Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 37 (7445) 23 - 29 сентября 2004г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
АрхитектураЕВГЕНИЙ ЗЯБЛОВ: "Россия вторглась в лагуну"БИЕННАЛЕБеседу вела Анна МАРТОВИЦКАЯ
В Венеции проходит IX Международная архитектурная биеннале. Наша страна представляет на ней проект "Архитектурная мастерская - Россия". В течение всего периода работы биеннале в российском павильоне проходит цикл из девяти семинаров-мастерских (так называемых "воркшопов") для российских студентов и молодых архитекторов под руководством известных зарубежных зодчих. Идея на первый взгляд странная, но на второй - предельно честная. Мы не выставляем объекты современной архитектуры, поскольку ее у нас в настоящее время нет. А есть подрастающее поколение проектировщиков, на которое мы возлагаем большие надежды и не стесняемся этого. О том, что сегодня происходит в российском павильоне, мы беседуем с Евгением ЗЯБЛОВЫМ, генеральным директором ГВМЦ РОСИЗО, комиссаром проекта "Архитектурная мастерская - Россия".
- Евгений Максимович, расскажите, пожалуйста, как прошло открытие российского павильона на IX Международной архитектурной биеннале в Венеции? - Напомню, наша страна в этом году показывает в Венеции очень сложный проект, в котором в общей сложности задействовано около 150 человек, из них 90 студентов, отобранных в результате всероссийского конкурса. Мы намеренно начали свою работу за неделю до официального открытия биеннале, и к появлению первых гостей нам уже было что показать. И мы не ошиблись: открытие экспозиции нашего павильона собрало небывалое число посетителей и прошло очень успешно.
- Россиян критикуют за то, что темой первого семинара было выбрано "Вторжение в лагуну", нацеленного на разработку проектов застройки исторической части Венеции. Газетчики язвительно писали: русские не способны решить собственные градостроительные проблемы, а лезут в чужие пространства и учат мир жить... - Это россияне и писали! Вечное стремление выпороть себя на глазах у изумленной публики... Вообще-то первый семинар должен был быть посвящен теме строительства нового аэропорта, но модератор, один из ведущих архитекторов мира Марианна Буркхалтер заболела, мы были вынуждены провести срочные переговоры с другими архитекторами. На нашу просьбу приехать в Венецию и начать работу со студентами откликнулись Мартин Биевенга и Кристофер Эльзассер из голландского бюро "West 8". Они-то и предложили тему "Венеция - вторжение в лагуну". Мы, кстати, с самого начала решили, что сами темы придумывать не будем - западные мастера лучше знают приоритеты современного архитектурного сообщества. И тема "Венеция - вторжение в лагуну" оказалась очень интересной и даже сенсационной. Однако для города она не нова: итальянские архитекторы не раз получали заказы на расширение территории. Перед нашими ребятами не ставились конкретные градостроительные задачи - их проекты должны были осмыслить ситуацию в целом, - но студенты проявили необыкновенное рвение и за неделю так вжились в поставленную перед ними проблему, подготовили столько чертежей, планов и макетов, что модераторы признались, что для них такой высокий уровень работы был неожиданностью. Приходил к нам и Курт Форстер - главный куратор Венецианской биеннале архитектуры - и сказал, что всегда мечтал о том, чтобы в рамках биеннале провести подобный "воркшоп", но считал, что это неподъемно с организационной точки зрения. Напомню, всего таких семинаров в российском павильоне пройдет девять, но думаю уже на примере первого понятна очень важная вещь: в России нет хорошей архитектуры не потому, что нет талантливых архитекторов. Наша проблема в другом - назовите это бюрократией или экономикой.
- У ребят есть время посмотреть Венецию или хотя бы саму биеннале? - Конечно, программа была спланирована именно таким образом, чтобы студенты смогли познакомиться с Венецией. Пять дней из десяти они проводят в работе, а остальное время в городе и на биеннале, но уже в качестве посетителей. И кстати, они сначала осматривают экспозицию и только потом садятся за собственные проекты. Архитектурная биеннале - это настоящая энциклопедия новых форм, методов и идей, и, думаю, несколько дней для молодого человека - достаточный срок, чтобы познакомиться с ними и проникнуться.
- Проекты, которые создаются сейчас в российском павильоне, могут быть реализованы в каком-то виде, или это архитектура ради архитектуры? - Основная наша задача, повторюсь, - развить ребят, изменить их представления, создать контекст для их будущего творчества. Мы уверены в том, что поездка в Венецию не только расширит их кругозор, но станет стимулом для борьбы с нашей бюрократией и отсутствием культуры заказчика. Конечно, теперь в их багаже есть и конкретные методы решения конкретных творческих задач, будь то проектирование аэропорта, офисного центра или нового жилого квартала. Многие из этих идей рано или поздно будут реализованы. И модераторы говорили мне, что для себя почерпнули ряд идей, которые собираются использовать практически. Я хотел бы особо отметить, что по возвращении из Венеции наша работа с участниками семинаров не закончится. Мы намерены поддерживать талантливых ребят. В частности, их работы будут показаны в Москве в рамках 1-й Московской биеннале современного искусства, которая пройдет в январе будущего года. Сделаем то, что было невозможно в Венеции - покажем одновременно результаты всех девяти семинаров. Потом эта экспозиция будет превращена в передвижную и проедет, я надеюсь, по 17 городам России (в работе "Архитектурной мастерской - Россия" принимают участие студенты из 17 городов). Может быть, и больше городов будет охвачено, я пока боюсь обещать что-либо, так как непонятно, как этот проект будет финансироваться. В бюджете Федерального агентства по культуре и кинематографии подобные выставки не запланированы, но представитель агентства пообещал найти средства, потому что опыт неоценим. Сложится, наверно, из двух частей: из поддержки ФАКК и из поддержки регионов. Кстати, многие студенты предлагают свои услуги по переговорам с властями. И конечно, по результатам работы на биеннале будут изданы дидактические материалы. Не без гордости хочу вам рассказать, что ряд зарубежных архитектурных бюро и институтов уже заказали нам эти материалы, хотят использовать их в образовательном процессе.
- Каково ваше общее впечатление от IX Международной архитектурной биеннале в Венеции? Справедливы ли упреки в том, что она переживает кризис? - Скажу честно, до поездки в Венецию я считал, что архитектурная биеннале действительно в кризисе, поскольку на такой выставке нельзя показать результат творчества - здание не привезешь, и в распоряжении участников остаются только проекты того, чего еще нет, или сублимации в виде инсталляций и чертежей и макетов. Сейчас мое мнение в корне изменилось. Архитектурную биеннале и не нужно воспринимать как аналог биеннале искусств, это, скорее, международная научно-практическая конференция, на которой ученые получают уникальный шанс обменяться последними достижениями. И если относиться к биеннале именно так, то становится понятно, за что "Золотого Льва" получил павильон Бельгии, который собственно архитектуру вообще не демонстрировал. Бельгийцы сумели показать, что архитектура - это не только проектирование зданий, сегодня это, прежде всего, инструмент глобализации. Архитектура при стремлении решения глобальных задач должна осознавать свою ответственность перед миром и жизнью.
- А российский павильон мог получить "Золотого Льва"? - Говорили, что нам ничего не дали, так как мы не участвуем в политических интригах на биеннале. Может это и так, но дело не только в этом. К чести системы биеннале, я увидел, что Россия пока не заслуживает "Льва". Мировое сообщество интересуется существом архитектуры и оценивает принципиальный глобальный вклад в развитие мира архитектурными средствами. Ну, как изобретение или научное открытие. В России этого пока нет. Эксперименты России изящны и полезны, но ничего глобального она пока предложить не может. Мы занимаемся сугубо внутренними проблемами, пытаемся вырастить новое поколение проектировщиков. Мы пока еще ничего не привносим в мир, только заявляем о готовности двигаться в этом направлении. Если наши семинары продолжатся, думаю, через пять - десять лет у нас есть шанс по-настоящему заинтересовать архитектурную общественность мира своим актуальным вкладом в его развитие. И тогда мы заслужим "Льва". Также в рубрике:
|