведчика" Б.Барнета - Вилли Поммер, мот, кутила и олух, с которым Кадочников пил "за нашу победу". Пожалуй, этот дурак Мартинсона оказался и самым идеологичным из его созданий: глядя на него, всякого советского человека должна была переполнять гордость - такого врага мы не имели права не победить. Кстати сказать, именно Мартинсон первым в советском кино сыграл Гитлера - в "Новых похождениях Швейка" Сергея Юткевича. С удовольствием после рассказывал, что Гитлер, увидев себя на экране (где? когда?), внес актера в свой личный "черный список" и пообещал повесить на первом фонаре. После роли композитора Керосинова в картине "Антон Иванович сердится" (того, что сочинял свою "Физиологическую симфонию в четырех пароксизмах" на мотив детской песенки "По улицам ходила большая Крокодила") слава буквально бегала за Мартинсоном по пятам - мальчишки во дворе улюлюкали ему вслед: "Бензин-Керосин идет!" А был еще поющий-танцующий телеграфист Ять из классической "Свадьбы" Исидора Анненского, неунывающий Бони в старой версии оперетты "Сильва", непробиваемый бюрократ Миусов из "Безумного дня", который чуть не доводил до помешательства милейшего ясельного завхоза Игоря Ильинского, еще одного знаменитого мейерхольдовского актера; был Лебедев из пырьевского "Идиота", глаза которого зажигались алчным огнем, когда Настасья Филипповна бросала в огонь пачку ассигнаций.

С годами в кино победившего социализма актеру-эксцентрику Мартинсону оставалось все меньше места. Не было бы счастья, да несчастье помогло. И знаменитые советские сказочники Птушко и Роу обрели идеального актера на роли всевозможных несимпатичных типов. Пожалуй, самыми знаменитыми сказочными персонажами актера стали Дуремар, продавец пиявок из "Золотого ключика", рыжий боярин-заговорщик из "Сказки о царе Салтане", злой волшебник из "Сказки о потерянном времени".

Я узнаю вас: вы тень

В жизни Мартинсон всегда выглядел мужчиной в самом расцвете сил, щеголем, жизнелюбом, ловеласом, настоящим кавалером. И только очень близко знавшие его замечали, что ходить с годами он стал чуть медленнее, а улыбаться - чуть меньше. Кто-то, наверное, вообще удивлялся, что он еще жив. И мог бы, казалось, встретив его на улице, обратиться к нему с репликой из давней пьесы, в которой Мартинсон играл: "Я узнаю вас... Вы - человек двух измерений. Вы - тень". Но что бы сказал этот циник, узнав, что на съемках фильма Игоря Масленникова "Ярославна, королева Франции" актер сам ездил на лошади? В 80 лет!

В одном из последних интервью Мартинсон вдруг разоткровенничался, рассказывая, как на экране пел, танцевал: "А вот любить, увы, не пришлось. Ни мне кого-то, ни меня кому- то. Я вам больше скажу: даже не помню, чтобы меня хоть раз поцеловали на сцене или экране. Так и остался в искусстве... нецелованным". Потом помолчал и добавил: "Зато я любил... за кадром. А это куда интереснее".

Официально женат Сергей Мартинсон был дважды. Как рассказал в телепередаче "В поисках утраченного" Глеб Скороходов, его первой женой была балерина. Их, как и многих кинозвезд тех лет, часто звали на приемы в посольства. Сергей Александрович много работал и по посольствам не ходил, а она бывать там любила - в итоге ее обвинили в шпионаже и посадили. Он исправно носил ей передачи, пока не узнал, что ее не стало. Вторая жена Мартинсона, Луиза, была много моложе его, их познакомил в Одессе Павел Кадочников, на съемках фильма "Подвиг разведчика". Она родила ему дочь Наташу. Смешная, шалая, несомненно, способная, дочь унаследовала не только папин нос, но и папины отвагу и легкомыслие. Училась в Щукинском училище на актрису, там ее звали "Мартини". Немного снималась, немного выступала на эстраде. Ее самой известной ролью стала, пожалуй, роль в папином "Бенефисе", снятом Евгением Гинзбургом. Говорят, Мартинсону эта передача очень нравилась. Сейчас Наташа в Америке, уехала по любви, у нее двое детей.

Дядюшкин сон

За всю жизнь Мартинсон сыграл не так много классических ролей. Конечно, он был достоин большего. Но с ролью престарелого князя в "Дядюшкином сне" Достоевского столкнулся даже трижды. С одной стороны, мистика, с другой - кто, кроме Мартинсона, способен был сыграть роль этого "полупокойника, которого забыли похоронить", но который говорит о любви вдохновенно и неясно, как юноша? Впервые он сыграл Князя в Театре-студии киноактера, где служил до самой смерти, в спектакле Николая Плотникова в 1956 году. Во второй раз это случилось в 1967-м в кино - у Константина Воинова (автора незабываемой "Женитьбы Бальзаминова") в паре с Лидией Смирновой. А в начале 70-х он мог бы сыграть эту роль в Театре Маяковского. Его пригласила сама Бабанова. Но то ли фортуна опять повернулась спиной к этой знаменитой, но после Мейерхольда недооцененной актрисе, то ли Мартинсон опять проявил свой эксцентрический характер... Спектакль не состоялся.

Пожалуй, только перед самым уходом, в 84-м, в последнее лето старости, Мартинсон проговорился о том, что, в сущности, понимал всегда: "В актерском деле опасно не излишество изобретательности, а серость, не изощренность во внешнем рисунке, а его расплывчатость и вялость, не обостренная выразительность, а унылое правдоискательство". В этих словах легкомыслия не было вовсе, скорее, невидимые миру слезы.

Также в рубрике:

ПОД ЗАНАВЕС

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;