Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 28 (7436) 22 - 28 июля 2004г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СитуацияДолгая дорога в культурном слоеСуздальскому кремлю грозит утрата целостности КОНФЛИКТАнна МАРТОВИЦКАЯ
Варварское отношение к объектам наследия для современной России, увы, стало почти нормой. Сообщение о том, что где-то снесен очередной памятник архитектуры, уже не вызывает гнева - мы лишь печально киваем. Что ж, еще один объект пал жертвой несоответствия новым экономическим реалиям... Но наши читатели привыкли не только к этому, но и к географии утрат, которая в их представлении ограничивается Садовым кольцом. И тем больнее узнавать о том, что в провинции наследие не менее уязвимо. В самый разгар туристического сезона "охранно-строительный" конфликт разразился в Суздале - всемирно известном историческом городе России, которому, казалось бы, никогда не придется отстаивать свое право на неприкосновенность.
30 июня Суздаль лишился одного из самых живописных своих уголков - мощеной булыжником улочки возле Никольской церкви XVIII века. Это самый центр города, территория кремля. О том, какой она была, эта улочка, теперь можно будет вспоминать только по старинным открыткам и фотографиям. На ее месте прорыта безобразная траншея, заглотившая почти метр древних оборонительных валов XII столетия. Валы эти, конечно же, являются памятниками археологии федерального значения и повреждению не подлежат ни в коем случае. Однако их утрата невосполнима и с точки зрения историко-культурного ландшафта, которым так славится Суздаль. Обаяние этого древнего города - именно в его холмах, улочках и удивительно тактично вписанных в природу исторических зданиях. В Суздале веками складывался редкостный градостроительный ансамбль, и пейзаж, панорамы давно уже стали такими же объектами показа, как и памятники. Но это лирика. А проза жизни такова: культурный слой снят, булыжное мощение уничтожено, древние валы повреждены. Никто толком не знает, когда, кем и куда был вывезен старый булыжник. На ее месте должна появиться дорога - так решил мэр Суздаля Андрей Рыжов. Долгое время жители города не могли добиться от местных властей вообще никакого ответа на вопрос, что за работы ведутся возле кремля. Потом, под натиском общественности, градоначальник все же объяснился: из его выступления стало ясно, что некий богатый человек завещал городу "на доброе дело" 2 миллиона рублей, которые теперь нужно освоить. Почему было решено потратить эти деньги именно на прокладку дороги, хотя в городе много проблем, так и осталось загадкой. Мэр настаивает на том, что дополнительная трасса кремлю нужна - не дай Бог, пожар, технике ведь по центральной улице не въехать будет. Свою точку зрения Андрей Рыжов при всей кажущейся надуманности считает обоснованной и ссылается на генеральный план развития Суздаля, утвержденный... в 1967 году. Справедливости ради отметим, что этот градостроительный документ позже не раз обогащался поправками и дополнениями, последние из которых были сделаны в 1983 году, то есть в известном смысле даже недавно, поскольку генпланы живут четверть века. Но вот трассы в современном смысле этого слова в нем никогда не было: дорога, предусмотренная "Гипрогором", есть не что иное, как "улица в жилой застройке, не предназначенная для грузового и общественного транспорта". Разработчикам генплана и не снилось, что осторожно проведенная пунктирная линия через двадцать с лишним лет окажется девятиметровой траншеей, по которой ни пройти ни проехать. И кстати, с разработчиками эти действия нужно было согласовать в первую очередь: по существующим нормам и правилам, градостроительные проекты старше 25 лет могут быть реализованы только после дополнительного утверждения. Я не говорю уже о том, что для ведения работ на территории федерального объекта истории и культуры нужно разрешение Госцентра по учету, реставрации и использованию памятников истории и культуры Владимирской области, согласование со всеми городскими и областными службами архитектурно-строительного и археологического надзора и, наконец, проект и архитектурно-планировочное задание. Самострой суздальского мэра можно считать рекордсменом по количеству нарушенных законов и СНиПов. В тайне держится даже то, кто является заказчиком и подрядчиком строительных работ. Но по городу курсируют упорные слухи о том, что спонсорами выступают москвичи. Жители направили страстные открытые письма в адрес Администрации Президента РФ, Суздальского совета народных депутатов, главного федерального инспектора по Владимирской области Г.В.Веретенникова. Отчаявшись добиться хоть какой-то вразумительной информации, жители Суздаля обратились за помощью к руководству Государственного Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника - бесспорно, самого известного и влиятельного учреждения культуры Центральной России. Директор музея-заповедника Алиса АКСЕНОВА рассказывает: "Я получила два больших коллективных письма жителей с просьбой высказать мнение и "вмешаться". Естественно, оставаться в стороне было бы недостойно для профессионала и просто неэтично. Но, честно говоря, когда мне позвонили в первый раз, я просто не поверила услышанному: ну разве в кремле могут проводиться какие-то работы, о которых я не знаю? Но в тот же день случайно проезжала мимо и вдруг увидела уничтоженную мощеную улочку и широкую безобразную траншею... 5 июля в администрацию Суздаля было отправлено предписание Госцентра по учету, реставрации и использованию памятников истории и культуры Владимирской области о приостановке земляных работ. Но, получив предписание из рук заведующей отделом охраны памятников Госцентра И.В.Матушевской, мэр Суздаля А.Ю.Рыжов сказал только одно: "Оставьте его себе!" И работы по прокладке автодороги продолжились". 7 июля указ о прекращении земляных работ возле Никольской церкви издал главный федеральный инспектор во Владимирской области Г.В.Веретенников, еще через два дня на стихийную стройплощадку вышли пикетчики, а 10 июля работы вновь были возобновлены, правда, к счастью, опять ненадолго. На прошлой неделе областная прокуратура возбудила по факту незаконного строительства уголовное дело. Поводом для обращения в суд стало нарушение Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ". Статья 35 этого закона гласит: "Проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля запрещаются, за исключением работ по сохранению данного памятника или ансамбля и (или) их территорий, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника или ансамбля и не создающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения". Как будто про Суздаль и его нынешнюю беду писали! В качестве независимого эксперта к участию в этой истории был привлечен В.Н.Выборный, заслуженный архитектор России, член Российской академии архитектуры и строительных наук, автор генерального плана Суздаля. "Вольной" трактовкой своего проекта он был просто возмущен. "Очевидно, что на наших глазах происходит разрушение историко-архитектурной, образно-пространственной самобытности одного из древних русских городов, - пишет он в открытом письме. - Наметилась тенденция отказа от генплана в пользу неких программ, что приводит к искажению законодательно установленного порядка реконструкции и развития исторического города и его пригородной зоны. < ... > Значительная часть построек Суздаля находится в аварийном состоянии. Они нуждаются в капитальном ремонте, реконструкции и модернизации систем жизнеобеспечения". Мнение архитектора я могу только подтвердить: неудовлетворительное состояние памятников, мягко говоря, бросается в глаза. И это в городе, который живет за счет туризма, на постройки которого в год приезжают посмотреть более полумиллиона человек! Казалось бы, и думать не нужно над тем, куда потратить случайно "упавшие" на Суздаль миллионы, но мэр рассудил иначе... Дороги, конечно, тоже нужны, но в насквозь историческом городе они должны быть соответствующими: "мягкая", как говорят архитекторы, трассировка, меняющаяся ширина, деликатно подобранный тип мощения (булыжник, брусчатка, но никак не асфальт). Эти нехитрые и в принципе недорогие приемы позволяют сохранять подлинное обаяние истории, за которой в Суздаль и едут со всего мира туристы, - но градоначальник, видимо, решил оставить в истории свой след. 13 июля в Суздале главный федеральный инспектор по Владимирской области Г.В.Веретенников провел совещание. На повестке дня стоял все тот же вопрос - противозаконные земляные работы по прокладке автодороги, соединяющей улицы Ленина и Варганова. "Мэр на эту встречу пришел, - рассказывает Алиса Аксенова. - Всех нас внимательно выслушал и сказал, что дорогу будет строить в любом случае, а все нужные разрешения привезет из Москвы". И все-таки по-человечески не очень понятно, чем объясняется такое настойчивое желание нарушить закон. Неопытностью, как на встрече с сотрудниками музея предположил вице-губернатор Евгений Завьялов, или уверенностью в собственной безнаказанности? Но ведь, в конце концов, мэр строит дорогу не только для себя. Однако кто эти граждане, которым новая трасса нужна, - посетители кремля или богатые дачники, прикупившие участок по соседству с памятником? Как видите, масса вопросов, не имеющих никакого отношения к охране наследия. Оно в очередной раз стало лишь разменной монетой в коммерческих играх мнимых патриотов. P.S. "Суздальское дело" сейчас рассматривается в только что созданной Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Для новой структуры это уникальный шанс зарекомендовать себя как действенный орган. Будем надеяться, что ФСНСЗ им воспользуется. Также в рубрике:
|