Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 30 (7438) 5 - 11 августа 2004г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Одна неделяВагончик тронется, музей останетсяЗал ожидания для любопытных Анастасия ЛЕЩИК Пассажиры прибывающих на Рижский вокзал электричек и поездов выходят из вагонов озадаченными. Вместо привычных унылых перронов они попадают на станцию начала XX века. Первая мысль, конечно, о том, что здесь снимают кино. Но на самом деле они оказались не в съемочном павильоне, а в музее. Новые музеи в столице появляются достаточно часто, вот только далеко не всегда получают прописку в центре и обширные выставочные площади. 1 августа, в День железнодорожника, в Москве открылся музей, для экспонатов которого выделили четыре железнодорожных пути и три платформы. Экспозицию первого натурного Музея железнодорожной техники развернули прямо под открытым небом на Рижском вокзале. Место выбирали тщательно, и оказалось, что Рижский - наиболее "тихий и спокойный вокзал" (если такое вообще возможно). Указ об учреждении музея был подписан в декабре 2002 года. Но идея создания зрела долгих сорок лет. К руководству Российских и Московских железных дорог с просьбами обращались ветераны, историки, музейные работники. Музей разместили справа от здания вокзала, когда-то здесь были тупики для электричек. Пути были старые и неудобные, поэтому для музейной техники пришлось отстроить новую станцию. Пока стать посетителем музея можно бесплатно. И даже более того - побыть пассажиром понравившегося вагона или занять место машиниста паровоза. Что и делают с ребяческим энтузиазмом взрослые. Дети ведут себя более деловито: пытаются вникнуть в принцип работы огромных механизмов. Раритетные экспонаты, несмотря на свою долгую и трудную жизнь, выглядят так, словно сошли с экрана телевизора. Впрочем, некоторые действительно знакомы нам по кино, например, огромные черно-красные красавцы - локомотивы "Феликс Дзержинский" - гордость советского паровозостроения. Весит такой экземпляр в порожнем состоянии 174 тонны. Всего в этой серии было выпущено 3211 паровозов. Один из них был передан в музей Всероссийским обществом любителей железной дороги. Паровоз, выпущенный в 1941 году, прожил долгую жизнь: работал на Свердловской, Южно-Уральской, Московско-Киевской железных дорогах. Самый старинный паровоз в музее - маленький локомотив серии ОВ. Машинисты в своих кругах ласково именовали их "овечками". Такие локомотивы начали выпускать в самом начале XX века и эксплуатировали до 60-х годов. На сегодняшний день "овечек" осталось считанные единицы. Большинство списанных локомотивов этой серии отправилось на переплавку. Однако есть в музее и еще более древний экспонат - пассажирский вагон третьего класса, выпущенный в 1901 году Ковровскими мастерскими Московско-Нижегородской железной дороги. Если большинство экспонатов производят впечатление своими габаритами, величавостью и мощью, то вагон-салон 1932 года выпуска поражает, в первую очередь, внутренним убранством. В этих роскошных интерьерах (бархат, позолота) не путешествовали даже самые богатые граждане: вагон был предназначен для служебных поездок руководителей правительства. Зато ничем не примечательный крытый вагон "теплушка" вызывает у всех посетителей почти родственные чувства. "Теплушка" воспета и в солдатских песнях, и во фронтовых очерках. Внутри - чугунная печь, фонари освещения и дощатые полки. Экспозиция музея достаточно разнообразна и организована как последовательный рассказ об истории развития железнодорожной техники, а также средств по уходу за ней. Всевозможные снегоочистители, похожие на мультяшных роботов-трансформеров, вагоны-самосвалы, дрезины, хоппер-дозаторы и автомотрисы. Те, кто работает на железной дороге, знают, сколько нужно усилий, чтобы летали во всех направлениях красивые, современные, комфортабельные составы, которым пока рано на пенсию - в музей. Также в рубрике:
|