Время графики
Лето в разгаре - наступила пора отпусков, а заодно "мертвый сезон". И если для театров это определение справедливо хотя бы отчасти, то в музеях, напротив, горячие денечки: туристы от мала до велика штурмуют Москву и Петербург.
Да и житель столицы, пожалуй, может перевести дух и пойти не на выставку из череды мелькающих, как стеклышки в калейдоскопе, а просто - в музей. Иными словами, прикоснуться к вечности. И задуматься об искусстве во всей широте его проявлений, о многообразии его видов, техник и жанров, о специфике каждого из них. Музеи дают сколько угодно пищи для размышлений, но наше внимание привлекла графика: по богатству и вариативности этот вид изобразительного искусства поистине близок к бесконечности, а объединяющим началом служит общий носитель - бумага. Среди тех, для кого искусство было делом жизни, ни один не обходился без карандаша или кусочка угля - ни в поездке, ни даже в быту: великолепный живописец Брюллов оставил множество путевых зарисовок и лишь один пейзаж маслом; в экстремальных условиях войны 1812 года его коллега Кипренский обратился к графике; беспрестанно рисовал Репин... Все они ценили многообразие "бумажного" искусства, которому в равной мере подвластны романтический пейзаж, лирический портрет и острый шарж. Но ведь графика - это еще и гравюра: замысловатое, почти ювелирное умение перевести на бумагу рисунок, нацарапанный на металле, вырезанный в камне или дереве. И здесь тьма примеров: от Рембрандта и Калло до нашего Фаворского... Рискнем предположить, что графика старше прочих искусств (не самые ли древние рисунки - наскальные росписи?).
При этом она и сегодня остается мобильной, остро реагируя на события, являясь в облике то газетной карикатуры, то полного патетики плаката.