Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 25 (7484) 30 июня - 6 июля 2005г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
РелигияПредстоятельК 15-летию интронизации Алексия II Максим ГУРЕЕВ
Пятнадцать лет назад на Поместном соборе, проходившем в Свято-Троицкой Сергиевой лавре, получив в результате тайного голосования 166 голосов из 317, был избран пятнадцатый Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Интронизация новоизбранного Патриарха состоялась в Богоявленском Елоховском соборе в Москве. Таким образом, иерархическая преемственность, как одна из первооснов устройства земной Церкви, не была нарушена. Место почившего Патриарха Московского и Всея Руси Пимена (Извекова) занял Алексий II. С тех пор Святейшему было посвящено немало газетных и журнальных публикаций, научных монографий, телевизионных репортажей, цикловых программ, документальных фильмов. В его славу было проведено не одно торжественное мероприятие в ХХС, в Московском Свято-Даниловом монастыре, в Большом театре. Он в отличие от своих предшественников советского периода (по понятным причинам) достаточно смело и энергично вышел из тени, заняв одно из ключевых мест во властной и общественно-политической структурах современной России. Патриарх - частый гость Президента РФ, а также высших государственных чиновников. Но что мы знаем о нем? Кажется, эту информацию не преподают разве что в начальной школе - Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, в миру Алексей Михайлович Ридигер, родился в 1929 году в Таллине. В марте 1961 года принял монашеский постриг с именем митрополита Московского Алексия. С конца этого же года носит сан епископа Таллинского и Эстонского. С 1964 года - сан архиепископа. В 1968 году возведен в сан митрополита Таллинского и Эстонского. В этом сане занял должность управляющего делами Московской патриархии и, соотвественно, вошел в состав постоянных членов Священного Синода. В 1986 году после кончины владыки Антония стал митрополитом Ленинградским и Новгородским. А также продолжил управление Таллинской и Эстонской епархией. Святейший - доктор богословия, почетный член Петербургской и Московской духовных академий, действительный член Российской академии образования. Но при всем при этом личность Его Святейшества продолжает оставаться достаточно закрытой не только для инославных и атеистов, но также и для большинства православных как в России, так и за ее рубежами. И дело здесь, как думается, в том, что известная традиция подачи более чем дозированной информации, с одной стороны, и личная недоступность большинства наших как политических, так и духовных лидеров - с другой, в формате Московской патриархии не претерпели с советских времен, увы, практически никаких изменений. Патриарха мы имеем возможность наблюдать исключительно на торжественных богослужениях в храме Христа Спасителя, попытка же приблизить первосвятителя к народу при помощи телевизионных программ "Мир Вашему дому" и "Предстоятель", увы, успехом не увенчалась. Его Святейшество так и не вышел за рамки протокольного официоза, так и не смог (или не захотел) заговорить простым, свободным от выспренных и высокопарных оборотов языком. Так, как, например, это с успехом который год делает в программе "Слово пастыря" митрополит Кирилл (Гундяев). Однако это ни в коей мере не умаляет достоинств Святейшего Патриарха, который, безусловно, в первую очередь является видным церковно-политическим деятелем, а уже потом проповедником, богословом и миссионером. Именно активная политическая жизнь Алексия II вызывает наибольшее количество нареканий как со стороны людей светских, так и со стороны людей церковных. Эти упреки можно достаточно легко объяснить - после 80 лет вынужденного бездействия Церкви всякая целенаправленная деятельность как внутри, так и вокруг нее нередко воспринимается как нарастающий клерикализм. Увы, политика - это всегда политика со всеми вытекающими отсюда последствиями известного свойства. Тут достаточно вспомнить "табачные дела", судебные тяжбы вокруг дележа недвижимости, конфликты с музеями и отдельными представителями творческой интеллигенции, а также многозначительные намеки на якобы имеющуюся связь части русского епископата со спецслужбами. Спора нет, к Патриарху можно относиться по-разному, но не признать в нем выдающегося церковного строителя рубежа ХХ - ХХI веков невозможно. На его долю выпало обновлять церковное здание после десятилетий богоборческого режима. Вполне возможно, что кто-то сделал бы это и лучше. Но история, как известно, не терпит сослагательного наклонения. Также в рубрике:
|