Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 25 (7484) 30 июня - 6 июля 2005г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Палитра

"Дьяков" любил ходить в шляпе

Выставка в галерее "Арт-Диваж"

Евграф КОНЧИН


П.Шурига. "Дьяков с оранжевым лицом". 1919 г.

Ленинградский скульптор Пелагея Николаевна Шурига (1900 - 1980) - из самых загадочных фигур в отечественном искусстве прошлого века. О ней заговорили лет десять назад после большой персональной выставки в Русском музее. Тогда там показали скульптуру, мелкую пластику, а также графику сороковых годов. Они были, так или иначе, привязаны к ее творческой биографии. Учеба в начале двадцатых годов в Москве, во Вхутемасе, а затем в Петрограде, во Вхутеине. С 1929-го по 1945 год она работала на Ленинградском фарфоровом заводе имени М.В.Ломоносова, заведовала Музеем фарфора. С 1946 года "за формализм" в скульптуре лишилась заказов, мастерской, какой-либо работы. Лишь в середине шестидесятых годов, в пору "оттепели", она смогла возвратиться к творчеству. Ей даже разрешили в составе группы ленинградских художников съездить во Францию.

После смерти Пелагеи Шуриги - десятилетия забвения. А потом - вернисаж в Русском музее. Казалось бы, запоздалая справедливость восторжествовала, творческое наследие получило публичную известность.

И вдруг выставка графики Пелагеи Шуриги 1917 - 1922 годов, открывшаяся в галерее "Арт-Диваж", явила нам совершенно нового, незнакомого, удивительно самобытного художника. В эти годы Пелагея Шурига лишь начинала творческий путь и училась в Харьковском художественном училище, а затем - в Москве, во Вхутемасе. Поэтому говорить о какой-то сложившейся творческой индивидуальности применительно к семнадцатилетней девушке, казалось бы, не приходится. Но тем не менее ее небольшие, подчас с ладонь величиной, рисунки, беглые зарисовки, извлеченные из старых архивных папок, в которые почти сто лет не заглядывали, и теперь впервые выставленные, принадлежат несомненно одаренному, необыкновенно наблюдательному человеку, обладающему завидным мастерством.

Начало творческого пути Пелагеи Шуриги специалисты доселе отсчитывали с 1922 года, со времени ее учебы в петроградском Вхутеине, в мастерской Александра Матвеева. Что было у нее до того, совершенно не принималось во внимание. Может быть, потому, что от того времени, как все были уверены, не осталось никаких работ. Ведь о старых папках никто тогда не знал...

Интересно, что этот графический феномен Пелагеи Шуриги никак не связан с последующим ее скульптурным и даже графическим творчеством. Он как будто бы принадлежит совсем другому художнику.

Выставка состоит из нескольких тематических графических серий. Первая, созданная в Харькове, называется "Дьяков" - он главный герой этого остроумного гротескового памфлета. "Дьяков в шляпе", "Дьяков с оранжевым лицом" - всего около двадцати рисунков, посвященных этому несимпатичному, длинноносому, с крысиной физиономией "Дьякову", который чем-то поразил воображение юной и впечатлительной художницы. А быть может, такого человека вообще не существовало, и это - плод ее фантазии, ироничной натуры, острой на графический язык.

При всей кипучей энергии, затейливости выдумок и богатом воображении Пелагея достаточно скрупулезно изучала натуру. Из таких зарисовок составлена серия "Обнаженные" и, конечно же, множество портретов. При кажущейся простоте, ясности и понятности рисунков некоторые из них достаточно усложнены, глубоки и многозначны. Эту особенность ранней графики Пелагеи Шуриги метко подметил в своем предисловии к каталогу Ильдар Галеев. Он написал, что "некое карандашное пиршество, в котором нет места насыщению, хочется смотреть и наблюдать еще и еще: вектор направления линий всегда прихотливо изменчив и стыдливо-целомудренно уклончив".

Но откуда пришло к юной художнице такое графическое откровение? Ведь на пустом месте даже при изрядном таланте ничего не создашь. Специалисты относят ее графику к модерну. Конечно, если понимать его достаточно широко и многозначно. Но более определенную характеристику своему источнику дает сама художница в большой серии рисунков "Лубки", исполненных черной и цветной тушью в размашистой, броской декоративной манере. В энергичной стилизованной форме, в псевдонародных мотивах она и определила свои традиции. И отзвуки "лубочного" восприятия мира ощущаются почти в каждой ее графической серии.

Фантазия художницы безгранична, а философское осмысление сюжетов и образов для восемнадцатилетней девушки поразительно и предполагает великую творческую будущность, которой не суждено было осуществиться.

На выставке показаны также работы мужа Пелагеи Николаевны - Бориса Александровича Блэка (1895 - 1930). С ним она познакомилась во Вхутемасе, какое-то время разделяла его увлечение конструктивизмом. От этого художника осталось немного - около десятка рисунков. Среди них - маленькая книжечка-коллаж "Маяковский", исполненная в 1923 году карандашами и тушью.

Каждая новая экспозиция в галерее "Арт-Диваж" - подлинное событие. Графика Пелагеи Шуриги - одно из необычных, увлекательных и остроумных.

Также в рубрике:

ПАЛИТРА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;