Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 26 (7434) 8 - 14 июля 2004г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Архитектура

Олег ХАРЧЕНКО: "Заявление об уходе всегда было со мной"

Беседу вела Анна МАРТОВИЦКАЯ
Фото автора


О.Харченко

В июне Санкт-Петербург вновь стал главным архитектурным ньюсмейкером. Городская администрация приняла Концепцию генерального плана развития города, а главный архитектор Олег Харченко подал в отставку. Харченко более 13 лет руководил Комитетом по градостроительству и архитектуре и возглавлял коллектив разработчиков главного городского документа. Злые языки утверждают, что его отставка связана именно с этим проектом. 14 июня Олег ХАРЧЕНКО был представлен в качестве исполняющего обязанности ректора профессорско-преподавательскому составу петербургского Института живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина (Академии художеств).

    

- Олег Андреевич, не боитесь ли вы, что ваша отставка аннулирует почти утвержденный генплан?

- Сейчас мне очень часто задают этот вопрос, и я всегда отвечаю: нет, не боюсь. Генплан - это документ, жизненно необходимый нашему городу. Если угодно, это не только практическая, но юридическая и экономическая необходимость, залог его успешного развития в будущем. Городские власти очень хорошо понимают, что без рационального физического планирования Петербург задохнется и как культурный, и как экономический мегаполис. Разработку этого документа мы начали в 1996 году, и то, что он создан и одобрен, я считаю своим самым большим достижением на посту главного архитектора. Новый генеральный план объективен, это его самая сильная сторона, хотя это может кому-то и не нравиться. Генплан состоит из множества локальных планов развития территорий и крупных инфраструктур города, и я с уверенностью могу предсказать, что именно по этим высчитанным и заданным векторам Петербург будет развиваться до 2015 года.

    

- Неужели удастся избежать уплотнительной застройки, о вреде которой сейчас так много говорят в Петербурге?

- Проблема эта действительно существует. Людям негде жить - это с одной стороны. И очень много желающих строить и зарабатывать на строительстве деньги - с другой. Эти интересы в определенной степени пересекаются, что не всегда полезно для города. Территории нельзя застраивать хаотично. Нужна грамотная градостроительная политика, и сегодня в теории она разработана, теперь все зависит от финансирования и от реализации. Думаю, что процесс будет налаживаться. Но как долго, уже не мне судить и не мне отвечать за это.

Существующая ныне практика печальна: алчность заказчика берет верх над разумом архитектора. Повсеместны случаи обмана: например, согласуется 10-этажный дом, а строится 12-этажный. Меня ставят не просто перед фактом, но перед уже построенной стенкой. Это делает позицию архитектора уязвимой, а позицию главного архитектора - откровенно неприятной; мне приходилось играть роль сторожа и полицейского. Думаю, еще года полтора уплотнительная застройка будет иметь место, но основы для мирного решения этой проблемы в генплан заложены. Ну не хватает нам пока градостроительной культуры! Ансамблевого решения требует почти каждый проект, а мы об этом в последнее время забываем.

    

- Смелее проекта, чем Мариинский театр Доминика Перро, трудно придумать, и тем не менее вы всячески поддерживаете его.

- История с проектированием нового здания Мариинского театра начиналась очень некрасиво, как вы помните, и для меня важно, что международный архитектурный конкурс все-таки состоялся. Прежде всего я хочу выразить благодарность профессиональному архитектурному сообществу, и в частности, Союзу архитекторов России за то, что идея конкурса была поддержана. Международный конкурс в данном случае был просто необходим, но страну, отвыкшую от подобных творческих состязаний, нужно было убедить в этом, заставить провести его, потратить время и деньги как на приглашение архитекторов, так и на скрупулезный анализ представленных проектов. Меня часто спрашивают, что я думаю о российских участниках конкурса. Я скажу просто: я горд тем, как выступили мои соотечественники и, в частности, петербургские команды. Любой из представленных проектов мог быть реализован и тем самым сделал бы честь нашему городу. Важно и то, как конкурс приняла общественность. За время работы выставки проектов-конкурсантов ее посетило более 3 тысяч человек. Это огромная цифра! И кстати, большинство посетителей проголосовали за петербургские проекты, и это не просто патриотизм, это признание высокого уровня этих работ.

Что же касается победителя - Доминика Перро, то могу лишь повторить то, что уже не раз говорил, в том числе и в интервью вашей газете. Это очень тонкая и деликатная работа. В ней покорили принципиальный отказ от типологически традиционного театра как монументального сооружения и гибкость: образная идея выживает и при уменьшении площадей, и при изменении внутренней театральной технологии.

    

- Не секрет, что у проекта Перро до сих пор много критиков, считающих, что экстравагантный золотой кокон не впишется в историческую среду Петербурга.

- Не секрет, что на протяжении всех 1990-х годов мы занимались тем, что вписывали новые здания в исторический контекст путем использования приемов прошедших эпох. Это, конечно, способ строить в Петербурге, но, уверен, далеко не единственный. Наш город продолжает формироваться, он не так уж законсервирован, как принято считать. Пожалуй, за все годы работы главным архитектором я могу насчитать всего десятка полтора удачных проектов. Это, мягко говоря, немного. Современная архитектура должна чувствовать себя увереннее. Не так давно мы утвердили высотный регламент, и это единственное ограничение, которое архитекторы должны соблюдать. Во всем остальном - пожалуйста, творите, но, конечно, отвечайте за то, что делаете.

    

- Говорят, одним из поводов для вашей отставки стало намерение администрации Петербурга разрешить приватизацию объектов наследия. Как вы относитесь к передаче памятников в частные руки?

- Приватизация в принципе возможна, это один из хорошо известных нам по западным странам способов содержания объектов наследия. Но для того чтобы проводить ее, сначала нужно потратить немало средств и сил на ее юридическое обоснование. Необходимо сформулировать множество параметров охраны, ремонта, публичного доступа, диапазона реновации, допустимых видов использования... Ведь, продавая памятник, надо четко определить, что покупатель может с ним делать, а что категорически запрещено. Главное - не спешить, вот и все, что я думаю по поводу приватизации.

    

- Олег Андреевич, как вы сами можете прокомментировать свою отставку? Насколько я знаю, занять пост ректора Академии художеств Зураб Церетели вам предлагал еще три года назад, и тогда вы решительно отказались...

- Тогда я отклонил предложение Зураба Константиновича по нескольким причинам. Прежде всего потому, что не были закончены сразу несколько очень важных для города проектов, - это и генеральный план развития, и проведение Международного конкурса на лучшее здание Новой сцены Мариинского театра, да и трехсотлетие Петербурга мне хотелось встретить в качестве главного архитектора. Но постепенно накапливалась усталость, углублялся внутренний конфликт с самим собой... Вообще, должен признаться, что быть главным архитектором всегда тяжело, а уж особенно в эпоху перемен. Я ждал отставки. И заявление все последние годы лежало в нагрудном кармане. Потому что иногда именно эта психологическая готовность в любой момент расстаться с креслом давала мне чувство независимости, позволяла сопротивляться решениям, которые я считал неправильными.

Петербург - трудный с градостроительной точки зрения город, и сейчас он переживает очень нелегкое время. Меняется общественное сознание, усиливается давление коммерческих структур. В должности главного архитектора заключался печальный парадокс. С одной стороны, заказчики и архитекторы требовали свободы, с другой - отчаянно критиковали любые проявления этой свободы. А мне приходилось отвечать за все и отражать бесконечные гневные вопросы о том, как в городе мог появиться тот или иной объект. Я обычно отвечал, что архитекторы имеют право на творчество. Другое дело, что мне приходилось работать с тем человеческим и профессиональным материалом, который был подготовлен архитектурной школой за предыдущие двадцать - тридцать лет. Все это время архитектура, как и другие сферы жизни, была изолирована от мировых процессов, законсервирована. Кстати, это во многом и натолкнуло меня на размышления об Академии художеств. Последние полтора года я преподаю там, являюсь профессором и имею собственную мастерскую. У меня 26 студентов, и все очень интересные и пытливые ребята. Мне показалось, что это и есть тот новый круг, который позволит мне жить в ладу с самой собой.

    

- В должность ректора Академии художеств вы вступаете как чиновник или как архитектор?

- Скорее, как менеджер, обладающий хорошим архитектурным образованием и большим опытом управленческой работы. И именно менеджмента академии сегодня не хватает. Конечно, придется смотреть, изучать. Перед академией стоит несколько очень серьезных вопросов - низкая заработная плата, возрастная проблема, неустроенность быта. Сейчас еще трудно сформулировать конкретную программу действий, но я постараюсь сохранить традиции академии и одновременно попробовать открыть для нее новые возможности, в том числе и по зарабатыванию средств. Я убежден в том, что академия может и должна оставаться одним из лучших вузов теперь уже XXI века.

Также в рубрике:

АРХИТЕКТУРА

ОДНА НЕДЕЛЯ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;