Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 26 (7434) 8 - 14 июля 2004г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Телевизионный смотрительЖертва вечерняя"Ленинградское дело" Павла Филонова PRO MEMORIAЕгор ОДИНЦОВ А ведь только совсем недавно стало более чем очевидно, что история России первой половины ХХ столетия - это история, собранная и записанная по большей части вовсе не профессиональными историками в хрониках, календарях и летописях, но аккуратными сотрудниками карательных органов в многотомных уголовных делах. За что им (сотрудникам) большое человеческое спасибо от любознательных потомков... Понятно, что такой взгляд на происшедшее носит весьма и весьма специфический характер, но за отсутствием другого приходится довольствоваться "малым". Вернее сказать, многими, буквально бесчисленными "сочинениями", авторство которых по понятным причинам неизвестно. Действительно, а ведь так оно и получается, буквально весь временной промежуток, начиная с 1917-го и кончая 70-ми годами ХХ века, вполне возможно уложить в определенные этапы, они же уголовные дела, - дело промпартии, дело о троцкистско-зиновьевском заговоре, дело об изъятии церковных ценностей, дело ксендзов, дело врачей-убийц, ленинградское дело, а также десятки диссидентских дел. Честно говоря, эту достаточно невеселую мысль лишь подтвердил просмотр на канале "Культура" документального сериала "Ленинградское дело". Н.Гумилев, А.Ахматова, М.Зощенко, Д.Хармс, О.Берггольц, Л.Гумилев, П.Филонов - вот список фигурантов, проходивших по этому делу. Гумилев и Хармс, как известно, заплатили за радения новых "правдоискателей" своими жизнями, Ахматова, Зощенко, Л.Гумилев, Берггольц - своими судьбами. Особое место в этом скорбном списке занимает Павел Филонов. Последний фильм сериала "Ленинградское дело" был посвящен именно ему. Следует заметить, что личность Филонова достаточно востребована отечественными кино- и теледокументалистами. Художнику, как мы помним, была посвящена большая "пленочная" картина, о его жизни и трагической смерти в блокаду было рассказано и в фильме "Человек в мире", тоже, кстати, прошедшем на ГТРК "Культура". Но все-таки личность создателя "Пира королей", "Святого семейства" и "Мирового рассвета" продолжает привлекать к себе внимание создателей аудиовизуального продукта. И прежде всего, можно утверждать, своей харизматической укорененностью в тех буквально геологических изменениях, которые происходили в общественной жизни России 20 - 40-х годов прошлого столетия. Да, Павел Филонов был блаженным фанатиком революции! Тут чего стоит одна знаменитая встреча живописца с классиком изобразительной ленинианы товарищем Бродским, который, уже тогда поняв величие мастера, предложил Филонову купить его полотна. В ответ, невзирая на нищету, в которой жил художник, прозвучало гневное и полное достоинства: "Все свои работы я завещаю трудящимся Страны Советов и ее правительству". И здесь вновь мы имеем дело с известного свойства перекосом. Если раньше эта сторона личности художника (оголтелая революционность) выпячивалась и оказывалась якобы единственной, представляющей интерес и заслуживающей внимания, то теперь о ней предпочитают не говорить, более напирая на трагическую жертвенность художника, не понятого и униженного властью. Именно этот последний "оправдательный" посыл и стал основополагающим в фильме из цикла "Ленинградское дело". Однако власть унижает тех, кто хочет быть ею унижен. Теперь, спустя годы, этот постулат не нуждается в каких-то особенных доказательствах. Свою же жертву Павел Филонов принес, находясь в здравом уме и трезвой памяти, что называется, став убежденным марксистом. Это уже потом, после гибели учеников, после тяжелой болезни жены и ареста ее взрослых сыновей, вселенский "мировой рассвет", завладевший умом несчастного художника, стал для него своего рода диагнозом. Можно утверждать, что на примере личности Филонова мы сталкиваемся с почти не поддающимся в наши дни расшифровке алгоритмом поведения человека, попавшего в красную "мясорубку" первой трети ХХ века. Он - свободный художник, и в то же время он - солдат революции, он осознает собственную уникальность как классика "аналитического" искусства и даже гениальность и в то же время признает за партией право надзирать за собой, поучать себя, он ненавидит режим, но в то же время воспевает его грандиозное величие, "непонятное смыслом своим". В этом смысле фигуры той же Ахматовой, Зощенко и Гумилева выглядят в чем-то более понятными и объяснимыми с точки зрения бытового сознания - презирали и ненавидели власть, осознавали себя изгоями в стране "освобожденного труда", за что и претерпевали. С точки зрения подавляющей части их современников, вполне заслуженно... С Павлом же Филоновым, как мы уже заметили, все было по-другому, и ставить его с ними в один смысловой ряд представляется концептуальной ошибкой. Здесь, скорее, на ум приходят совсем другие люди - скульптор Анна Голубкина, поэт Владимир Маяковский, кинорежиссер Сергей Эйзенштейн, театральный режиссер Всеволод Мейерхольд. Таким образом, "ленинградское дело" художника Филонова по-прежнему остается незакрытым, и дело здесь вовсе не в неправильно подобранной создателями фильма оптике. Загадка кроется в самой личности художника, умершего в первые блокадные недели от истощения, загадка, объяснять (читай, разгадывать) которую, может быть, даже и не нужно. Как не нужно тревожить торжественный покой филоновских "стариков" и "рабочих" разного рода искусствоведческими изысками. Что же касается самой оптики, то несколько лет назад в галерее на Неглинной проходила выставка (первая в Москве!) работ Павла Филонова. Здесь же на столах были расставлены школьные микроскопы, прибегнув к помощи которых можно было рассматривать клеточное строение луковых шкурок. Увиденное там, в глазке визира, и было тем самым "аналитическим" миром Филонова, той самой платоновской "родиной электричества", которые совершенно не нуждаются ни в каких объяснениях и уж тем более оправданиях. Также в рубрике:
|