Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 23 (7482) 16 - 22 июня 2005г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Событие

То, что Стрелер завещал

"Piccolo Teatro di Milano" привез в Москву Моцарта

ОПЕРА

Дмитрий МОРОЗОВ


Один великий музыкант на склоне лет признавался: "Раньше я говорил: я и Моцарт, потом: Моцарт и я, а теперь говорю просто: Моцарт!" Для великого итальянского режиссера Джорджо Стрелера взаимоотношения с Моцартом начались со второго этапа. Да и то не на практике, а в размышлениях, разговорах, книгах и статьях. На практике они начались сразу с третьего этапа. В том смысле, что Стрелер никогда не пытался самоутверждаться за счет Моцарта, привносить в трактовку его опер нечто субъективное ("Я так вижу, я так слышу"). Еще в начале 70-х в своей книге "Театр для людей" Стрелер писал: "Приступая к постановке оперы Моцарта, режиссер оказывается перед трудной и одновременно легкой задачей... У Моцарта все написано - движения, паузы, жесты, внешние и внутренние взаимоотношения, колорит, ситуации, драматические перипетии, атмосфера. Но чрезвычайно трудно дать достойное сценическое воплощение замыслу Моцарта, у которого музыка и ситуация всегда находятся в идеальном равновесии, так что одна никогда не идет в ущерб другой." Именно эту задачу - "дать достойное сценическое воплощение замыслу Моцарта" - и решал великий режиссер в своих моцартовских постановках, первая из которых ("Похищение из сераля") была осуществлена в 1965 году на Зальцбургском фестивале, а последняя ("Cosi fan tutte" - "Так поступают все") - в 1997 году в Пикколо Театро ди Милано. Ее-то и увидели москвичи в рамках "Итальянского сезона в России" на сцене МХТ имени А.П.Чехова.

Кто-то был настроен настороженно, если не сказать скептически, памятуя о всего несколькими месяцами ранее показанном на сцене Большого "Фальстафе". Однако тут ситуация принципиально иная. И не только потому, что сама постановка на 17 лет моложе. На сей раз перед нами именно тот спектакль, который ставил Стрелер - тот же театр, где он непрерывно шел все это время, те же исполнители, для которых рисунок ролей отнюдь не был платьем с чужого плеча. Великий режиссер не дожил до премьеры, но работу над спектаклем успел завершить. Таким образом, "Cosi fan tutte"- его последняя постановка, которую с полным основанием называют завещанием Мастера.

Мы увидели спектакль абсолютно живой, классически совершенный, чуждый веяниям изменчивой театральной моды и начисто свободный от всякого рода излишеств. В том числе и декоративных: Эцио Фриджерио отказался здесь от излюбленных им гигантских архитектурных сооружений в пользу сценического минимализма. Графика мизансцен, дышащее пространство, в котором почти физически ощущаешь неповторимый аромат юга Италии, цветовая гамма костюмов от Франки Скуарчапино, свет (Джерардо Модика) - все это составляет единую, необычайно гармоничную картину. Актеры-певцы являются ее неотъемлемой частью, не превращаясь, однако, в условные, безжизненные фигуры. Каждая роль проработана до мельчайшего нюанса и при этом идеально вписана в общий ансамбль.

Слово "ансамбль" оказывается ключевым и при оценке исполнения вокальных партий. По отдельности лишь Фиорелле Бурато (Фьордилиджи) удавалось подняться выше среднего уровня, зато все были безупречны в ансамблях, которых здесь больше, чем в любой другой моцартовской опере. Точно так же и оркестр Фонда Петруцелли ди Бари сам по себе совершенным не назовешь. Однако под управлением дирижера Джузеппе Ла Мальфа все было сыграно вполне качественно, с ощущением стиля этой музыки, внутренней ее пульсации и, что в данном случае никак не менее важно, темпоритма спектакля Стрелера, работавшего над постановкой совсем с другим дирижером.

Поучительный парадокс состоит в том, что, несмотря на отсутствие какой-то оригинальной концепции, это все-таки прежде всего режиссерский спектакль. Притом что "уши" нигде не торчат, рука режиссера видна повсюду - в идеальной соразмерности всех составляющих, в целостной композиции, даже в общей тональности. В "Cosi" ведь так легко удариться в чистый фарс, вплоть до перехода границ вкуса, или, напротив, слишком сгустить драматизм. Стрелер нашел точку золотого сечения, и его работа кажется абсолютно идеальным воплощением духа моцартовской партитуры. В этом, собственно, и состоит высшее мастерство.

Также в рубрике:

ОПЕРА

МУЗЫКА

ТЕАТР

КИНО

ВЫСТАВКА

ЮБИЛЕЙ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;