Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 30 (7438) 5 - 11 августа 2004г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №33
№32 №34  
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Под занавес

"Я не хотела танцевать..."

Воспоминания Галины Улановой

Публикацию подготовила редактор книги Екатерина БЕЛОВА


Г.Уланова

Мемуарами Екатерины Максимовой "Мадам "Нет"" издательство "АСТ-ПРЕСС КНИГА" открыло новую серию - "Звезды балета". Продолжит серию книга "Галина Уланова: "Я не хотела танцевать...", состоящая из впервые публикуемых воспоминаний великой балерины, записанных балетным критиком Санией ДАВЛЕКАМОВОЙ. Ее беседы с Галиной Сергеевной о детстве, родителях, годах учебы в хореографическом училище, работе в Мариинском театре, в Большом театре, зарубежных гастролях, друзьях, коллегах, учениках и о многом другом составили основу этой книги. Помимо уникальных воспоминаний самой Улановой, в книге приведены воспоминания о ней Вахтанга Чабукиани, Татьяны Вечесловой, Юрия Завадского, Святослава Рихтера, Нины Дорлиак, Леонида Лавровского, Владимира Преображенского, Юрия Жданова, Юрия Григоровича, Елены Образцовой, Марины Нееловой, а также знаменитых учеников Галины Сергеевны. Для публикации в "Культуре" предлагается фрагмент из первой главы.

Первые сезоны, первые роли

...Поначалу в театре Уланову видели чисто классической и чисто лирической балериной (под этим знаком прошел ее первый сезон с дебютом в "Лебедином озере"), что оставалось и в дальнейшем на протяжении последующих пяти сезонов. Во втором из них ей в "Спящей красавице" поручают уже ведущую партию Авроры, в третьем сезоне - Раймонду в одноименном балете. Два грандиозных творения Петипа, стоящие нескольких десятков постановок современной хореографии. Станцевав эти два балета и еще

В спектакле "Жизель"

"Лебединое озеро", Уланова за короткий срок прошла всю академию классического танца!

- Как проходили первые мои выступления? - переспрашивала меня Галина Сергеевна и отвечала: - Волнение, безумный страх - больше ничего. Никакого удовольствия от выхода на сцену я не получала. Даже когда на репетиции вроде что-то удавалось, потом не выходило на сцене. Одно движение не выходит, другое недоделала, с третьего падаю... Мама просила Федора Васильевича Лопухова (он тогда был художественным руководителем балета): "Не надо ей так много давать, она не справляется". А он отвечал: "Ничего, пусть падает, это от волнения, пусть привыкает". Не только меня, но всю молодежь не боялись выпускать на сцену. И в общем, преодолевая трудности, мы крепли. Не будь такое время, я бы, быть может, и не вышла бы в балерины...

    

- Вы учились в школе, рядом всегда находилась мама. Пришли в театр, рядом папа: режиссер, ведущий балетные спектакли. Когда Сергей Николаевич стал режиссером?

- Когда я пришла в школу, он как раз перешел на эту работу. Оттанцевал на сцене двадцать лет - срок, когда артисту балета положена пенсия. Работа режиссера внешне неприметная, но чрезвычайно важная, ответственная и трудная. Надо очень хорошо знать все спектакли: и новые, и старые. Надо иметь определенные человеческие качества, чтобы доброжелательно обращаться с целым коллективом артистов, где у каждого свой характер.

Конечно, то, что рядом папа, было для меня очень важно. Без него меня совсем бы страх сковал. Но он никогда меня не опекал, не выделял среди остальных, а относился чисто по-служебному - всегда в театре обращался ко мне на "вы", как и к другим артистам. Это шло не от равнодушия, а, можно сказать, от внутренней дисциплины, театральной культуры. Так же строго вела себя и мама. Она все мои выступления смотрела, стоя в артистической ложе. Мама мне рассказывала, что, когда мне предстояло делать трудные движения, она вся внутренне сжималась, лицо закрывала руками и так через пальцы смотрела на меня. А когда в "Лебедином озере" дело дошло до фуэте, у мамы нервы окончательно сдали, и она выскочила из ложи, чтобы уже и не видеть ничего...

Первые годы мной владела только одна мысль: лишь бы дотанцевать и лишь бы все сделать, что задано, - так вот по-школьному сделать движения, которым нас учили. А когда впервые делала на сцене фуэте, вообще все происходило, как в тумане... Свое первое выступление в "Лебедином" я просто не помню: что было, как было, я это или не я...

По поводу какой-то работы над образом... Никакого понятия я об этом не имела. Партию Одетты-Одиллии - порядок движений, танцевальный рисунок показала мне Елизавета Павловна Гердт: известная балерина, дочь премьера Мариинского театра Павла Андреевича Гердта, она только что оставила сцену и стала преподавать. Я старалась лишь точно исполнить то, что показывала Елизавета Павловна. А Лопухов рассказывал мне о музыке Чайковского и о том, что это за образ - Одетта-Одиллия. Но доходили до меня его объяснения плохо. Поняла только, что Одетта - сказочное существо; девушка, превращенная в птицу, и что в ней - двойственность человека и лебедя. Но в голове не укладывалось: как же эдакое можно совместить и показать?! Позже, постепенно, как-то думалось над этим... Раз за разом что-то прибавлялось к уже сделанному, исправлялись какие-то вещи... Первое "Лебединое" танцевала с Михаилом Дудко - тогда уже ведущим артистом. Принца Зигфрида он танцевал не в первый раз и меня очень поддержал в прямом (как партнер в поддержках) и переносном смысле.

    

- Галина Сергеевна, так символично получилось, что первая ваша ведущая партия - Одетта-Одиллия - стала сразу знаковой для вашего творчества и для всего балетного театра. Ибо в мире существуют две-три трактовки этой партии, которые являются основополагающими, все остальное - производное от них. И ваша интерпретация - высочайший образец.

- Вы говорите лишнее...

    

- Не я говорю, я повторяю признанное, сказанное большими знатоками...

- Оставим это... Если говорить, что значит для меня "Лебединое озеро"? Многое. И здесь есть такая своя закономерность: с этим балетом у меня всегда связано понятие "экзамен". Первый раз я танцевала только окончившей школу, это как бы был мой экзамен в театре на вступление в артистки, на положение балерины. Первый раз я поехала танцевать в Москву, первые мои столичные гастроли - тоже "Лебединое озеро": свой экзамен на признание (как сказать?) - ну за порогом родного дома. И последний раз: единственные гастроли, когда я за рубежом танцевала "Лебединое" в Америке, правда, тогда только один акт - "лебединый". Тоже своего рода экзамен, когда я выступала в партии Одетты перед зарубежным зрителем...

Но это не только для меня. Для каждой балерины "Лебединое" - экзамен, даже если Одетта-Одиллия и не первая ее роль. Спектакль поставлен настолько хитро (если можно так сказать), что выявляет балерину, выявляет ее данные. После этого балета можно видеть, на что она способна...

    

- Не раз приходилось слышать сетования зрителей и артистов, что вы рано бросили танцевать "Лебединое озеро"...

- Что значит - рано? Кто это определяет? Сам артист, прежде всего, должен почувствовать, когда наступает время. И чувствует. Но иногда, знаете - "и сам обманываться рад". Надо быть к себе особенно внимательным.

    

- Говорят, что "Лебединое" вы бросили без всяких видимых причин.

- Не знаю, как считать - видимые они, или невидимые. Ты сам себе должен быть судьей, чтобы определить случайное и неслучайное... У меня произошло вот что: на одном из представлений "Лебединого" (это после войны, я уже работала в Москве) я не "докрутила" фуэте. Может, и случайно: перед этим у меня была травма. Но я не могу экспериментировать и проверять случайности на публике. Меня уговаривали, что в конце концов можно и заменить фуэте, так некоторые балерины делают. Но если бы я делала так с самого начала - не фуэте, а другие вращения по кругу... А так что же получается?! Тебя знали, ты делала то-то, а теперь этого сделать не можешь. Нельзя опускать первоначальную планку. Ступенькой ниже, ниже, и куда же ты попадешь? И чем больше достигнуто, тем это опаснее...

    

- Галина Сергеевна, я каждый раз отмечаю про себя, как удивительно гармонично идет ваша творческая жизнь с первых сезонов. Сначала вы станцевали в крупнейших балетах Петипа. А потом, в 1931 - 1932 годах, наступает сезон романтических балетов: вы танцуете "Шопениану" и "Жизель"...

- "Шопениану" мне в театре (после выпускного школьного концерта), бесспорно, стало уже легче танцевать. А "Жизель" давалась ох как трудно: если строго подходить, то и вообще не далась. В Ленинграде я ее и танцевала считаные разы. Я считаю: это так - эскиз... только проба была. Потом уже, после войны, в Москве роль Жизели как-то наладилась...

Надо сказать, что как "Шопениану", так и "Жизель" я танцевала всю жизнь. "Жизель" и "Ромео и Джульетта" - первые мои спектакли, которые танцевала за рубежом. "Жизель" - это и начало моей второй творческой жизни, уже как педагога, - первая моя работа с Катей Максимовой.

Но, как ни странно, партия Жизели пришла ко мне случайно. Мне в "Жизели" сначала поручили партию Мирты. Но заболела исполнительница Жизели - Елена Михайловна Люком, балерина из прежней, еще досоветской плеяды. И тогда мне дали Жизель.

    

- Опять перст судьбы.

- Роль чрезвычайно интересная. В ней гармонично сочетаются танец и полутанцевальные, пантомимные эпизоды. Танец я как-то быстрее освоила. А игровые, вот эти пантомимные куски никак не давались. Мешала моя зажатость, я все еще стеснялась "играть" на глазах у всех. Поэтому, наверное, мне поначалу предназначали Мирту - там чисто танцевальная партия, только чуть-чуть надо себя актерски проявить.

Однажды я вышла после репетиции расстроенная, что ничего у меня не получается. Не заходя домой, села в автобус и поехала куда глаза глядят, чтобы отвлечься от своих мрачных мыслей. Автобус ехал в Детское Село - так после революции называлось Царское Село. Родные для меня места, нас вывозили сюда на лето, когда в школе училась. Школа арендовала бывший дворец князя Юсупова: прекрасное здание, а вокруг - большой тенистый парк. Мы любили по нему гулять и хором пели все, что в голову придет: арии из опер, мелодии из балетов, русские народные песни. А в пасмурные дни и вечерами собирались в большом зале, где стоял рояль. За рояль садилась Оля Берг и по памяти играла музыку разных балетов, а мы танцевали - импровизировали. Своими силами ставили и целые детские спектакли. Особенно запомнился спектакль "Среди цветов" - с танцами, песнями, стихами. Марина Семенова изображала внучку садовника, она танцевала и пела: "По саду-садочку тачку я катаю и песком дорожку желтым посыпаю". Вот надо же! Что-то нужное иной раз никак не вспомнишь. А это застряло в памяти. Марина, блестяще одаренная, была всеобщей любимицей - и педагогов, и воспитанниц. Мы любовались ею.

    

- А кого вы изображали в этом спектакле?

- Таня Вечеслова и Валя Вахрушева изображали бабочек, а я - цветок (смеется) - гортензию. ...Так вот, когда я опять очутилась в этих местах детства, все из тех лет встало перед глазами. Я подумала: какие мы были беззаботные, счастливые, а теперь вот мучайся. Хоть и хотелось отвлечься, но опять мысли возвращались к Жизели. Я села на скамейку - никого рядом нет, аллея пустынная - и стала фантазировать: вот так Жизель садится на скамейку, Альберт подходит к ней, хочет обнять... Стала представлять себя на ее месте - что бы я сделала? Начала немножко пробовать: вот так надо сделать или иначе? И так в себя углубилась, что не заметила - какие-то прохожие остановились и наблюдают за мной. Вдруг подняла глаза, их всех увидела и не знала, куда бежать, где спрятаться... Как говорят: не знаешь, где найдешь, где потеряешь. Так и тут - этот случай неожиданно послужил мне уроком. Поняла вдруг: вот, оказывается, можно так отрешиться от окружающего тебя, и тогда свободно можешь "играть", изображать другого человека. И я стала себя приучать: вышла на сцену, вокруг ничего и никого нет, я - одна, и не надо смотреть в зал. Эта темнота... когда знаешь, что там сидят люди и все смотрят на тебя - страшно! А тут мне стало легче: постепенно таким способом я освобождалась от своей скованности.

    

- Вы вступили во взрослую жизнь, когда в стране еще был нэп, а значит, и искушений, соблазнов в таком городе, как Петроград, хватало: и модные магазины с шикарными нарядами в витринах, и рестораны, и варьете... Как вы это воспринимали?

- Никак. Может, оттого, что росла в скромной обстановке, в закрытой школе. Бесспорно, и оттого, что свое дело, своя профессия требовали многого: и мыслей, и чувств, и сил, и времени. Не только у меня так было - наше поколение в целом росло аскетичным.

Получила свою первую зарплату - 60 рублей. Казалось мне странным: меня учили, взяли в театр, дали сольное место и еще за это деньги платят! Побежала в кафе "Норд" (нынешний "Север") - оно славилось своими тортами, пирожными... Купила пирожные бабушке, родителям. А дальше не знаю, на что еще деньги потратить, растерялась... Наивно? Да, наивно. Но нас так воспитали...

    

- Помимо балета, какие интересы были у вас, как проводили свободное время?

- С приходом в театр началась у меня вторая школа, или, можно сказать, - "мои университеты". Мы выходили из нашей школы мало образованными в области общей культуры, и приходилось недостаток знаний пополнять самим. Я на каждый день намечала себе план: куда пойду после репетиций и вечером, если нет у меня спектакля. Русский музей, Эрмитаж - изо дня в день надо туда ходить, чтобы все внимательно посмотреть, осмыслить. Я не люблю спешить. Еще, конечно, драматический театр, в первую очередь - Александринка, тогда - Театр имени А.С.Пушкина. В первый же мой сезон я пересмотрела все спектакли Александринки. С тех пор ни одной премьеры не пропускала и одну и ту же постановку смотрела по нескольку раз с разными исполнителями. А исполнители были один другого талантливей: Екатерина Корчагина-Александровская, Илларион Певцов, Леонид Вивьен, Евгений Студенцов, Борис Горин-Горяинов... да все, каждого надо бы назвать.

    

- После балета драматический театр вы любите больше всего?

- Вы знаете, тут такая странность... Я и сейчас не могу сказать, что люблю балет как таковой.

    

- Как?!

- Не знаю... Может, это зависит от моей натуры. Может, через мою жизнь не прошло какое-то потрясение: я ведь не застала Анну Павлову, Тамару Карсавину, Ольгу Спесивцеву, Вацлава Нижинского... Советский балет рождался в какой-то мере заново, если иметь в виду поколения артистов. Это уже мое поколение: кто-то постарше, кто-то помоложе, люди, которые рядом, а как говорится, "лицом к лицу лица не увидать". Артистов моего поколения по-другому воспринимаю: "болею" за них профессионально, знаю их сильные и слабые стороны, переживаю за них. На сцене не могу смотреть на них, полностью отдавшись спектаклю. Конечно, что-то нравилось больше, что-то - меньше... А знаменитых зарубежных балерин, к сожалению, видела уже только в их последние годы - безусловно, что-то захватывало. Но я говорю о другом... О таком потрясении, которое в молодости испытала во МХАТе на спектакле "Дни Турбиных". Это самое сильное театральное впечатление в моей жизни. Даже позже, скажем, "Анна Каренина" в том же МХАТе - тоже сильное впечатление, но уже другое, и только отдельные эпизоды остались в памяти. А в "Турбиных" - все целое! Надо сказать, что я - весьма трезвый человек, не сентиментальный - не испытываю такого безумного восторга: "Ах, что я видела!" Я достаточно рационально ко всему подхожу. Но тогда, на "Турбиных", не заметила, как пролетел спектакль, даже забыла, где нахожусь. Раз в жизни такое со мной случилось. Я сама словно была там, среди этих людей, среди Турбиных... Еще чуть-чуть, и я бы заговорила с ними... Когда дали свет, не поняла: что это? Почему сижу в ложе, а не у Турбиных нахожусь? Еще Костя Сергеев (мы с ним вместе смотрели, как раз перед своим спектаклем приехали в Москву на гастроли) говорит: "Галочка! Все уже закончилось, все хлопают". А я не могу опомниться, не могу идти. И шла потом, как будто прожила какую-то новую жизнь. Так навсегда это в памяти и осталось...

    

- А музыка? Профессионально понятно: музыка пронизывает всю вашу жизнь, балет и музыка неразрывны. А иная музыка, не в балетном спектакле, какое место занимает в вашей жизни?

- Музыка... Музыка для меня не вид искусства даже, а больше. Для меня связаны природа и музыка. Обе загадочные, необъяснимые, и обе так влияют на тебя, завораживают, околдовывают... Пробуждают в твоей душе такие скрытые чувства, о которых и не догадывалась...

Можно не уметь, но умом понять, скажем, как пишется книга, как художник рисует, скульптор лепит... А как создается музыка? Как композитор начинает слышать свое произведение? Из чего? Всего-то, казалось бы, есть семь нот, и все. Мне этого не понять. Меня иногда спрашивают: знакомо ли мне чувство зависти? Скорее всего, нет. Но вот чему всегда удивлялась и чему завидую, когда человек садится за рояль и начинает импровизировать... Когда в школе были уроки фортепиано, я всегда играла только по нотам, потом и это ушло...

Среди музыкальных инструментов у меня любимый - рояль. Если за роялем большой музыкант, кажется, что играет целый оркестр - такое богатство звучания может дать рояль. А иногда слышишь только один инструмент. Сам по себе тембр фортепиано мне ближе. Приобщение к музыке у меня связано с Ленинградской филармонией. Мы ходили туда своей группой: Таня Вечеслова, Нина Анисимова и я.

Чего только мы не прослушали в филармонии: Бах, Бетховен, Чайковский, молодой Шостакович... Много интересных музыкантов выступали в филармонии. Из дирижеров больше всего ценили Александра Васильевича Гаука (он нас обычно и приглашал), который работал и в театре, и в филармонии. Потом Мравинский появился... Всех сразу и не вспомнишь, разные исполнители: Эмиль Гилельс, Давид Ойстрах, Генрих Нейгауз, Владимир Софроницкий... вот они выступали у нас.

Но опять-таки моя натура такая, видимо... На концертах мне свет мешает, неловко как-то себя чувствую оттого, что рядом люди. Я лучше, глубже воспринимаю, когда одна дома слушаю пластинки или записи по радио. Также и в молодости я иначе воспринимала, когда Гаук приглашал на репетиции. Сядем тихонько в ложе и слушаем... Он где-то остановит, что-то скажет музыкантам. Это не мешало, мне казалось интереснее. Полный зрительный зал для восприятия музыки мне как бы ни к чему. Как кому...

А однажды мне довелось слышать особенный концерт Святослава Рихтера. Была весна. Вдруг во втором отделении погас свет. А Рихтер продолжал играть - Шопена или Шумана, точно сейчас не вспомню. Звучит музыка, а через верхние полукруглые окна концертного зала тихонько проникает свет белых ночей (в Москве, правда, они не белые, но все-таки похоже)... Этот загадочный свет, эта летящая музыка удивительно слились, создалась ни с чем не сравнимая зачарованная атмосфера. Нечто самое проникновенное открылось мне тогда в рихтеровском исполнении. Обострилось мое понимание, мое восприятие...

Рихтер - тоже мое такое потрясение, идущее через всю жизнь, как "Дни Турбиных"... Я имею в виду не только этот концерт, а в целом его творчество. Стараюсь, когда могу, всегда слушать его - вот и на "Декабрьских вечерах" тоже бываю. Когда Рихтер за роялем, неловко, неуместно сказать: "Он играет". Рождается музыка, как впервые. Я не воспринимаю его как-то отдельно: вот инструмент, вот человек, пианист - не воспринимаю как человека во плоти, как всех нас. Это для меня целое, и все - музыка. Ни слова не сказано, а перед тобой мир раскрылся, и ты как бы родился заново. Я не специалист, и только пытаюсь (может, неуклюже) выразить свои ощущения...

    

- Галина Сергеевна, а каков был круг вашего общения во времена молодости, с какими интересными людьми вы тогда свели знакомство?

- Прекрасные люди окружали меня и в нашем театре, и вне его. Причем не только какие-то знаменитости: простые рабочие у нас в театре - люди, преданные искусству, болеющие за артистов. Мне папа рассказывал, как рабочие говорили ему: "Как это вы разрешаете своей дочке много танцевать, у нее ноги-то подломаются, такие тоненькие..." В то время чтобы кто-то через сцену прошел в галошах?! Никогда в жизни! (Тогда принято было на ботинки надевать галоши, а пришел в помещение, галоши снял, и ходишь в чистой обуви - очень удобно.) В театре совершенно отсутствовало панибратство, все обращались к старшим на "вы": не важно, кто этот "старший" - артист или рабочий. Вот так я училась общению, дисциплине, служению театру. Из мелочей все складывается...

А вне театра самыми главными для меня стали два человека: Елизавета Ивановна Тиме и ее муж Николай Николаевич Качалов. Она - известная актриса Александринского театра, он - ученый-химик, профессор. Дом Елизаветы Ивановны и Николая Николаевича стал вторым моим родным домом. Бывала у них чуть ли не каждый день, и днем после репетиций забегу, и вечером, если свободна - опять у них. Возможно, родители в душе были немного недовольны тем, что так часто ухожу туда. Но они - люди деликатные, никогда ничего мне не высказывали. Я отлично осознаю: если бы не родители, я бы была никто. В нашем искусстве они всегда являлись для меня самым большим авторитетом. И своим поведением в жизни они меня многому учили - доброте, честности, трудолюбию... Но в доме Тиме и Качалова, громко говоря, открывались новые для меня горизонты: и родители, бесспорно, это понимали. Там расширялся мой кругозор.

Дом Елизаветы Ивановны и в Ленинграде, и в Москве приобрел известность как своеобразный "культурный центр"...

    

- Как в старину говорили - салон.

- Ну такой гостеприимный дом с большими культурными традициями. Без малейшей богемности. Здесь люди собирались не для застолья. Всегда просто скромное угощенье: какое-то печеньице, мармелад, легкое вино... Собирались тут известные артисты, музыканты, писатели, художники... Не только ленинградцы, но и те, кто приезжал на гастроли, кто привозил свою выставку, - все приходили. Леонид Собинов пел в этом доме, Алексей Толстой читал свои новые произведения, делился своими замыслами Всеволод Мейерхольд, читали стихи, прозу знаменитые мхатовцы... Интереснейших людей я узнала в этом доме.

Но сама и слово боялась вымолвить. Не умела, да и права не имела. Только впитывала, как губка, все их разговоры, размышления, споры... Радовалась, что могла слушать, что смогла не мешать. Эти люди старались меня образовывать исподволь, не назидательно.

Елизавета Ивановна и Николай Николаевич всегда смотрели мои спектакли и потом, не при всех, а когда мы оставались одни, рассказывали о своих впечатлениях. Недаром Елизавета Ивановна славилась и как педагог. Она умела так разобрать мои роли, что будила воображение. Что-то немного подсказывала, советовала. Но я не знала, как выполнить совет. Вот если бы мне показали! Тут ли мне голову опустить, руку поднять... не знаю, вот так наивно. А Елизавета Ивановна говорит: "Ну показать - нет, я не знаю, как это можно сделать у вас. Сама должна искать, думать". Думать, как сделать содержательнее свое, по-своему. В своих приемах искать мысль - напрокат "чужое" невозможно взять. В то время я ни строчки не читала Станиславского, да и о системе его, скорее всего, впервые услышала в доме Елизаветы Ивановны. Да, напрямую балету другие искусства не помогут, но, не зная их, ты скуден как человек, а значит, и в своем деле будешь скуден. Надо внутри себя иметь такую "заветную шкатулку", туда складывать все впечатления, переживания, мгновения искусства, природы, события жизни, все, что вокруг, что заставило тебя задуматься и взволноваться...

Также в рубрике:

ПОД ЗАНАВЕС

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;