Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 22 (7481) 9 - 15 июня 2005г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Общество

То, что было не со мной, помню

"Частная" история одного поколения

ТЕАТР

Николай ЖЕГИН


З.Малиева - Светлана Евлахова, М.Заврин - Виктор Проворов в сцене из спектакля

В спектакле "Пропавшие без вести" - его показал Липецкий театр драмы на фестивале Театра Наций, посвященном 60-летию Победы, - издалека, "оттуда", возникает голос К.Симонова: "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины..."

Режиссеру Владимиру Пахомову очень важен этот "живой" голос поэта, его перехватывающие дыхание паузы, его знакомое воркующее аристократическое грассирование...

Знакомое? А собственно, кому знакомое? Этим юным студентам театрального вуза, которые на сцене играют пьесу о далекой войне? Но вряд ли им что-нибудь скажет голос Симонова или голос Ольги Берггольц. И кто их в том упрекнет? Не годы - эпохи отделяют их от середины прошлого столетия. Что они могут знать о том самом ноябре 41-го года (время действия пьесы), когда немец стоял у Москвы? Там, где сейчас проносятся иномарки и водителям лучше не оглядываться на противотанковые ежи у шоссе, - один из памятников войне неподалеку от IKEA...

Впрочем, все не так уж и далеко... Спектакль оформляла Ольга Твардовская - дочь, как принято говорить, "поэта-фронтовика". Вместе с Владимиром Макушенко они многие годы работают с режиссером Пахомовым. Помню их "Василия Теркина" - лучшее, на мой взгляд, сценическое воплощение великой поэмы.

Хотя нынешний спектакль играют исторически достоверно, психологически безошибочно, не могу отделаться от ощущения какой-то фантастики... Ведь все эти двадцатилетние "исполнители" О.Гораев и М.Заврин, Е.Селиванова (ее Лелька - готовая в огонь и в воду "сорвиголова" - как-то особенно характерна и узнаваема), по сути дела, "играют самих себя", так они на сцене искренни и "чистосердечны". "Себя"? Шестьдесят четыре года назад?.. Мистика?..

И мое внимание раздваивается... Я слежу за динамичным развитием военного сюжета, но так же точно мне интересны и сами нынешние исполнители. Вернее, та интонация, с какой они ведут разговор о прошедшей войне. Рассказ о судьбе одной маркитантки может обернуться трагическим эпосом о войне. Рассказ о молоденькой полковой шлюхе, сердобольной девочке-давалке, на эпос не тянет, но претендует на еще одну "новую правду" о войне... Хотя, говоря откровенно, на последних "военных" премьерах, вышедших к знаменательной дате, не скажу, что я узнал о войне что-то новое... Пьесы в основном те же и те же знакомые имена Розова, Арбузова, Васильева... Новые пьесы наперечет, и "новая правда" в них внятно не прозвучала. Напротив - внятно звучала о войне "правда старая". Хорошо это или плохо, но именно она трогала сердца и вновь пробуждала память.

Пьеса Константина Щербакова, поставленная в Липецке, как раз о "старой правде", она ее не опровергает, но бесспорно добавляет к ней нечто новое и свое. (Тем, кто будет гадать, тот ли это К.А.Щербаков, который в недавнем прошлом был первым замом министра культуры, или, может быть, это имя принадлежит молодому автору содружества "Новой драмы", сообщаю: К.Щербаков - именно "тот".) У молодых же авторов Новой драмы при словах "Великая Отечественная" сердце, возможно, забьется сильнее, но пальцы при этом не просятся к перу.

В "Пропавших без вести", написанных, кстати, не вчера, один из тех "локальных" эпизодов в большой войне, о которых в сводках Информбюро не сообщали, - "частная" история одной диверсионной группы, наскоро и кое-как обученных, необстрелянных девушек и ребят. С путевками комсомола по заданию НКВД их забрасывали за линию фронта.

"Пропавшие без вести" мог бы быть спектаклем-реквиемом (чему на сцене приметы есть - и обелиски с именами погибших, и Вечный огонь). Но в целом Пахомову ближе другая - героическая, а временами патетическая интонация... Он предлагает взглянуть на события тех лет глазами героев пьесы, глазами восторженными и отважными... О смерти (почти неминуемой) эти девочки и мальчики не думают. Их мысли о любви, о Москве, которая "за нами"... Светлана Евлахова (З.Малиева) мечтает о театре, читает Тютчева. Автор прав: те, кто тогда добровольцами шли на фронт, - такими и были. Из этой шестерки милых, наивных и чистых ребят только один останется жив. Только один - спортсмен Сергей Кранцов (Б.Комков) - доберется до своих и, слушая и не слыша благодарность начальства, вдруг начнет метаться, кричать и рваться. Потому что только сейчас и поймет, что все, с кем он шел за линию фронта, оттуда никогда уже не вернутся...

Скажем и мы - вечная им память.

Но все же... все же... как сказал поэт... Не им бы, необстрелянным и неумелым, идти против опытного, до зубов вооруженного врага... (ведь все повторилось и в несчастную чеченскую нашу войну!), а тем хорошо обученным и умелым воинам по призванию, которых как раз накануне войны эшелонами отправил в распыл великий полководец всех времен и народов. Кому-то и сейчас еще кое-где неймется для восстановления "исторической справедливости" ставить памятники.

Ну а мальчики наши, конечно, были герои. И агнцы на заклание тоже.

У каждого из них своя короткая, надорванная в самом начале, еще не начавшаяся судьба. Судьба того самого поколения. Об этом, собственно, и спектакль, и пьеса.

Также в рубрике:

ТЕАТР

КНИГИ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;