Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 28 (7436) 22 - 28 июля 2004г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраКрылышки в пробирках и женское рукоделиеЛетний сезон в московских арт-галереях Юлия ЛЕБЕДЕВА
Неторопливая летом арт-жизнь уже начинает сбавлять обороты, но еще не замерла окончательно. По крайней мере, о летних каникулах пока не решился объявить никто. И даже можно надеяться, что две-три галереи на водоразделе июля и августа составят конкуренцию герою мертвого сезона - Форуму художественных инициатив. А есть и такие художники, вроде Владислава Ефимова, что показывают свои деяния в двух местах сразу. В "XL-галерее" со своим вечным напарником Аристархом Чернышевым (вспомним знаменитый проект памятника Терминатору в австрийском Граце) он представил интерактивную инсталляцию "Пузыри". Она досталась московской публике в наследство от выставки "Проекция" в нижегородском Арсенале. Любой посетитель может позабавиться аттракционом "надувательства": взять в руки насос и накачать, словно воздушные шарики, фигурки Ефимова и Чернышева на экране, одетые в офисную униформу - белоснежные рубашки и черные брюки. Так авторы делают нас соучастниками творческого акта, демонстрируя и аллегорию воспарения души художника, и бренность всего ложного пафоса, которым окружают себя некоторые из коллег, "надуваясь" словно мыльные пузыри и также легко "сдуваясь". "Препараты и пособия" - еще одна инсталляция, которую Владислав Ефимов с другим, питерским художником Сергеем Денисовым соорудил в Государственном центре современного искусства. Творение состоит из нескольких блоков - фотографического (черно-белые интерьеры мастерских со множеством баночек, колбочек и пробирок на полках); объектов а-ля кабинет биологии, где в витринах показаны следы "жизни насекомых" - скрупулезно собранные любителем Денисовым крылышки стрекоз и прочие останки инсектов, а на стенах развешаны слепки человеческих органов и лягушечьих лапок; видеоарт оживляет все вышеупомянутые предметы. Куда более "жестокую биологию" показывают в галерее "Айдан". Проект швейцарца Нота Витала "300 верблюдов" привлек всеобщее внимание на последней ярмарке "Арт-Москва" - в первую очередь масштабностью. В огромном зале триста гипсовых голов верблюдов были выстроены в шахматном порядке на квадратах паркета, их взгляд был устремлен, как на икону, на изображение своего сородича кисти Пиросмани, висящее на стене. И теперь, идя в маленькую галерею на выставку с таким внушительным названием, пожалуй, каждый невольно задавался вопросом - куда же кураторы всех этих триста верблюдов засунут? Сложили в кучу. А для недогадливых на стене написали: "After Верещагин". Напомним: предыдущая выставка у "Айдан" называлась "Поэзия войны" - главным ее героем художница Елена Берг сделала белого голубя (как известно, это символ мира на Земле). Теперь же посреди зала - апофеоз смерти, и даже неясно, что шокирует больше: пирамида из человеческих черепов или из отсеченных заживо голов животных. Ведь Витал видел эту казнь в Египте своими глазами и, потрясенный, купил отрубленные головы верблюдов, чтобы сделать с них слепки. Эту работу можно воспринимать многозначно: и как шокирующие подробности жизни восточного мира, нам непонятного, и как безнаказанность человека в его власти над природой, и как неоправданную жестокость всех нас по отношению к тому, кто слабее. Интересно еще, что побудило кураторов повторить у себя инсталляцию, только что показанную на "Арт-Москве"? Очередная ли это попытка вписаться в международный контекст, выставив нового для нас западного художника, или последнее увлечение хозяйки галереи Айдан Салаховой Востоком с его загадками и причудами? А вот супружеская пара из Твери - художники Инга и Леша Аксеновы(е), похоже, увлеклись человеческой биологией всерьез и надолго. В галерее "С'Арт" они развернули настоящий анатомический театр. Правда, кукольный. И страшно, и завораживает... Под стать "Верблюдам" Витала, "Больница" Аксеновых наполнена сшитыми из тряпочек и ваты человечками со вспоротыми животами, разрезанными спинами, снятыми скальпами. С одной стороны, создается ощущение, что у всех кукол, в которые мы играли в детстве, тоже есть и сердце, и легкие, и желудок, просто мало какой девочке приходило в голову делать своей кукле операцию всерьез. С другой - поражают рукоделие и находчивость авторов: кожа из розового атласа, позвоночник из мочалки - и надо же, так похоже! Кстати, Аксеновы давно "изучают человеческую природу" схожим способом: два года назад в галерее Гельмана они уже показывали инсталляцию под "веселым" названием "Про уродов для детей", где собрали подобные мягкие куклы в своеобразной кунсткамере. А на нынешней выставке в "С'Арт" главным объектом явилось супружеское ложе. Художники даже придумали стихи к своей работе: "В центре - словно на кушетке - две. / Они - под простыней, но без кожи. / У них голубые глаза". Можно подумать, что это сугубо "медицинский" взгляд на любовь как продолжение рода, что возможно лишь вдвоем; но в то же время художники говорят о тонкости чувств, на которые способны в природе только люди: ведь лишь один человек другому способен причинить боль в любви, а иногда и просто "содрать кожу". А может быть, все было по-другому, и эти двое, как говорится в сказках, "жили счастливо и умерли в один день". Но все-таки они уже умерли. Тему физиологии любви, но с большим оптимизмом поднимает Анна Кузнецова в проекте "100% SHIRTS" - он развернут в салоне классической мужской одежды в реконструированном Гостином Дворе. Главный мессидж выставки: по версии художницы, самое приятное после близости с мужчиной - поутру надеть его рубашку. Такое восприятие любви, через прикосновение к вещам любимого, - фетишизм, свойственный в той или иной мере всем нам. Кузнецова показала и красоту тактильного контакта, и беззащитность женщины: на ткани мужских рубашек - отпечатки обнаженного женского тела; где-то оно стройное, а где-то деформировано в ожидании ребенка, как напоминание о том, что женщине приходится дорого "платить" за радость прикосновений. Вот и получается, что маленький дайджест московской галерейной жизни напоминает нашу жизнь вообще - здесь и любовь, и секс, и смерть, и стрекозиные крылья, и, о Господи, отрезанные верблюжьи головы... Также в рубрике:
|