Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 30 (7438) 5 - 11 августа 2004г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПровинцияЭтНо про насФЕСТИВАЛИЮрий ЛЬНОГРАДСКИЙ Вот и наступили времена, когда фестивалями никого не удивишь. И все-таки те, о которых пойдет речь, особенные и в своем роде уникальные. Они и задуманы так, чтобы соединить магию дикой природы, древних преданий и верований, национальных традиций и народной культуры с самыми радикальными поисками в современном искусстве. Тувинский джемПринять участие в VI Международном музыкальном фестивале "Устуу-Хурээ" в Республике Тыва непросто. До Тывы около 4000 километров и 7000 рублей, если лететь в Кызыл самолетом. Поездом дешевле, но ехать надо трое суток и как-то добираться еще километров триста. Самарская джаз-роковая группа "New A", например, добралась туда транзитом через Новосибирск вместе с финской авант-джазовой группой "Kaski" под управлением Йормы Тапио. Выехали из Новосибирска - и Европа закончилась, хотя чисто географически она закончилась раньше. Есть такое понятие, как "тувинское время". Местные жители без тени иронии говорят, что в сутках вовсе не 24 часа, а ровно столько, сколько нужно. Присланный за 1300 километров автобус ломается, посреди двухкилометровых перевалов заканчивается бензин, одинокий пост ДПС на берегу бурной горной реки в течение часа кропотливо занимается регистрацией прибывших на территорию Тывы иностранцев, а для приготовления салата в дороге не хватает мисок, и его делают в обычном полиэтиленовом пакете. Выехав из Новосибирска, никто уже не знал, что такое время. Водитель вел машину 1300 километров, не прерываясь на сон и легко обгоняя по ночной трассе серьезные иномарки; федеральные трассы сменялись невнятными грунтовками, а выскакивающие навстречу названия ввергали в ступор - чего стоит хотя бы деревня Косые Ложки или закусочная "Чодура". Но именно с момента посадки в автобус начался и сам фестиваль. Официально это "фестиваль музыки и веры", а его название - имя каменного буддистского храма, разрушенного большевиками в годы репрессий. Уже шестой год предполагается, что проведение фестиваля поможет собрать средства для восстановления этой культурной жемчужины Тывы, но вместо этого чисто по-тувински получается нечто совсем иное - в невыразимо прекрасной и невообразимо безденежной тувинской степи вырастает фестиваль, который может успешно конкурировать с многими европейскими "событиями года". В Тыве поражает многое. Население столицы республики равно четырем стадионам самарского "Металлурга", а весь тувинский народ уступает по численности Сызрани. Но при этом на фестиваль в Тыву прилетает прославленный американский биг-бэнд, динозавры радикального черного джаза "Sun Ra Arkestra", и они играют там четыре концерта. Все это делает скромный и ничем с виду не примечательный человек по имени Игорь Дулуш. Гитарист, музыкант оркестра Тувинской филармонии, автор идеи "Устуу-Хурээ", несущий бремя организации этого фестиваля уже шесть лет. Не будет преувеличением сказать, что удается ему все это только благодаря искренней вере, причем вере неброской, по-тувински неторопливой и по-тувински же упертой. Еще за три дня до фестиваля не было ясно, удастся ли оргкомитету найти деньги на перелет "Sun Ra", а основной союзник, министр культуры Тывы, за неделю до фестиваля ушел в отставку. На концертах фестиваля побывало не меньше пяти тысяч человек. Фестиваль был велик: Россия и Украина, Финляндия и Дания, США и Япония, джаз и классика, панк и фолк, тувинское горловое пение и старинная европейская вокальная традиция, электрогитара и акустический игил, современные ударные и шаманские бубны, куртки-косухи и цветастые традиционные наряды. Жюри работало в 18 номинациях, самой трогательной из которых стала, наверное, "Дебют фестиваля" - этот диплом получил 12-летний школьник из Чадана Менги Монгуш, для которого сопровождавший диплом приз в 500 рублей стал совершенно фантастической суммой. Три дня после фестиваля гости жили на горном озере Сут-Холь, священном для тувинцев. В нем не разрешено купаться, мыть посуду, даже брать из него воду для пищи рекомендуется только местным жителям. На берегу Сут-Холя встал палаточный лагерь и несколько юрт, и одним из самых сильных впечатлений от фестиваля остался ночной джем, когда тувинские ребята играли на перестроенных на национальный лад гитарах, американские джазовые мэтры подыгрывали им на саксофонах, а задумчивый финн Тапани Варис неторопливо зудел на хомусе. А потом были гала-концерт на городском стадионе Кызыла и официальный джем фестиваля, где объединились фанк "New A", джаз американцев из "Sun Ra", старинная музыка старообрядцев, населяющих верховья Енисея, и тувинское горловое пение. Музыка "Живой воды"На Алтае прошел VII Международный фестиваль этнических культур. На Кузлинской поляне, неподалеку от районного центра Чемал, собрались в этот раз около двух тысяч туристов - в основном из сибирских городов, хотя были и такие, кто приехал на фестиваль специально из Москвы. Самой интересной частью фестиваля традиционно стала музыкальная программа, включающая выступления сибирских музыкантов и столичных коллективов. Хэдлайнерами нынешней "Живой воды" были "Дети Пикассо" и электронный проект "Волга". Девизом фестиваля стал вопрос "Что ЭтНо?" с ответом "ЭтНо про нас". Фестиваль, созданный новосибирским культурным деятелем Алексеем Казариновым на волне интереса к world music и в момент, как тогда казалось, полной и окончательной победы мультикультуризма (пришедших, стоит сказать, с Запада), удачно использовал магический бренд Алтая. Первые четыре года "Живая вода" проходила на Телецком озере, а затем перебралась в столь же красивое, но менее отдаленное место - на Кузлинскую поляну в Чемальском районе, где была построена сцена и создана минимальная необходимая инфраструктура. Два года назад, казалось, организаторы нашли общий язык с руководством района - но прошлым летом, после очередных выборов, фестивалю пришлось перебраться на близлежащую турбазу, сильно "ужавшись". В этот раз фестиваль вернулся на поляну - власти не противились, хотя, по словам Алексея Казаринова, и никакой реальной помощи от них не было. Фестиваль, скорее, терпят - потому что с этого года он проходит под патронатом полномочного представителя Президента в Сибирском федеральном округе. Между тем при всех трудностях и неурядицах "Живая вода" остается сегодня одним из немногих культурных событий не просто сибирского, но и российского масштаба. Достаточно сказать, что за время его существования на нем выступали такие звезды "мировой музыки", как молдавское джаз-трио "Тригон", Молла Силла, ансамбль "Ашхабад", Сергей Старостин, - не в последнюю очередь, потому что организаторы поддерживали тесные связи с московским центром "Дом" Николая Дмитриева, который в 2002 году лично формировал программу "Живой воды". Увы, Николая Дмитриева уже нет с нами - и, может, поэтому тоже музыкальная программа этого года не была столь богатой. Другая, и более важная, пожалуй, причина - скромный бюджет. Первые фестивали проходили, в основном, на гранты западных фондов. В этом Фонд Форда профинансировал приезд музыкантов, а ни государственной поддержки, ни денег частного бизнеса в бюджете "Живой воды" так и не появилось. Потому и афиша выглядела довольно скромно. Впрочем, постоянная публика фестиваля приезжает на Алтай не только и не столько из-за музыки или интереса к этническим культурам вообще. Музыка тем не менее звучала на фестивале все три дня. Порадовало новосибирское женское трио "Седьмое небо", исполнившее вокальный цикл на стихи Алексея Кольцова под клавишные, кларнет и волынку. Звучало ставшее уже непременным атрибутом фестиваля алтайское горловое пение. Как и два года назад, потрясла исполнением русского фольклора Анжела Манукян - в этот раз "Волга" была в сокращенном составе, только Анжела и Роман Лебедев, потому, может, и электронная подложка была очень деликатна и даже нежна. Сама Анжела после часового сета жаловалась, что некоторые регистры голоса не звучали. Никто не заметил, даже те, кто знал, что за несколько часов до выступления у нее была температура под тридцать девять и только алтайский мед привел ее в "рабочее состояние". Гвоздем музыкальной программы стало выступление группы "Дети Пикассо" с программой "Этнические эксперименты", недавно вышедшей на пластинке. Армянские напевы, помноженные на иногда очень жесткий роковый ритм с добавлением духовой секции, подняли на ноги всю поляну - устоять на месте было невозможно. Гая Арутюнян, без сомнения, стала героиней фестиваля. В рамках фестиваля все три дня проходили показы документального кино на этническую тему. Президент Кочующего северного фестиваля Марина Южанинова представила программу фильмов о народах Севера, а редактор сайта vludi.ru Андриан Охотников - фильмы новосибирской школы документалистики, в том числе работы таких мэтров, как Юрий Шиллер и Владимир Эйснер. Честно говоря, до сих пор видеопрограмма, несмотря на старания организаторов вписать ее в формат "Живой воды", кажется не вполне обязательным довеском. Как и многие прочие мероприятия типа мастер-классов, посвященных чайной церемонии и японской кухне.По сравнению с предыдущими фестивалями, кажется, ничего не изменилось. Разве что два года назад публики было раза в два меньше. Очевидно, что "Живая вода" в подобном режиме даже без какой-либо поддержки власти и бизнеса может и будет существовать, пока не иссякнет мода на этно. Мода, однако, в полном разгаре - за неделю до алтайского этнофеста прошел уже второй фестиваль "Саянское кольцо" в Шушенском, на котором, правда, больше было вполне традиционных фольклорных коллективов. У "Живой воды" же до сих пор репутация фестиваля, на котором, как изящно выразился один из участников, аутентичный фольклор встречается с современным модерном. Также в рубрике:
|