Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 5 (7165) 11 - 17 февраля 1999г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Музыка

Не плачь, дитя

"Демон" в объятиях "Новой оперы"

Лариса ДОЛГАЧЕВА


Из массы способов уподобиться известной унтер-офицерской вдове в "Новой опере" выбрали следующий: "взяли" заведомо проблематичный второй состав и пригласили на прогон с его участием прессу. Теперь весь свет знает: Демона с Тамарой в новой постановке колобовцев нет. Есть старательно играющий в супермена екатеринбуржец Вадим Панфилов и есть безнадежно пытающаяся переплавить свою могучую вагнеровскую натуру в нечто лирическое вокалистка из Магнитогорска Ольга Сергеева. Ни того, ни другую в посредственности не запишешь. Вся их "вина" в том, что играли не свою роль. "Приложи" красивый, замечательно сделанный голос Панфилова к Онегину, графу ди Луна, столичные меломаны, вполне вероятно, уже кричали бы: "Вива, новый кумир!" Дай Сергеевой в придачу к Валли, которую она с триумфом спела в прошлом году на этой же сцене, Тоску или Сенту - к ее ногам пал бы не один театр (справка: до "Новой оперы" певица десять лет работала в Магнитогорской капелле и ни на какие другие подмостки не ступала)... Но им дали Демона и Тамару. В итоге сцену если и сотрясало боренье, то не духа, а мальчика - с позиционно низкой, драматически "великоватой" ему партией и с фактурно чужой Тамарой. Зачем было бросать на обед критикам безвинных агнцев - так и останется тайной. Но на вопрос: "Что изменилось бы, играй первый состав?" - ответить можно, благо увидеть его в числе немногих мне все же удалось: с другим Демоном и другой Тамарой режиссерско-сценографический развал, в смысле "блошиный арт-рынок", не превратился бы в просто развал.

"Другими" были Андрей Спехов и Татьяна Смирнова, старожил "Новой оперы" - и недавняя консерваторка, незаурядный актер в отличной вокальной форме - и настоящая лирическая героиня. Они, по максимуму выдававшие в зал истину страстей (еще не на премьере, на прогоне), и собирали в зыбкое, противоречивое, но все же целое тот товар блошиного рынка - дорогие вещицы, пустые безделки и откровенный кич, который в изобилии выложили на сцене "Новой оперы" режиссер Михаил Ефремов и художник Виктор Герасименко.

Последнему, делающему здесь вторую после "Двое Фоскари" постановку, принадлежали: а) блестящая по лаконизму и грозной образности декорация - Тень Демона ("соавтор" - художник по свету Дамир Исмагилов) и б) костюмы, способные отправить какого-нибудь эстета в сумасшедший дом, где он и будет до конца дней изрисовывать стены ангелами в свадебных перчатках и с картонными нимбами, демонами в опереточных плащах, ножками грузинских дев, сверкающими в разрезах от бедра, а также странными одеяниями, отдающими одновременно Грузией, Древним Египтом и итальянским Ренессансом.

- Я философствовал, я переводил национальную конкретику на общемировой язык, - нет сомнений, скажет художник и ткнет бестолкового, называющего все это кичем, носом в режиссерский рисунок спектакля: смотри, мы мыслим символами. Но, по здравом размышлении, многомудрые отцы постановки, ваши символы - вездесущие серебристые шары, пирамиды и параллелепипеды как визуальные лейтмотивы героини, ее жениха Синодала и отца Гудала - несколько надуманны и работают лишь временами. Блистательнее всего - на свадебном пиру, где посреди песен и плясок Тамара вдруг увидит передаваемые гостями из рук в руки пирамидки (души вырезанной татарами свиты Синодала?) и вздрогнет: что-то случилось... Но в большинстве других случаев убери эти конструкции - спектакль потеряет только в поэтичности. Не они его концептуальная опора. А других было не видно.

Похоже, главный концептуалист - театральная знаменитость и enfant terrible Михаил Ефремов, впервые в жизни ставивший оперу, все силы положил на решение вопроса, что можно и чего нельзя делать с этой незнакомкой, а также на примирение в самом себе идеалов Большого театра, впитанных в детстве (дедушка-то - Б.А.Покровский), с требованиями таланта, по определению чурающегося проторенных дорог. Результат: спектакль, в котором, с одной стороны, найдутся оперные штампы (особенно в актерской игре), с другой - расставленные на каждом шагу манки, сводящие на нет оперную рутину. И самый эффектный, даже революционный из них - летающий в насаженном на киношную стрелу "стакане" и буравящий то публику, то свои жертвы огромным фонарем Демон (просьба к снобам, испорченным чудесами, к примеру, Брегенцской плавучей арены, репликами типа "Детский сад!" не утруждаться. Скрип, щелканье, тарахтенье, сопровождающие эту и прочие воплощенные режиссерские фантазии, - вот вам упреждающий ответ. Не детский сад - "детская" машинерия, а какова машинерия, таковы и полеты постановочной мысли).

Не то наблюдалось в оркестровой яме и другой святая святых "Новой оперы" - хоровом царстве. Там - классическая благодать, монолитность и порода. Там во главе с музыкальным руководителем постановки Евгением Самойловым отвечали на давнюю эпистолу-жалобу Рубинштейна: не хотят-де ни артисты, ни публика признавать в нем композитора, все "великий пианист" да "великий пианист" твердят. "Дорогой наш Антон Григорьевич, - пели ему с пиететом скрипки, фаготы, альты, басы и прочая, - во многих ли операх найдется столько жемчужин, сколько в вашем "Демоне"? Лирические красоты - сердце тает, психологические этюды - душе урок (и с немалым мастерством все это ему и публике на блюдечке. - Л.Д. ). Есть несовершенства, но мы, батюшка, и в великом "Онегине" их узрели и исправили. Тебе ли не поможем?" Сказано - скупировано. И немало. Почти все сокращения - с толком, но тех страничек партитуры, что повествуют о гибели князя Синодала все-таки жаль. В их отсутствие беднягу просто наспех закололи пиками. При этом даже в овце на заклании обнаружилось бы больше драматизма, чем в новом Святом Себастьяне (вольно списанном постановщиками с известного тициановского полотна). Но это, как и сравнение остальных участников обоих составов, - уже неважно. Поскольку ничего не меняет в общем резюме по поводу спектакля: спектакль не слишком удался, но у талантливых людей, бывает, и неудачи - не оторвешься. Наш случай.

Также в рубрике:

МУЗЫКА

ХРОНИКА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;