Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 5 (7165) 11 - 17 февраля 1999г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Кино"Горбушка" сильно поределаБеседу вел Геннадий БЕЛОСТОЦКИЙ Финансовый кризис больно ударил по всем, кто занимается деятельностью, так или иначе связанной с кино. Но, пожалуй, больше всего пострадали видеодистрибьютерские фирмы, поскольку они жестко связаны с импортом (видеоправа, пленка, корпуса кассет, оборудование). О ситуации на видеорынке и перспективах выхода из кризиса в беседе с нашим корреспондентом размышляет генеральный директор компании "Варус Видео" Яков АБРУКИН.
- Яков Абрамович, какова была первая реакция видеорынка на резкое падение рубля? - Паника. Люди кинулись покупать валюту, дорогостоящие вещи, запасаться продуктами. Им было не до кассет. И так продолжалось до конца сентября. Это - с одной стороны. С другой - неопределенность с курсом доллара не позволяла сформировать финансовую программу действий видеокомпаний. Попытки устанавливать цены в долларах для оптовых покупателей перекладывали на них риск потерь, и они просто не брали товар, опасаясь, что не смогут продать его не в убыток себе. А на ранее купленный товар они завышали цены, в тот период можно было найти кассеты и по 350 рублей за штуку. Поскольку трудно было определиться с ценами, объемы продаж упали в десятки раз, многие компании на время заморозили свою деятельность. А те, которые остались на рынке, как правило, предпочли не выпускать сильные фильмы из боязни, что в создавшихся условиях они будут потеряны - не соберут то количество зрителей, которое могли бы собрать.
- Планы "Варус Видео", однако, внешне не сильно изменились в связи с обвалом рынка. То, что было ранее объявлено, то и выпускали. Людей не увольняли. - Да, мы избрали несколько иную стратегию, чем наши конкуренты. И исходили из той непреложной истины, что интерес к новым фильмам примерно в десять раз выше, чем к старым. Пусть спрос на наши хиты в сентябре или октябре будет относительно невысок, эти картины купят и в последующие месяцы. Наши расчеты во многом оправдались. Если оценить потенциал фильма в докризисное время в 100 процентов, то теперь он реализован на 60 - 70 процентов. По нынешним временам это очень высокий показатель.
- Как же вам удалось сохранить на прежнем уровне взаимоотношения с дилерами, которые не могли рисковать? - Мы вынуждены были взять риск на себя и установили минимально возможную фиксированную отпускную цену на кассеты - причем в рублях, а не в долларовом эквиваленте. Для этого пришлось работать за счет собственных ресурсов: и ресурсов оборудования, и людских - нашим сотрудникам была снижена зарплата. Нам нужно было во что бы то ни стало добиться, чтобы на рынке остались наши партнеры: дилерская сеть и торговые точки. Это профессионально подготовленные люди: они знают товар, с которым работают, они умеют работать с покупателями. Если произойдет распад этой инфраструктуры, рухнет лицензионный рынок целиком. И на его восстановление уйдут годы.
- Появились ли на рынке обнадеживающие тенденции? - Уже в ноябре стало заметно, что люди, устав от потрясений нашей кризисной жизни, захотели отвлечься от нее. И они вернулись в кино. В результате довольно резко возросли объемы продаж кассет. В рублевом исчислении они составили примерно 80 процентов от объемов, достигнутых в марте - самом удачном в коммерческом отношении месяце. Но, повторяю, - в рублевом исчислении. К сожалению, рубль стал в три с половиной раза дешевле. То есть и ноябрь, можно сказать, был для нас убыточным. Эти убытки, однако, не смертельны, мы их планировали, исходя из ситуации на рынке.
- Что собираетесь выпускать в 1999 году? - Все большие новые фильмы компаний "Уорнер Бразерс" и "Метро Голдвин Майер", с которыми мы сотрудничаем. А в ближайшее время выпустим такие блокбастеры, как "Ронин", который только-только вышел в России в театральном прокате, "Мстители" - своего рода вариация фильмов о Бэтмене, "Переговорщик", "Практическая магия", "Солдат", который сейчас усиленно пиратируется.
- По вашим ощущениям, каково сейчас на рынке соотношение пиратской и лицензионной видеопродукции? - Сейчас вся страна в плане видеобизнеса распалась на кольца. Есть Москва, есть крупные города, и есть провинция - громаднейшие территории. В отдельных регионах пиратство стопроцентно. В магазины там поступает продукция только местных пиратских студий. Я об этом знаю по многочисленным письмам, которые приходят к нам. В провинции просто нет экономических условий для того, чтобы заниматься лицензионным видео. В Москве произошло разделение. Есть точки, где продают только лицензионную продукцию и работают профессионально, заботясь о расширении круга постоянных покупателей. И есть такие, где продают только пиратскую продукцию - на нее есть свой покупатель. Существует и много "смешанных" точек, где можно купить как лицензионную продукцию, так и выдаваемую за лицензионную. А в целом по Москве, по нашим оценкам, процентов 60 пиратской продукции. И это несмотря на то, что пиратов сильно потеснили в ноябре. Пиратством занимаются профессионалы высокого класса. Они добывают исходный материал, профессионально готовят его к тиражированию - оснащены достаточно дорогой цифровой техникой, позволяющей перевести этот материал из американского стандарта NTS в PAL со специальной обработкой сигнала для снижения уровня шумов и повышения качества изображения. У них есть студии озвучания, есть полиграфическое оборудование, с помощью которого добиваются, чтобы контрафактные кассеты выглядели как лицензионные. У них есть отлаженная сеть реализации продукции. У пиратов жесткая конкуренция: если замешкался, "твой" фильм выбросят на рынок другие пираты. Как правило, зазор между премьерой фильма в США и выпуском его у нас пиратами не превышает недели, это так называемые "экранки". И на них есть спрос. Кассеты с качественной записью появляются, когда удается добыть качественный исходный материал. Когда начался кризис, паника охватила и пиратов. Но к концу сентября они резко активизировались, и октябрь можно назвать месяцем пиратского пиршества. Но тут вмешались правоохранительные органы, и в ноябре пиратский бум прекратился. Сильно поредела знаменитая "Горбушка".
- Так все-таки можно сказать, что ситуация на рынке улучшается? - Стало труднее, потому что ресурсы, которые мы расходовали в кризисный период, уменьшаются, а просвета пока не видно. Неопределенность с курсом доллара свела потребление в масштабах страны к минимуму. Это минимальное потребление может удовлетворяться минимальным производством. А минимальное производство убыточно. Все крупные видеокомпании, в том числе и наша, рассчитаны на то, чтобы окупаться при большом производстве. Индикатором болезненного состояния общества является курс доллара. Пока он растет, мы будем продолжать жить в кризисе. И у общества, и у любой компании есть критическая "температура", выше которой жизнь невозможна. Мы приближаемся к критической черте.
- Ваши зарубежные партнеры понимают, что происходит в России, и идут на уступки? - Может быть, даже больше понимают, чем наши власти. Для них особое значение имеет не просто кризис, а кризис доверия. Любой кризис - это разрушение цепочки доверия. Мы чувствуем доверие наших зарубежных партнеров, но ведь оно не безгранично.
- Вы ежегодно продлеваете договора с компаниями- мейджорами. На 1999 год они продлены? - Нет. Наш контракт действует до конца февраля и может быть продлен на следующий период в конце февраля, как в прошлом году. Но всегда есть ощущение того, идет ли дело к прекращению контракта или к его продлению. Пока мы доверие еще не потеряли. Но у меня есть основания беспокоиться, останутся ли вообще наши зарубежные партнеры на российском видеорынке из-за ситуации в стране. Самое главное - практические шаги по преодолению кризиса. А для этого необходима основа - политическое единение всех сил, которые не хотели бы, чтобы страна и дальше двигалась в кризисном направлении. Также в рубрике:
|