Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 30 (7438) 5 - 11 августа 2004г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Телевизионный смотрительУходя - уходиЭфирные кумиры прошлых лет НАБЛЮДЕНИЕИван СВИБЛОВ
Для кого-то телевизионная история началась с клипов MTV или со слез на "Фабрике звезд", для кого-то - с "Голубого огонька" и "Следствие ведут Знатоки". Но для большинства российское телевидение (именно российское, а не советское) ассоциируется с "первым призывом" НТВ - Митковой, Киселевым, Сорокиной, с зеброй "2х2", с летящей галопом "русской тройкой" "Вестей". И конечно же, с первыми "Взглядами". Где те властелины сердец, глаз и умов миллионов зрителей? Одни вознеслись на недосягаемые останкинские или даже кремлевские высоты, другие странствуют далече, а иных уж нет... Недавно в гостях у одного вполне процветающего продюсера автору этих строк удалось увидеть некую старую запись. Это было видео, формата VHS, с вечеринки телевизионщиков примерно пятнадцатилетней давности. Тогда большинство участников находилось в одинаковом положении - вдыхающие в себя бодрящий воздух свободы и не познавшие еще не менее пьянящий вкус больших денег. Тогда за одним столом могли сидеть рядом и спокойно общаться популярнейший телеведущий и скромный редактор "на телефоне". Мол, "одно дело делаем" - творим "Новое российское телевидение". Ныне такие разговоры почитаются неприличными, а посиделки всем составом телевизионной компании или творческим коллективом хотя бы одной отдельно взятой программы не соответствуют новейшим корпоративным правилам.
На старой пленке было на удивление много знакомых по экрану лиц. Лишь затем многие из тогдашних звезд эфира ушли в продюсеры и другие - в теленачальники, а некоторые из административной среды, напротив, стали работать "лицом" в собственных или чужих программах. Но один фрагмент запомнился особо - дружеские объятия Влада Листьева и Артема Боровика. И того и другого уже нет в живых. С выстрелами в подъезде на Новокузнецкой улице началось очерствение страны, вдруг понявшей, что самого популярного человека в России могут "просто застрелить" в подъезде собственного дома. И не так уж важно из-за чего - денег, политики или личных неприязненных отношений. Кажется, именно с этого момента страна стала впадать в некую разновидность комы, когда глаза широко раскрыты, но ничего не желают видеть. Через несколько лет погиб Артем Боровик. Это была уже совсем иная эпоха, и ушел президент "Совершенно секретно" по-другому, нежели Влад Листьев. Самолет бизнес-класса, предназначенный для VIP-персон, многократно проверенный, вдруг оказался абсолютно неподготовленным к полету. Он рухнул и унес с собой человека, чья компания заложила стандарты большинства программ-расследований и чьей профессией было снятие грифа "Совершенно секретно". В уходе и Листьева, и Боровика есть нечто сакральное - своей смертью они обозначили окончание определенных этапов прекрасной эпохи открытости, поиска свободы, возможности и желания искать и бороться. Когда "вести с полей" и концерты в честь Дня милиции вдруг резко сменились на "Взгляд и другие", "Совершенно секретно" и "Итоги". Теперь же круг вновь замкнулся, "Аншлаг" с успехом заменяет "торжественный концерт, посвященный...", а восторженный репортаж о "духовном пробуждении России" вполне тянет на сообщения "с полевого стана". Программам, а не людям, их делающим, можно и должно умирать. Ведь самая востребованная и популярная передача через некоторое время начинает "заплывать жирком" и требует хорошей встряски. Если этого не происходит, то аудиовизуальный продукт начинает окостеневать, а его восприятие замыливается. Но не у каждого автора/продюсера хватит мужества прикрыть собственный проект. Для кого-то это возлюбленное детище, и расстаться с ним никак не можно, для кого-то - способ существования. А кому все равно - идет и идет, а стыд глаза не выест. И бродят по кабинетам знакомые лица, предлагают нечто не слишком оригинальное из своего загашника. Особенно подобными клонами славится Светлана Конеген, эксплуатирующая свой образ в хвост и в гриву. Да и у других находятся свои вечные "Деликатесы". Закрытие проекта ныне подобно добровольному отказу от эфира, во время оно - такой же акт мужественного отчаяния. Пожалуй, лишь Александр Гордон ныне отличается подобной храбростью - закрывать проекты с завидной регулярностью. Ведь для большинства отлучение от эфира - смерти подобно. Посидев без "Останкина", "Темпа" или "Ямы", даже при наличии средств к существованию, телевизионный человек начинает проситься обратно на любой канал, на меньшие деньги и худшие условия. Лишь бы снова быть в "обойме". Таким примерам несть числа. Встречаются среди них и уникальные. Так, один из ведущих журналистов-международников, мелькавший в советское времена во "Времени" и "Международной панораме" чуть ли не ежедневно, согласился вести на кабельном (!) канале репортажи "с места" районных событий. И подчеркнем еще раз - деньги тут совершенно ни при чем, просто человек не может расстаться с ТВ. Популярно становится перемещение на "незалежное" украинское ТВ, как принято говорить в "Останкине", на "укрупнение" кадров. Уже довольно давно туда переехал Дмитрий Киселев, экс-ведущий "Национального интереса" на ТВЦ, по совместительству владелец неплохой конюшни. Некоторое время на украинской ниве пребывал Владислав Флярковский. А недавно на историческую родину засобирался главный телекиллер прошедших времен, член КПРФ Сергей Доренко. А возможен ли вообще побег с ТВ? Создается впечатление, что нет. Скорее, происходит перемещение из корреспондента в ведущие, из диктора - в продюсеры и обратно. Таких примеров немало - Арина Шарапова и Александр Любимов, Иван Демидов и Татьяна Миткова. Некоторые, правда, пытаются бежать с телевидения, буквально перил не касаясь. Но тут вступает в дело мистический телевизионный центростремительный закон. Человека как будто втягивает назад. Так, Владимир Кара-Мурза, ушедший аж истопником в кочегарку, вернулся в профессию, но уже не на федеральный канал, а на "ЭХО-ТВ", производящее новостные программы для русскоговорящего зрителя в США, Израиле и Германии. Схожие метаморфозы приключились со многими звездами старого НТВ, как, например, с Марианной Максимовской, или ТВЦ - с Ольгой Романовой. "Уходя - уходи" - гласит известный принцип. И думалось, что о нем осведомлены работники телевизионных искусств. Оказалось, что это не так... Также в рубрике:
|