Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 22 (7481) 9 - 15 июня 2005г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ОбществоТо, что было не со мной, помню"Частная" история одного поколения ТЕАТРНиколай ЖЕГИН
В спектакле "Пропавшие без вести" - его показал Липецкий театр драмы на фестивале Театра Наций, посвященном 60-летию Победы, - издалека, "оттуда", возникает голос К.Симонова: "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины..." Режиссеру Владимиру Пахомову очень важен этот "живой" голос поэта, его перехватывающие дыхание паузы, его знакомое воркующее аристократическое грассирование... Знакомое? А собственно, кому знакомое? Этим юным студентам театрального вуза, которые на сцене играют пьесу о далекой войне? Но вряд ли им что-нибудь скажет голос Симонова или голос Ольги Берггольц. И кто их в том упрекнет? Не годы - эпохи отделяют их от середины прошлого столетия. Что они могут знать о том самом ноябре 41-го года (время действия пьесы), когда немец стоял у Москвы? Там, где сейчас проносятся иномарки и водителям лучше не оглядываться на противотанковые ежи у шоссе, - один из памятников войне неподалеку от IKEA... Впрочем, все не так уж и далеко... Спектакль оформляла Ольга Твардовская - дочь, как принято говорить, "поэта-фронтовика". Вместе с Владимиром Макушенко они многие годы работают с режиссером Пахомовым. Помню их "Василия Теркина" - лучшее, на мой взгляд, сценическое воплощение великой поэмы. Хотя нынешний спектакль играют исторически достоверно, психологически безошибочно, не могу отделаться от ощущения какой-то фантастики... Ведь все эти двадцатилетние "исполнители" О.Гораев и М.Заврин, Е.Селиванова (ее Лелька - готовая в огонь и в воду "сорвиголова" - как-то особенно характерна и узнаваема), по сути дела, "играют самих себя", так они на сцене искренни и "чистосердечны". "Себя"? Шестьдесят четыре года назад?.. Мистика?.. И мое внимание раздваивается... Я слежу за динамичным развитием военного сюжета, но так же точно мне интересны и сами нынешние исполнители. Вернее, та интонация, с какой они ведут разговор о прошедшей войне. Рассказ о судьбе одной маркитантки может обернуться трагическим эпосом о войне. Рассказ о молоденькой полковой шлюхе, сердобольной девочке-давалке, на эпос не тянет, но претендует на еще одну "новую правду" о войне... Хотя, говоря откровенно, на последних "военных" премьерах, вышедших к знаменательной дате, не скажу, что я узнал о войне что-то новое... Пьесы в основном те же и те же знакомые имена Розова, Арбузова, Васильева... Новые пьесы наперечет, и "новая правда" в них внятно не прозвучала. Напротив - внятно звучала о войне "правда старая". Хорошо это или плохо, но именно она трогала сердца и вновь пробуждала память. Пьеса Константина Щербакова, поставленная в Липецке, как раз о "старой правде", она ее не опровергает, но бесспорно добавляет к ней нечто новое и свое. (Тем, кто будет гадать, тот ли это К.А.Щербаков, который в недавнем прошлом был первым замом министра культуры, или, может быть, это имя принадлежит молодому автору содружества "Новой драмы", сообщаю: К.Щербаков - именно "тот".) У молодых же авторов Новой драмы при словах "Великая Отечественная" сердце, возможно, забьется сильнее, но пальцы при этом не просятся к перу. В "Пропавших без вести", написанных, кстати, не вчера, один из тех "локальных" эпизодов в большой войне, о которых в сводках Информбюро не сообщали, - "частная" история одной диверсионной группы, наскоро и кое-как обученных, необстрелянных девушек и ребят. С путевками комсомола по заданию НКВД их забрасывали за линию фронта. "Пропавшие без вести" мог бы быть спектаклем-реквиемом (чему на сцене приметы есть - и обелиски с именами погибших, и Вечный огонь). Но в целом Пахомову ближе другая - героическая, а временами патетическая интонация... Он предлагает взглянуть на события тех лет глазами героев пьесы, глазами восторженными и отважными... О смерти (почти неминуемой) эти девочки и мальчики не думают. Их мысли о любви, о Москве, которая "за нами"... Светлана Евлахова (З.Малиева) мечтает о театре, читает Тютчева. Автор прав: те, кто тогда добровольцами шли на фронт, - такими и были. Из этой шестерки милых, наивных и чистых ребят только один останется жив. Только один - спортсмен Сергей Кранцов (Б.Комков) - доберется до своих и, слушая и не слыша благодарность начальства, вдруг начнет метаться, кричать и рваться. Потому что только сейчас и поймет, что все, с кем он шел за линию фронта, оттуда никогда уже не вернутся... Скажем и мы - вечная им память. Но все же... все же... как сказал поэт... Не им бы, необстрелянным и неумелым, идти против опытного, до зубов вооруженного врага... (ведь все повторилось и в несчастную чеченскую нашу войну!), а тем хорошо обученным и умелым воинам по призванию, которых как раз накануне войны эшелонами отправил в распыл великий полководец всех времен и народов. Кому-то и сейчас еще кое-где неймется для восстановления "исторической справедливости" ставить памятники. Ну а мальчики наши, конечно, были герои. И агнцы на заклание тоже. У каждого из них своя короткая, надорванная в самом начале, еще не начавшаяся судьба. Судьба того самого поколения. Об этом, собственно, и спектакль, и пьеса. Также в рубрике:
|