Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 30 (7438) 5 - 11 августа 2004г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Провинция

ЭтНо про нас

ФЕСТИВАЛИ

Юрий ЛЬНОГРАДСКИЙ
Самара
Сергей САМОЙЛЕНКО


Вот и наступили времена, когда фестивалями никого не удивишь. И все-таки те, о которых пойдет речь, особенные и в своем роде уникальные. Они и задуманы так, чтобы соединить магию дикой природы, древних преданий и верований, национальных традиций и народной культуры с самыми радикальными поисками в современном искусстве.

Тувинский джем

Принять участие в VI Международном музыкальном фестивале "Устуу-Хурээ" в Республике Тыва непросто. До Тывы около 4000 километров и 7000 рублей, если лететь в Кызыл самолетом. Поездом дешевле, но ехать надо трое суток и как-то добираться еще километров триста. Самарская джаз-роковая группа "New A", например, добралась туда транзитом через Новосибирск вместе с финской авант-джазовой группой "Kaski" под управлением Йормы Тапио.

Выехали из Новосибирска - и Европа закончилась, хотя чисто географически она закончилась раньше. Есть такое понятие, как "тувинское время". Местные жители без тени иронии говорят, что в сутках вовсе не 24 часа, а ровно столько, сколько нужно. Присланный за 1300 километров автобус ломается, посреди двухкилометровых перевалов заканчивается бензин, одинокий пост ДПС на берегу бурной горной реки в течение часа кропотливо занимается регистрацией прибывших на территорию Тывы иностранцев, а для приготовления салата в дороге не хватает мисок, и его делают в обычном полиэтиленовом пакете. Выехав из Новосибирска, никто уже не знал, что такое время. Водитель вел машину 1300 километров, не прерываясь на сон и легко обгоняя по ночной трассе серьезные иномарки; федеральные трассы сменялись невнятными грунтовками, а выскакивающие навстречу названия ввергали в ступор - чего стоит хотя бы деревня Косые Ложки или закусочная "Чодура".

Но именно с момента посадки в автобус начался и сам фестиваль. Официально это "фестиваль музыки и веры", а его название - имя каменного буддистского храма, разрушенного большевиками в годы репрессий. Уже шестой год предполагается, что проведение фестиваля поможет собрать средства для восстановления этой культурной жемчужины Тывы, но вместо этого чисто по-тувински получается нечто совсем иное - в невыразимо прекрасной и невообразимо безденежной тувинской степи вырастает фестиваль, который может успешно конкурировать с многими европейскими "событиями года".

В Тыве поражает многое. Население столицы республики равно четырем стадионам самарского "Металлурга", а весь тувинский народ уступает по численности Сызрани. Но при этом на фестиваль в Тыву прилетает прославленный американский биг-бэнд, динозавры радикального черного джаза "Sun Ra Arkestra", и они играют там четыре концерта.

Все это делает скромный и ничем с виду не примечательный человек по имени Игорь Дулуш. Гитарист, музыкант оркестра Тувинской филармонии, автор идеи "Устуу-Хурээ", несущий бремя организации этого фестиваля уже шесть лет. Не будет преувеличением сказать, что удается ему все это только благодаря искренней вере, причем вере неброской, по-тувински неторопливой и по-тувински же упертой. Еще за три дня до фестиваля не было ясно, удастся ли оргкомитету найти деньги на перелет "Sun Ra", а основной союзник, министр культуры Тывы, за неделю до фестиваля ушел в отставку.

На концертах фестиваля побывало не меньше пяти тысяч человек. Фестиваль был велик: Россия и Украина, Финляндия и Дания, США и Япония, джаз и классика, панк и фолк, тувинское горловое пение и старинная европейская вокальная традиция, электрогитара и акустический игил, современные ударные и шаманские бубны, куртки-косухи и цветастые традиционные наряды. Жюри работало в 18 номинациях, самой трогательной из которых стала, наверное, "Дебют фестиваля" - этот диплом получил 12-летний школьник из Чадана Менги Монгуш, для которого сопровождавший диплом приз в 500 рублей стал совершенно фантастической суммой.

Три дня после фестиваля гости жили на горном озере Сут-Холь, священном для тувинцев. В нем не разрешено купаться, мыть посуду, даже брать из него воду для пищи рекомендуется только местным жителям. На берегу Сут-Холя встал палаточный лагерь и несколько юрт, и одним из самых сильных впечатлений от фестиваля остался ночной джем, когда тувинские ребята играли на перестроенных на национальный лад гитарах, американские джазовые мэтры подыгрывали им на саксофонах, а задумчивый финн Тапани Варис неторопливо зудел на хомусе.

А потом были гала-концерт на городском стадионе Кызыла и официальный джем фестиваля, где объединились фанк "New A", джаз американцев из "Sun Ra", старинная музыка старообрядцев, населяющих верховья Енисея, и тувинское горловое пение.

Музыка "Живой воды"

На Алтае прошел VII Международный фестиваль этнических культур. На Кузлинской поляне, неподалеку от районного центра Чемал, собрались в этот раз около двух тысяч туристов - в основном из сибирских городов, хотя были и такие, кто приехал на фестиваль специально из Москвы. Самой интересной частью фестиваля традиционно стала музыкальная программа, включающая выступления сибирских музыкантов и столичных коллективов. Хэдлайнерами нынешней "Живой воды" были "Дети Пикассо" и электронный проект "Волга". Девизом фестиваля стал вопрос "Что ЭтНо?" с ответом "ЭтНо про нас".

Фестиваль, созданный новосибирским культурным деятелем Алексеем Казариновым на волне интереса к world music и в момент, как тогда казалось, полной и окончательной победы мультикультуризма (пришедших, стоит сказать, с Запада), удачно использовал магический бренд Алтая. Первые четыре года "Живая вода" проходила на Телецком озере, а затем перебралась в столь же красивое, но менее отдаленное место - на Кузлинскую поляну в Чемальском районе, где была построена сцена и создана минимальная необходимая инфраструктура. Два года назад, казалось, организаторы нашли общий язык с руководством района - но прошлым летом, после очередных выборов, фестивалю пришлось перебраться на близлежащую турбазу, сильно "ужавшись". В этот раз фестиваль вернулся на поляну - власти не противились, хотя, по словам Алексея Казаринова, и никакой реальной помощи от них не было. Фестиваль, скорее, терпят - потому что с этого года он проходит под патронатом полномочного представителя Президента в Сибирском федеральном округе.

Между тем при всех трудностях и неурядицах "Живая вода" остается сегодня одним из немногих культурных событий не просто сибирского, но и российского масштаба. Достаточно сказать, что за время его существования на нем выступали такие звезды "мировой музыки", как молдавское джаз-трио "Тригон", Молла Силла, ансамбль "Ашхабад", Сергей Старостин, - не в последнюю очередь, потому что организаторы поддерживали тесные связи с московским центром "Дом" Николая Дмитриева, который в 2002 году лично формировал программу "Живой воды". Увы, Николая Дмитриева уже нет с нами - и, может, поэтому тоже музыкальная программа этого года не была столь богатой. Другая, и более важная, пожалуй, причина - скромный бюджет. Первые фестивали проходили, в основном, на гранты западных фондов. В этом Фонд Форда профинансировал приезд музыкантов, а ни государственной поддержки, ни денег частного бизнеса в бюджете "Живой воды" так и не появилось. Потому и афиша выглядела довольно скромно. Впрочем, постоянная публика фестиваля приезжает на Алтай не только и не столько из-за музыки или интереса к этническим культурам вообще.

Музыка тем не менее звучала на фестивале все три дня. Порадовало новосибирское женское трио "Седьмое небо", исполнившее вокальный цикл на стихи Алексея Кольцова под клавишные, кларнет и волынку. Звучало ставшее уже непременным атрибутом фестиваля алтайское горловое пение. Как и два года назад, потрясла исполнением русского фольклора Анжела Манукян - в этот раз "Волга" была в сокращенном составе, только Анжела и Роман Лебедев, потому, может, и электронная подложка была очень деликатна и даже нежна. Сама Анжела после часового сета жаловалась, что некоторые регистры голоса не звучали. Никто не заметил, даже те, кто знал, что за несколько часов до выступления у нее была температура под тридцать девять и только алтайский мед привел ее в "рабочее состояние".

Гвоздем музыкальной программы стало выступление группы "Дети Пикассо" с программой "Этнические эксперименты", недавно вышедшей на пластинке. Армянские напевы, помноженные на иногда очень жесткий роковый ритм с добавлением духовой секции, подняли на ноги всю поляну - устоять на месте было невозможно. Гая Арутюнян, без сомнения, стала героиней фестиваля.

В рамках фестиваля все три дня проходили показы документального кино на этническую тему. Президент Кочующего северного фестиваля Марина Южанинова представила программу фильмов о народах Севера, а редактор сайта

vludi.ru Андриан Охотников - фильмы новосибирской школы документалистики, в том числе работы таких мэтров, как Юрий Шиллер и Владимир Эйснер. Честно говоря, до сих пор видеопрограмма, несмотря на старания организаторов вписать ее в формат "Живой воды", кажется не вполне обязательным довеском. Как и многие прочие мероприятия типа мастер-классов, посвященных чайной церемонии и японской кухне.

По сравнению с предыдущими фестивалями, кажется, ничего не изменилось. Разве что два года назад публики было раза в два меньше. Очевидно, что "Живая вода" в подобном режиме даже без какой-либо поддержки власти и бизнеса может и будет существовать, пока не иссякнет мода на этно. Мода, однако, в полном разгаре - за неделю до алтайского этнофеста прошел уже второй фестиваль "Саянское кольцо" в Шушенском, на котором, правда, больше было вполне традиционных фольклорных коллективов. У "Живой воды" же до сих пор репутация фестиваля, на котором, как изящно выразился один из участников, аутентичный фольклор встречается с современным модерном.

Также в рубрике:

ФЕСТИВАЛИ

СОТРУДНИЧЕСТВО

ДАТА

КЛАССИКИ И СОВРЕМЕННИКИ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;