Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 25 (7484) 30 июня - 6 июля 2005г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Под занавес

БЕАТА ТЫШКЕВИЧ: "Одиночество - величайший комфорт"

Беседу вела Ксения АВДЕЕВА
Варшава
Фото ИТАР-ТАСС


Б.Тышкевич

Когда высокая, статная, в элегантном костюме Беата Тышкевич идет по варшавской Старувке, водители притормаживают и с восхищением смотрят ей вслед: нет, не сгинела еще родная Польша, если есть в ней такие прекрасные женщины! Да и происхождением Беаты Тышкевич соотечественники гордятся не меньше, чем ее артистическими талантами. Ведь это последняя подлинная аристократка польского кино. Родословная Тышкевич берет начало в XV веке, когда ее пращур, военачальник Базиль Мишкович, стал основателем существующей и по сей день графской ветви Тышкевичей. В жены он взял богатую паненку из рода князей Чарторыйских. Был маршалом Польши, воеводой подлясским и смоленским, владел землями под Минском. Не раз ездил с дипломатическими посольствами в Италию и Орду.

Предки Тышкевич сражались против России в наполеоновских войнах. Среди них были очень богатые и образованные люди: библиотека бабушки Беаты насчитывала семнадцать тысяч томов книг, а еще в XX веке Тышкевичам принадлежали изысканные дворцы в Варшаве и Виланове...

Ей рукоплескали Канн и Дели, Москва, Рим и Париж, но актерское дарование лишь одно из немногих талантов Беаты. В Европе ее знают как незаурядного сценариста, отличного фотохудожника, одаренного писателя. Последняя книжка Тышкевич "Не все на продажу", вышедшая недавно в Варшаве, разошлась мгновенно и стала бестселлером. И это неудивительно. За плечами Тышкевич огромная женская и артистическая жизнь, ей есть о чем рассказать современникам. В книге - интереснейшие люди ее эпохи, кино, литература и театр XX века и, конечно, вечное: любовь и измена, верность и искушения, дети и природа. И еще искренние размышления об истинных ценностях жизни, которые нельзя купить ни за какие деньги. А также исповеди о возлюбленных и мужьях, которых она не выбирала, и о кино, которое выбрало Беату и стало главным в ее жизни. Свои деловые встречи пани Беата любит проводить недалеко от своего дома, в маленьком итальянском кафе "Балгена" на Кошуковской, одном из самых привилегированных районов Варшавы. Наш разговор начинается с ее писательских планов.

- Сейчас я работаю над новым, русским, вариантом моей книги "Не все на продажу". Туда войдут неизвестные европейскому читателю страницы моей жизни и работы в России, рассказы о советских кинофестивалях, в которых я принимала участие. Портреты таких удивительных русских артистов, как Иннокентий Смоктуновский. Будут там воспоминания и о гениальном Андрее Тарковском, знаменитом фотохудожнике Валерии Плотникове и, конечно, о семье Михалковых-Кончаловских.

. . . В начале 1970-х годов польское кино в Советском Союзе было невероятно популярным и воспринималось как авангард. На волне этой популярности Андрон Кончаловский и предложил мне роль Варвары Лаврецкой в экранизации тургеневского "Дворянского гнезда". Так у меня началась совершенно особенная жизнь. Андрон привез меня к себе на дачу на Николину Гору, в потрясающе красивый старый дом с террасами, стоящий в лесу на берегу реки. Это незабываемые воспоминания и в центре их - необыкновенная женщина, одна из самых интересных, встреченных мною в жизни: мать Андрона и Никиты - Наталья Петровна, дочь известного русского художника Петра Кончаловского.

Наталья Петровна не только держала в руках огромный, сложный организм этого дома, она была литературной переводчицей, прекрасной поэтессой, переводила на русский язык песни Эдит Пиаф. Про ее супруга, возглавлявшего Союз советских писателей, поэта Сергея Михалкова, рассказывать, я думаю, не надо.

Все свое свободное время я проводила тогда у них на Николиной Горе, в поселке престижных вилл, прибежище элитарных россиян того времени. Мы так сблизились с Натальей Петровной, что долгое время я обращалась к ней "мама". И роскошный туалет Варвары Лаврецкой, в котором я снималась в "Дворянском гнезде", был украшен драгоценностями Натальи Петровны. Свой огромный дом она вела в старом стиле. На Пасху пекли куличи. Комната хозяйки была увешана клетками с поющими птицами. Наталья Петровна замечательно шила. Не успевала она дошить платье для своей невестки красавицы актрисы Натальи Аринбасаровой, которую "украл" в Алма-Ате Андрон, как он уже приводил ей новую жену. Он любил своих женщин беспокойной российской любовью. Фантастический человек, великолепный знаток женщин и на редкость обаятельный мужчина, Андрон был способен тогда на широкие жесты и умел удивить. Мог продать старинное фортепиано для того, чтобы угостить меня прекрасным ужином. Помню его подарки - кольцо с жемчужиной, фарфоровая чашка в форме цветка магнолии, сделанная в девятнадцатом веке на фабрике Кузнецова. Я никогда не пользовалась этой чашкой по назначению, мне казалось, что в ней спит его заколдованная любовь. Впрочем, удивить в этой семье умел не только один Андрон. Однажды его знаменитый отец - Сергей Михалков - взял меня с собой на закрытую меховую фабрику. Там совершенно неожиданно я стала обладательницей шикарных соболей. Увы, в 1981 году, когда в Польше было введено военное положение и я вынуждена была задержаться в Париже, соболей пришлось продать. Просто чтобы не умереть с голоду. . . На Николиной Горе у Михалковых постоянно проходил марафон блестящих интеллектуальных бесед, диспутов, обсуждений сценариев. Для меня это были бесценные уроки настоящего благородного русского языка. Пока старший Михалков играл с каким-то генералом в теннис, Андрей Тарковский рассказывал мне о своем фильме "Иваново детство".

    

- А как вы относитесь к последним работам Андрея Кончаловского? Недавно в Варшаве проходил международный фестиваль, на который приезжал Андрей Сергеевич с молодой женой и фильмом "Дом дураков". Фильм этот произвел настоящий фурор в Польше, во время его показа залы были неизменно полны, а это здесь большая редкость!

- Я люблю прежнего Андрона, с его настоящей русской классикой: "Сибириадой", "Дворянским гнездом". Несколько лет назад на фестивале в Риге я со сцены так прямо об этом и сказала. Приехав на фестиваль в Варшаву, Андрон даже не позвонил мне. Я обиделась и из принципа не пошла смотреть его "Дом дураков". Он не увидел меня, а я - его фильм. А может быть, я немного и потеряла? Ведь в российском кино те же проблемы, что у нас. Думаю, что единственный человек, который и по сей день делает все в искусстве потрясающе, - это Анджей Вайда. Неслучайно он так востребован в России. И смог вновь удивить вашу взыскательную публику своими "Бесами" в Современнике. А такой публики нет нигде. Чтобы понять, какую роль играли в моей жизни съемки в России и как меня любили ваши зрители, стоит вспомнить такой эпизод: однажды на крупный международный культурный форум в Варшаву приехал Михаил Горбачев вместе с Эдуардом Шеварднадзе. Всего же собралось свыше шестисот участников. Стояла огромная очередь, чтобы получить автограф у Михаила Сергеевича на его книге. Я тоже встала. Горбачев сидел в кресле и подписывал книги, а рядом с ним, прямой как струна, стоял маршал Войцех Ярузельский. Увидев меня, он галантно улыбнулся и представил меня президенту: "Познакомьтесь, это наша знаменитая актриса Беата Тышкевич". Горбачев засмеялся и ответил: "А мы-то считали, что это наша Тышкевич!"

    

- Название вашей книги не случайно. Действительно, очень многое в жизни не продается. По сути, не продается самое лучшее. И вы это показали в своей книге. Это принципиальное противопоставление названию известного польского фильма "Все на продажу", посвященного памяти одной из ярчайших польских звезд, Збигневу Цибульскому, игравшему в фильмах вашего первого мужа, Анджея Вайды. Фильм этот стал кинореквиемом Вайды по гениальному артисту Цибульскому. Недавно Польша отметила тридцать восьмую годовщину его трагической смерти.

- Я очень хорошо помню тот страшный день: восьмое января тысяча девятьсот шестьдесят седьмого года. Мы с Анджеем Вайдой были в Лондоне. Вечером к нам в отель дозвонился Роман Поланский и сообщил о трагической смерти Збышека. Это была мистика. Только что, в тот же вечер мы вспоминали Збышека. Я рассказывала о нашем прощании с Цибульским в аэропорту Рима, где он с горечью сказал: "Передай Анджею, что он еще будет обо мне скучать". Збышеку казалось, что любимый режиссер его незаслуженно забыл. Он считал Вайду гением. Дебютировал у него в пятьдесят пятом году в фильме "Поколение". Их общим успехом были "Пепел и алмаз" и "Любовь двадцатилетних". И сколько могло быть еще шедевров! Вайда был потрясен страшным известием, первый раз в жизни видела его в таком состоянии. Он не мог принять смерть Цибульского. Анджей произнес тогда короткую фразу: "Ему от меня полагается фильм". И начал работу над сценарием "Все на продажу". Вайда сам написал этот необычный сценарий.

Я знала Збышека задолго до брака с Вайдой. У меня свои неповторимые воспоминания о нем, связанные с лучшим периодом моей жизни: съемками у Войчеха Хаса в "Рукописи, найденной в Сарагосе". Там был весь цвет польского кино: Франтишек Печка, Адам Павликовский, Эльжбета Чижевская. Цибульский был неотразим в старинном элегантном костюме. Збышек был уже звездой, но слава его не изменила. Он был гением любви и дружбы. Он оставался самим собой, продолжал испытывать и воспитывать себя. У него тогда было опасное хобби. Збышек специально приходил на вокзал, на дальний перрон, чтобы в последний момент, когда поезд уже тронется, мгновенно перебежать на нужный перрон и вскочить в поезд, который уже набирает скорость в направлении Лодзи или Варшавы. У него это называлось "сохранять форму".

    

- В последнее время вы открыли себя в неожиданном качестве ведущей телевизионных кулинарных шоу и собирателя редких рецептов. Вы воскрешаете уходящую культуру домашнего хозяйства, на которую сейчас у большинства людей не хватает ни времени, ни сил, ни культуры, ни терпения. Откуда же вы, пани Беата, внучка вельмож, кинозвезда и светская львица, так глубоко все это знаете?

- Ну, во-первых, от моей удивительной мамы, пани Барбары. Она тоже очень хороших кровей. Но жизнь сложилась так, что маме пришлось заниматься не искусством, а закончить отделение сельского хозяйства в краковском Ягеллонском университете. Там она и познакомилась с моим отцом, тоже студентом. Мама была потрясающая кулинарка, обладала чувством юмора, талантом ведения дома и философией малых потребностей, без которых нельзя быть счастливой в быту. Мама твердо знала, что ей надо в жизни, а что нет. Всеядность - скверное качество! И все эти установки и модели бытия мама передала мне и своим внучкам: Каролине и Виктории... Родилась я в 1938 году. Наше с братом детство пришлось на войну. Но даже в самое голодное время мама умудрялась кормить детей и принимать гостей. Из одного яйца она сооружала нам с братом вкуснейший омлет и клецки для супа. И конечно, мама научила меня готовить. Кулинария - это третье любимое дело моей жизни после кино и книг. Я всегда любила заниматься домом. Но совершенно не имела на это времени и сил, разрывалась между съемками, гастролями и детьми. По всему миру собирала я кулинарные рецепты. Так же как другие собирают марки, монеты или анекдоты. Представьте, что вы всю жизнь записываете шутки и анекдоты, которые вам нравятся! Какая гигантская коллекция получится через двадцать пять лет! В телевизионных программах учу небогатых молодых хозяек, как быстро и дешево приготовить потрясающую яблочную шарлотку или сладкий пирог.

    

- Новые телевизионные шоу, где вы выступаете в удивительном амплуа "ученой домохозяйки", вызывают бури восторгов у зрителей, но все же это как-то несолидно. А как складываются, пани Беата, ваши нынешние отношения с серьезным польским кино?

- А есть ли сейчас такое и в Польше, и в России? Не уверена. С польским кино, как с бывшим возлюбленным, мы исчерпали любовь и расстались. Сейчас я ничего не делаю для польского кино, потому что польское кино ничего не делает для меня. Оно мне неинтересно. В театр я не иду, потому что не представляю, как можно триста раз подряд сыграть одну и ту же роль. Это было абсолютно невозможно. Даже в молодости с великолепными режиссерами я подписывала театральные контракты максимум на двадцать - тридцать выступлений. Но работа для меня всегда есть, в основном на телевидении. Постоянно поступают новые предложения. Недавно я снялась в самом популярном польском телесериале "В горе и в радости", побившем все зрительские рейтинги. А сейчас снимаюсь в новом телесериале "Плебания".

    

- Верите ли вы, пани Беата, в то, что у двух кинозвезд может быть долгий счастливый брак, не омраченный изменами и предательством? Была ли у вас такая незамутненная любовь? И вообще, чем была любовь в вашей жизни?

- Любовь была для меня всем: счастьем, отчаянием, ядом, лекарством, разрывом, уничтожением, беспомощностью, надеждой. Любовь - абсолютно невыгодная вещь, очень часто она мешает жизни. Нужен большой мастер, чтобы объединить любовь и жизнь.

Любовь - это прекрасная болезнь. Как в пьесе Шекспира "Сон в летнюю ночь". Прекрасное, исполненное оптимизма, окрыляющее чувство. И одновременно это тяжелый заразный недуг, который, к счастью, проходит.

Нельзя жить в убеждении, что любовь дается раз и навсегда. Профессия актера несет в себе некую деморализацию, мы не нормальные люди, мы проживаем на сцене и в фильмах множество очень насыщенных быстрых жизней, в разных эпохах. Мы живем в ненормальном ритме, за два часа успеваем родиться, полюбить, умереть. Настоящая жизнь начинает казаться нам слишком медленной. Маска становится нашим вторым "я". Очень трудно не перепутать киносюжет с настоящей жизнью. И помнить, что в жизни дублей не бывает. Актерам очень редко удается супружество с теми, кто не живет их жизнью. Роли кажутся нам реальностью, маска врастает, становится подлинным лицом.

    

- Но ваши отношения с паном Анджеем - это гораздо больше, чем обычное супружество. Верили ли вы тогда, пани Беата, что сможете всегда быть вместе?

- Первый раз в жизни я вышла замуж, когда мне было двадцать девять лет! Но мы уже давно были творчески связаны с Анджеем. На пробах ролей для кинофильма "Пепел" в 1965-м в Неборове мы впервые решили создать общий дом. Тогда в том старинном великолепном замке я была самым счастливым человеком на свете и не ощущала тяжести роли. Меня переполнял восторг от того, что я буду нужна этому сумасшедше талантливому человеку, титану труда с потрясающим воображением. Я радовалась, что смогу стать его партнером по жизни, у нас будут дом и дети. Анджей был старше и гораздо опытнее меня и уже дважды разведен. Но это ничего не значило! Мы ждали окончания съемок.

Снятый по роману польского классика Стефана Жеромского "Пепел" никого не оставил равнодушным. О нем писали и спорили критики, политики, историки, режиссеры. На кинофестивалях в Канне мы получили приз престижной газеты "Фильм". Но самое главное - нашу ленту посмотрели семь миллионов человек только в одной Польше! Но с семьей пришлось повременить. Я улетела на три месяца в Индию на съемки. А разлука продлилась более года. Остались только чудесные письма Анджея в одинаковых серо-голубых конвертах с адресом: Бомбей, отель "Солнце и песок". В них вся наша жизнь и любовь. Вайда называл меня "сладкой Дездемоной", "азиатским чудовищем без сердца", "Снежной королевой" и считал дни, когда мы увидимся. "Еще пятьдесят девять дней, пятьдесят писем, и я тебя увижу!" И обещал: "Я придумал для тебя хорошую роль в фильме "Человек из мрамора".

    

- Но ведь в такой разлуке можно испытать подлинную близость и глубоко узнать друг друга. Только в письмах и в молитвах можно по-настоящему выразить себя.

- Так и было. Наверное, мы никогда не любили друг друга так, как тогда. Хотя скучать было некогда. В Индии я очень тяжело работала, старалась заработать побольше. Кинозвездам там платили сумасшедшие деньги.

Но когда, истосковавшаяся и усталая, я вернулась в Варшаву, Анджею пришлось уехать в Англию, а мне в Бельгию на съемки.

Наконец соединившись, мы решили купить настоящий большой дом в деревне. И после долгих поисков нашли прекрасное фамильное имение Киприана Норвида в Ласково Глухах, неподалеку от Варшавы. Когда-то оно занимало около трехсот пятидесяти гектаров, но переходило из рук в руки, ветшало. На дом ушли все сбережения моей мамы, Анджея и мои бомбейские гонорары. Мы остались без копейки. Перед рождением дочери в графе семейное положение у меня все еще стояло - "не замужем". Я не была официальной женой Анджея. Весь этот "официоз" для меня вообще никогда ничего не значил!

В 1967 году у нас родилась дочь, невероятно хорошенькая и неправдоподобно маленькая. Анджей был невероятно горд и потрясен миниатюрностью и красотой своей дочки. Это была любовь на всю жизнь.

Увы, я была совершенно не готова к этому браку. Я разделяла Анджея - режиссера и человека. Он был очень деликатным, добрым, тонко чувствующим человеком, но я была слишком молода, чтобы это оценить. Прожив пять лет вместе, имея потрясающий дом, друзей, славу, изумительную дочку, мы расстались. Моя мама обожала Анджея и всегда была на его стороне. Вайда ни разу, ни в чем не обманул ее ожиданий. Для мамы и сотен друзей наш развод стал трагедией и шоком! Разойдясь с Вайдой, я резко изменила свою жизнь. Должна была забрать Каролину, покинуть свой дом. Чтобы заработать деньги на жизнь, приходилось ездить с бесконечными гастролями по всей Польше. Но независимость была дороже всего.

Анджей остался в нашем доме в деревне. А мы с Карусей и ее няней переехала в маленькую двухкомнатную квартирку на окраине Варшавы.

    

- Но вскоре в вашей жизни появился другой мужчина. И даже стал вашим мужем...

- Существует тип мужчин, который всегда рядом. И в тот момент, когда ты в депрессии, одинока, совершенно уничтожена морально, у него оказываются два билета на интересный фильм. Он милый, обаятельный, постоянно улыбается, в руках у него букетик чудесных фиалок. Он любит тебя и умеет справиться с твоим домом лучше, чем ты сама. Это все решает. И однажды этот милый мужчина становится твоим мужем, и ты полна решимости прожить с ним долгие годы. Но уже через месяц не можешь понять: как же это произошло? Так было с Витеком Ожеховским, моим вторым мужем, молодым, милым, перспективным режиссером. Я играла в его дипломной ленте "Вино для мессы".

Витек переехал ко мне, занялся домом, бытом и дочкой. Он очень много внимания уделял маленькой Каролине. Друзья смотрели на меня как на сумасшедшую: променять Вайду на Ожеховского!

    

- Но вы-то, пани Беата, не были созданы для такого мезальянса! И наверняка мир чувств не закрылся для вас после двух разводов. Была ли потом в вашей жизни еще большая любовь?

- Мой второй брак с Витеком Ожеховским был случайным, ненастоящим и не стоит долгих разговоров. Однажды я просто не захотела его больше видеть. Но меня ожидала встреча с настоящей любовью. Спустя годы в Варшаву из Франции прилетел архитектор Яцек Падлевский, человек, в которого я была романтически влюблена еще в юности. Теперь это был взрослый, искушенный, разведенный мужчина, имевший от первого брака двоих сыновей. Он был моей первой любовью, а это совсем немало. Помог нам несчастный случай. Однажды мы с Яцеком вышли из гостей, и он на ровном месте подвернул ногу. Я отвезла его в "Скорую", там обнаружили перелом, наложили гипс. Как можно было бросить больного? Я привезла его домой. И ожила атмосфера нашей бывшей любви.

Я много ездила тогда по свету, снималась в болгарских, немецких, индийских фильмах. Но приехать к любимому мужчине в Париж просто так не могла. Яцек должен был выслать мне приглашение. И началась жизнь на два мира. Он очень много работал, но умудрялся навещать меня в Польше, писал смешные письма, присылал открытки со своими рисунками. Когда мы решились на совместную жизнь, нам было по тридцать восемь. Ах, как долго я ждала! В 1977 году в Варшаве родилась наша желанная дочка Виктория. Мы жили у моей мамы на Замковой площади в крошечной двухкомнатной квартирке, тридцать восемь квадратных метров на всех! Жили в таком составе: мама, старшая дочь Каролина, Виктория с няней и я. Наш иностранный папа Яцек выдержал в этой квартире два дня и улетел к себе в Марсель. Правда, оставил дочке невиданную еще в Польше корзину для ношения младенца. А через несколько месяцев мы с дочкой отправились во Францию.

Я разрывалась между Варшавой и Марселем. В Варшаве у меня были мать и дочка, сотня дел и встреч. Но там я скучала по Яцеку и Марселю, а в Марселе сходила с ума по Варшаве и мучилась без работы. Но французское кино делается в Париже, там утверждают все сценарии и формируются киногруппы. Но Яцек не мог переехать в Париж. Но и в изумительном Париже, имея работу, я не захотела остаться навсегда. Меня считали сумасшедшей, но я не могла жить без Варшавы! И Яцек этого тоже понять не смог. Компромиссов в любви я никогда не понимала. На компромиссы можно идти только с родителями или с детьми!

Но если ты перестаешь быть женой, это не значит, что твои дети должны остаться без отца. Никогда нельзя вставать между родными людьми. У моих дочерей прекрасные отношения с их отцами, дедушками и бабушками.

    

- Вряд ли мне удастся избежать банальностей. Но читатель просто не поймет, если я не задам вам этих вопросов. Что делаете вы, пани Беата, чтобы оставаться такой вневозрастной и прекрасной? Чем заполняете вы свою жизнь, боитесь ли одиночества?

- Первый вопрос - самый простой. Я абсолютно ничего не делаю со своей внешностью. Никаких ухищрений, диет, физкультуры, прогулок. Слово "прогулка" я так ненавижу, что могу от него сознание потерять. У меня двое детей, и я все время вынуждена была водить их на прогулки. Я исходила с девочками вдоль и поперек огромный варшавский ботанический сад, королевские Лазенки и парк Уяздовских. Я отгулялась на всю жизнь! И с внуками гулять никогда не буду. Внуков у меня пока нет, но есть позиция по отношению к ним. Она заключается в том, что детей должны воспитывать их родители, а не бедные измученные бабушки, которые к тому же еще выгадывают из своих жалких пенсий для них какие-то гроши! Что же касается наполнения моей жизни - оно максимально. Я снимаюсь. Работаю в двух общественных культурных фондах. Пишу книги, готовлю еду, варю варенье, очень много вяжу на спицах. Постоянно вяжу малышам моих знакомых разные кофточки и свитерки. У меня просто потрясающие друзья. И вообще вокруг - фантастически интересная жизнь. Надо только почувствовать ее и увидеть. Что же касается одиночества, то это очень интересная форма жизни, это целая философия. Если женщина вынужденно принимает одиночество, потому что она потеряла друга или мужа, - это трагедия. Но если это мой осознанный личный выбор, тогда одиночество - это величайший комфорт в жизни. И я ни на минуту не чувствую себя брошенной и несчастной, ведь главное в жизни - оставаться самой собой.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;