Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 5 (7165) 11 - 17 февраля 1999г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Окно в РоссиюМы собираем лучшихВ Центральном доме актера прошла церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Окно в Россию"-98 Подготовили Наталья ПОТАЕВА Два года назад, когда конкурс "Окно в Россию" только задумывался, никто и не предполагал, что он станет событием такого - действительно всероссийского - масштаба. Задача была иная - понять, как обстоит дело в "культурной" провинции. Неожиданно обнаружилось, что идея эта необходима всем без исключения - и деятелям культуры в регионах, о которых если и вспоминали, то в виде обобщенно-абстрактной иллюстрации к популярному тезису "довели страну", и столичной художественной элите, которой важно понимать культурный контекст, в котором она существует, и руководителям страны и столицы, и профессиональным и общественным организациям, и, конечно, читателям "Культуры". А главное, выяснилось, что "культурная карта" России отнюдь не содержит каких-то катастрофических признаков. Разнообразие стилей, форм и жанров, невероятное количество новых художественных идей, нестандартное решение давно наболевших проблем, яркие творческие индивидуальности - это и есть "Окно в Россию", открывать которое помогали авторитетные московские критики и известные деятели культуры, принимавшие участие в конкурсе как эксперты и члены жюри. - Я убежден, никакой "чумы" в российской культуре нет, - сказал, открывая церемонию награждения, главный редактор газеты "Культура", председатель жюри конкурса Юрий Белявский, - она живет и развивается. Об этом свидетельствуют и впечатляющие достижения деятелей культуры, и переполненные залы театров, музеев, библиотек. Министр культуры РФ Владимир Егоров поздравил всех присутствующих с этим событием. Действительно, в зале собрались люди, которые представляют "золотой фонд" отечественной культуры, - те, кто, вопреки обстоятельствам, жизни и судьбе, сохраняет и продолжает традиции национальной культуры, те, кого академик Дмитрий Лихачев назвал "последними святыми на Руси". Кстати, именно медаль его имени и вручал лауреатам конкурса, работающим в малых и средних городах России, сопредседатель исполкома Конгресса интеллигенции, директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. И медаль эта сделана одним из лучших ювелиров страны Андреем Анановым. Анатолий Костюкович, представитель Совета Федерации, и Валерий Тарасов, депутат Государственной думы, говорили о необходимости поддержки культуры в регионах страны. Алик Туйгунов, директор отдела по связям с общественностью и правительственными организациями компании "Филип Моррис", бессменного генерального спонсора "Окна в Россию", отметил уникальность этого конкурса: в одном конкурсе участвуют театры и музеи, библиотеки и институты. А потом на сцену стали подниматься победители и лауреаты... "Окно в Россию" - пожалуй, наиболее демократичный из конкурсов в области культуры. И полифоничный. Только он может объединить одного из самых молодых директоров библиотек в стране Евгению Колесникову, руководителя Донской публичной библиотеки, и одного из старейших театральных деятелей России Наума Орлова, художественного руководителя Челябинского государственного академического театра драмы им.С. Цвиллинга. Всемирно известное Пензенское художественное училище им. К.Савицкого, которое недавно отметило свое 100-летие и библиотеку из города Шацка, где население составляет семь тысяч человек, и которая тоже готовится отметить свой вековой юбилей. Новосибириский государственный театр оперы и балета, один из крупнейших в России и Муниципальный театр оперетты Урала из города Новоуральска, где проживает всего сто тысяч жителей. Художественное училище ИНТЕРСТУДИО из города Пушкина и Хакасский республиканский театр кукол из Абакана. Пермский академический театр оперы и балета им. П.И.Чайковского и Муниципальный "Рыжий драматический театр" из Пятигорска. Именно от этих людей, как отметил начальник управления библиотек Министерства культуры РФ Евгений Кузьмин, и зависят судьбы культуры: заменит ли Интернет книги, вытеснит ли телевидение театр. И будут ли ездить люди в село Ферапонтово, чтобы увидеть уникальные фрески Дионисия, которым через три года исполнится 500 лет. Уже завтра победители и лауреаты вернутся в свои города - к повседневным хлопотам и проблемам, к творчеству, которое в современной России предполагает и преодоление безденежья, и невнимание местных властей. Людям культуры живется очень трудно, но они победили главное - грех уныния. И значит - победили вообще. Но сегодня праздник. На сцену поднимаются известные деятели культуры Владимир Васильев, Фазиль Искандер, Зураб Церетели, Ефрем Зверьков, Наталья Касаткина, Ирина Родимцева, чтобы приветствовать и поздравить своих коллег. Для них играют лучшие музыканты столицы. Ради них приехала сюда московская пресса: российская культура на подъеме - это хорошие новости. ...В эту пятницу в столице обсуждалось очередное соглашение о "политическом перемирии". В Центральном доме актера собрались люди, которые, быть может, лучше всех представляют себе, что объединяет сегодня наших соотечественников. Национальная культура на протяжении столетий играла в истории нашего народа объединяющую роль. К сожалению, мы не ценим старых истин, мы надеемся, что придумаем новые... Полный список победителей и лауреатов см. в N 1 от 14 января 1999 г.
Зураб ЦЕРЕТЕЛИ, президент Российской академии художеств:
- Зураб Константинович, насколько для творческого человека важен стимул? - Конечно, конкурс "Окно в Россию" подстегнет провинциальные учреждения культуры. Их руководству ведь тоже не чужд дух азарта. Мы сейчас и сами объявили конкурс: на лучший макет памятника Василию Баженову, великому русскому архитектору.
- Согласны ли вы с мнением политиков, которые твердят, что с финансированием мероприятий из области культуры надо подождать: мол, не те сейчас времена, мол, кризис у нас? - Развитие культуры - это развитие нации. Его можно тормозить, но нельзя остановить. Как устранить потребность в самовыражении, которая существует у людей искусства?! Тем более что профессионалу ни в коем случае нельзя терять уже приобретенные навыки. Если ты оперный певец и не будешь тренировать связки - потеряешь голос. Да что говорить, если и во время Отечественной войны создавались произведения, ставшие бессмертными. А кризис, о котором так много сейчас толкуют, - обыкновенное явление для экономики любого государства, будь оно сильным или слабым. Можно взять сколь угодно примеров из истории Америки и стран Европы. Наоборот, сейчас настоящие творцы вносят огромный вклад в развитие культуры, часто работая и без гонораров.
Светлана ОКОЛЬНИКОВА, директор Хакасского республиканского театра кукол "Сказка": - В последнее время не так часто провинциальные учреждения культуры куда-либо приглашают. А так хочется заявить, что мы есть, что мы существуем и нисколько в творческом плане не уступаем столичным театрам. Наш театр, в частности, стал номинантом большого конкурса-фестиваля "Золотая маска". Войти в число лауреатов "Окна в Россию" (все-таки из 50 театров попасть в "пятерку") и, более того, удостоиться специальной премии движения "Отечество" - это почетно. Это заставляет работать лучше. Ну и денежная премия тоже, конечно, не помешает.
Михаил ПИОТРОВСКИЙ, сопредседатель исполкома Конгресса интеллигенции РФ, директор Государственного Эрмитажа: - Кто-то может воспринимать эту премию как оценку своей деятельности, для кого-то это - подведение итогов. Но пусть все эти музеи, театры, библиотеки будут такими, какие они есть. И пусть премия, которую они сегодня получают, им в этом поможет. А что касается самого проекта, то, на мой взгляд, конкурс - это очень хорошая, если не сказать лучшая, форма общественного события. К тому же "Окно в Россию" отличается от других конкурсов еще и тем, что здесь жюри оценивает реальные достижения того или иного учреждения культуры, а не показательные выступления неких отдельных "борцов" за призовой фонд. И когда меня пригласили на церемонию вручения премий "Окно в Россию", я ни секунды не колебался - решил: здесь надо быть обязательно.
Ирина ЖУКОВА, представитель компании "Филип Моррис": - Конкурс состоялся - это главное. Что же касается результатов, то здесь мы полностью доверяем мнению жюри. Хочется верить, что для "Окна в Россию" нынешняя церемония - очередной этап в развитии конкурса. У этой премии есть все шансы стать престижной общенациональной наградой.
Сергей ФИЛАТОВ, председатель исполкома Конгресса интеллигенции РФ: - Я вчера разговаривал с Дмитрием Сергеевичем Лихачевым. Он остался очень доволен воплощением идеи, которая зародилась, кстати говоря, на фестивале малых и средних городов в Пятигорске. Более того, мы с ним обсудили еще одну премию Конгресса интеллигенции под рабочим названием "За наибольший вклад в интеллектуальное развитие общества". Все предыдущие премии предназначались коллективам, но хочется, чтобы медаль носил на груди конкретный человек. Им может стать писатель, режиссер, политик, журналист и так далее. Но мы бы хотели, чтобы во время вручения этой премии человек поделился своими мыслями, видением современного мира, взглядами на его будущее развитие. В общем, приятно осознавать, что конкурс "Окно в Россию" подсказывает дальнейшие шаги.
Фазиль ИСКАНДЕР: - Этот конкурс - очень вдохновляющее и очень доброе мероприятие, направленное на развитие общероссийской культуры. Важно, что талантливые люди из провинции замечаются и примечаются Москвой. Да и материальное стимулирование играет немалую роль. Но главное - развить творческий интерес. Так что газета "Культура" вкладывает свои силы в полезное и серьезное дело. Я считаю, что кризис кризисом, а культуру обязательно надо поддерживать. И прошедший вечер - хороший тому пример, тем более что никаких непомерных расходов он не принес. Как раз в тяжелый для страны момент не следует терять бодрости духа и любви к культуре.
Мария КОНОВАЛОВА, директор Калужской областной специальной библиотеки для слепых им.Н.Островского:
- Как отреагировали ваши знакомые на весть о том, что вы стали лауреатом конкурса? - Наш коллектив просто в это не поверил. А окружающие даже и не удивились. Сказали, что так и должно быть. Но в любом случае мы очень рады. Кстати, первый, кто нас поздравил, был начальник Департамента культуры нашей области.
- Обычно после признания заслуг коллектива местное начальство старается сделать что-нибудь существенное... - А наше местное начальство нам постоянно помогает. Возможно, это и помогло нам стать лауреатом конкурса "Окно в Россию".
Валерий ЕГУДИН, директор Новосибирского государственного театра оперы и балета: - Мы попали на конкурс "Окно в Россию" и случайно, и в то же время преднамеренно. Просто заполнили присланную вами анкету. Приехал к нам в Новосибирск экспертный совет и, судя по всему, решил, что театр приличный и заслуживает того, чтобы его отметили. Это приятно.
- Выходит, денежная премия для вас была не так уж важна? - Победа в конкурсе "Окно в Россию" - прежде всего - престижна. Точно так же, как и успех, скажем, на "Золотой маске" (в этом конкурсе наш театр также намерен принять участие в этом году). Но и финансовая поддержка - вещь очень важная. Можно, конечно, сказать, что этот грант - не такие уж большие деньги. Но для нашего творческого коллектива, например, это еще одна постановка.
Алиса АКСЕНОВА, директор Владимиро-Суздальского историко- архитектурного и художественного музея-заповедника: - Если честно, то на первый конкурс "Окно в Россию" я даже внимания не обратила. Но у нас было федеральное собрание, на которое съехались все начальники управлений культуры. Среди гостей были и представители газеты "Культура", которые персонально устыдили меня в том, что наш музей не участвует в конкурсе. И вот - мы здесь. И главное, как мне кажется, даже не сама денежная премия, а возможность самопроявиться. Когда говоришь людям, с которыми работаешь, что они - одни из лучших в Европе или в России, и что это признали профессионалы... Это лучшая премия, можете мне поверить. Нужно постоянно участвовать в конкурсах, показывать результаты своего труда. Только таким образом мы можем узнать, чего стоят все наши усилия.
Глафира МИШЛАНОВА, директор Муниципального театра оперетты Урала:
- Почему вы решили участвовать в конкурсе "Окно в Россию"? - У нас прекрасная труппа. Мы очень много работаем: стараемся учесть интересы максимального количества зрителей. Хоть город у нас и небольшой, но поклонников и театра, и музыки в нем хватает. Поэтому в нашем репертуаре есть и строгие классические произведения, и спектакли "легкого жанра". Мы в свое время много гастролировали: в России знали и любили и наш коллектив, и наш маленький город. Но сейчас достаточно сложно выехать на гастроли, показать себя. А без общения с внешним миром работать очень тяжело. И мы решили напомнить о себе участием в конкурсе "Окно в Россию".
- Что для вас было стимулом - денежная премия или престиж? - Даже если бы мы не получили ни одной копейки, мы бы все равно были счастливы: о нашем театре узнала вся Россия. А профессиональное признание чего-нибудь да стоит. Также в рубрике:
|