Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 25 (7484) 30 июня - 6 июля 2005г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Палитра"Дьяков" любил ходить в шляпеВыставка в галерее "Арт-Диваж" Евграф КОНЧИН
Ленинградский скульптор Пелагея Николаевна Шурига (1900 - 1980) - из самых загадочных фигур в отечественном искусстве прошлого века. О ней заговорили лет десять назад после большой персональной выставки в Русском музее. Тогда там показали скульптуру, мелкую пластику, а также графику сороковых годов. Они были, так или иначе, привязаны к ее творческой биографии. Учеба в начале двадцатых годов в Москве, во Вхутемасе, а затем в Петрограде, во Вхутеине. С 1929-го по 1945 год она работала на Ленинградском фарфоровом заводе имени М.В.Ломоносова, заведовала Музеем фарфора. С 1946 года "за формализм" в скульптуре лишилась заказов, мастерской, какой-либо работы. Лишь в середине шестидесятых годов, в пору "оттепели", она смогла возвратиться к творчеству. Ей даже разрешили в составе группы ленинградских художников съездить во Францию. После смерти Пелагеи Шуриги - десятилетия забвения. А потом - вернисаж в Русском музее. Казалось бы, запоздалая справедливость восторжествовала, творческое наследие получило публичную известность. И вдруг выставка графики Пелагеи Шуриги 1917 - 1922 годов, открывшаяся в галерее "Арт-Диваж", явила нам совершенно нового, незнакомого, удивительно самобытного художника. В эти годы Пелагея Шурига лишь начинала творческий путь и училась в Харьковском художественном училище, а затем - в Москве, во Вхутемасе. Поэтому говорить о какой-то сложившейся творческой индивидуальности применительно к семнадцатилетней девушке, казалось бы, не приходится. Но тем не менее ее небольшие, подчас с ладонь величиной, рисунки, беглые зарисовки, извлеченные из старых архивных папок, в которые почти сто лет не заглядывали, и теперь впервые выставленные, принадлежат несомненно одаренному, необыкновенно наблюдательному человеку, обладающему завидным мастерством. Начало творческого пути Пелагеи Шуриги специалисты доселе отсчитывали с 1922 года, со времени ее учебы в петроградском Вхутеине, в мастерской Александра Матвеева. Что было у нее до того, совершенно не принималось во внимание. Может быть, потому, что от того времени, как все были уверены, не осталось никаких работ. Ведь о старых папках никто тогда не знал... Интересно, что этот графический феномен Пелагеи Шуриги никак не связан с последующим ее скульптурным и даже графическим творчеством. Он как будто бы принадлежит совсем другому художнику. Выставка состоит из нескольких тематических графических серий. Первая, созданная в Харькове, называется "Дьяков" - он главный герой этого остроумного гротескового памфлета. "Дьяков в шляпе", "Дьяков с оранжевым лицом" - всего около двадцати рисунков, посвященных этому несимпатичному, длинноносому, с крысиной физиономией "Дьякову", который чем-то поразил воображение юной и впечатлительной художницы. А быть может, такого человека вообще не существовало, и это - плод ее фантазии, ироничной натуры, острой на графический язык. При всей кипучей энергии, затейливости выдумок и богатом воображении Пелагея достаточно скрупулезно изучала натуру. Из таких зарисовок составлена серия "Обнаженные" и, конечно же, множество портретов. При кажущейся простоте, ясности и понятности рисунков некоторые из них достаточно усложнены, глубоки и многозначны. Эту особенность ранней графики Пелагеи Шуриги метко подметил в своем предисловии к каталогу Ильдар Галеев. Он написал, что "некое карандашное пиршество, в котором нет места насыщению, хочется смотреть и наблюдать еще и еще: вектор направления линий всегда прихотливо изменчив и стыдливо-целомудренно уклончив". Но откуда пришло к юной художнице такое графическое откровение? Ведь на пустом месте даже при изрядном таланте ничего не создашь. Специалисты относят ее графику к модерну. Конечно, если понимать его достаточно широко и многозначно. Но более определенную характеристику своему источнику дает сама художница в большой серии рисунков "Лубки", исполненных черной и цветной тушью в размашистой, броской декоративной манере. В энергичной стилизованной форме, в псевдонародных мотивах она и определила свои традиции. И отзвуки "лубочного" восприятия мира ощущаются почти в каждой ее графической серии. Фантазия художницы безгранична, а философское осмысление сюжетов и образов для восемнадцатилетней девушки поразительно и предполагает великую творческую будущность, которой не суждено было осуществиться. На выставке показаны также работы мужа Пелагеи Николаевны - Бориса Александровича Блэка (1895 - 1930). С ним она познакомилась во Вхутемасе, какое-то время разделяла его увлечение конструктивизмом. От этого художника осталось немного - около десятка рисунков. Среди них - маленькая книжечка-коллаж "Маяковский", исполненная в 1923 году карандашами и тушью. Каждая новая экспозиция в галерее "Арт-Диваж" - подлинное событие. Графика Пелагеи Шуриги - одно из необычных, увлекательных и остроумных. Также в рубрике:
|