Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 26 (7434) 8 - 14 июля 2004г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Первая полосаЧто нам стоит дом построить? Нарисуем - будем житьК самому началу Московского международного кинофестиваля в Замоскворечье был снесен дом Андрея Тарковского Анна МАРТОВИЦКАЯ
В 1-ом Щипковском переулке знаменитый кинорежиссер Андрей Тарковский провел свое детство. В старинном двухэтажном доме Тарковские жили до 1962 года, занимая в коммунальной квартире №2 две комнаты по 10 метров. И именно этот дом наследники и многочисленные поклонники творчества Андрея Арсеньевича мечтали сделать музеем режиссера. Комиссия по творческому наследию Андрея Тарковского начала работать сразу после кончины режиссера - в 1986 году, и, заручившись поддержкой тогдашнего Союза кинематографистов СССР, спасла дом в Щипковском от сноса, на который тот был обречен городскими властями. Кинофонд начал разрабатывать концепцию будущего учреждения культуры и по мере сил взялся за реконструкцию. Начинанию активно помогал Юрий Норштейн - по соседству с музеем, согласно постановлению СК СССР, должна была разместиться его мастерская. В укрепление фундамента аниматор вложил одну из своих премий - около 10 тысяч долларов. Фактически в прямом смысле слова закопал деньги в землю, потому что аварийное состояние, в котором дом тогда уже находился, они исправить не смогли. Кинофонд СССР, в свою очередь, решил начать ремонт с крыши, для чего разобрал ее. Дальше в стране началась уже политическая перестройка, и о доме Тарковского забыли. На протяжении многих лет он оставался, пожалуй, самым красочным и грустным примером бесхозного сооружения в центре Москвы. Двенадцать лет простоять без крыши - это, нужно признать, не каждое железобетонное здание выдержит; что же тогда говорить о доме, второй этаж которого был деревянным?..
В новейшее время инициативу Кинофонда перенял Музей кино - в 1995 году он был введен в право пользования участком. Чуть позже Правительство Москвы приняло постановление о реконструкции дома и создании в нем культурно-музейного комплекса с мемориальной квартирой. Здесь планировалось разместить хранилище всех архивных материалов А.Тарковского (12 тысяч единиц хранения), киновидеозал, экспозицию и библиотеку. Команда директора Музея кино Наума Клеймана надеялась открыть новое учреждение культуры достаточно быстро, но финансирование проекта шло туго, и со временем стало ясно: если музей и будет создан, то лишь к 2002 году, то есть к 70-летию Андрея Тарковского. "Круглые"даты, как известно, у нас всегда широко отмечаются, и денег на них обычно не жалеют. Но в данном случае правило не сработало. В феврале 2001 года вышло постановление Правительства Москвы № 205-ПП "О дальнейшем использовании помещений памятника истории по 1-му Щипковскому пер., 26, строение 1", в соответствии с которым "дом Тарковского" был передан в долгосрочную аренду сроком на 15 лет ООО "Коммунальная техника". В документе оговаривалось, что в здании должна быть воссоздана мемориальная квартира Тарковских, хотя для арендаторов это было полной неожиданностью. Выбирая в центре Москвы место для офисов, они и предположить не могли, что возьмут на себя обязательства по реконструкции памятника архитектуры и созданию учреждения культуры. Ответственный секретарь комиссии по творческому наследию А.Тарковского СК РФ Марианна Чугунова вспоминает, что еще тогда, в 2001-м, представители "Коммунальной техники" высказывали намерение отказаться от прав на дом в Щипковском, так как дешевле построить новый объект, чем реконструировать руины. Кстати, со временем это определение закрепилось за домом официально: специалисты Главного управления охраны памятников г.Москвы и Мосгорэкспертизы констатировали "руинизированное состояние сооружения", не поддающееся восстановлению. То есть восстановить, конечно, можно, но не в нынешних экономических условиях - охотников тратить миллионы долларов на скрупулезную реставрацию в современной Москве не найти. Так что фактически специалисты сами спровоцировали разрешение строительно-монтажных работ вместо ремонтно-реставрационных. А что такое монтаж? Это и есть снос. Общественность спрашивать не стали, сделали все тихо и быстро, буквально за одну ночь. Теперь в Щипковском переулке можно увидеть только котлован, который уже ничего не может сказать о том, каким был дом, где вырос величайший российский режиссер. К строительному вагончику небрежно прислонен рекламный щит, на нем изображено восстанавливаемое здание в традиционных для современной столицы псевдоисторических мотивах, не имеющих отношения ни к одной из известных архитектурных эпох. И тем не менее музей там будет. Заявление об этом сразу после сноса распространил Информационный центр Правительства Москвы. Строительно-монтажные работы ООО "Коммунальная техника" были разрешены именно на основании подтвержденной готовности создать мемориальную квартиру Тарковского. Уже известно, что площадь ее будет всего 78 квадратных метров, в которые уместятся те самые две комнаты, кинозал, гардероб, туалет и помещение для охраны. Строго говоря, это тот минимум, который предусмотрен законом при создании мемориальных квартир. Многие деятели культуры возмущены тем, что на Тарковского Правительство Москвы пожалело квадратных метров. У комиссии по творческому наследию А.Тарковского более сдержанная оценка событий. "Хорошо, что сам дом будет восстановлен, - считает Марианна Чугунова. - Я не берусь судить о качестве архитектуры и о том, какое впечатление новое здание будет производить на тех, кто помнит настоящий дом. Но главное, что у нас наконец будет место, где мы сможем вести культурно-просветительскую работу, заниматься изучением творчества Андрея Арсеньевича и знакомить с ним всех желающих. По-моему, начинать лучше с малого, а вот если музей действительно получится и будет востребован публикой, мы обратимся к властям города с просьбой увеличить его площадь". Пока, кстати, неизвестно, кто именно будет заниматься формированием экспозиции. Сын Андрея Тарковского уже высказал свои пожелания: одну комнату воссоздать по фотографиям такой, какой она была в детстве режиссера, а другую превратить в кабинет, из которого Андрей Арсеньевич уехал в эмиграцию в Италию. Все предметы мебели и личные вещи сын режиссера готов передать музею безвозмездно. История пока несуществующего музея Андрея Тарковского показательна во всех отношениях. Идея его создания родилась почти 20 лет назад, и все это время у города и страны не находилось ни желания, ни средств увековечить память кинематографиста. Дому, который помнит режиссера, спокойно позволили погибнуть, и лишь снос, по злой иронии судьбы пришедшийся на Московский международный кинофестиваль, привлек к проблеме музея общественное внимание. Музей обещают открыть к январю следующего года, но эти планы кажутся утопическими - ведь нужно и здание отстроить, и экспозицию создать. В 2007-м мир будет отмечать 75-летие Андрея Тарковского. Еще одна "круглая" дата, которая, возможно, кого-то обяжет не забывать великого соотечественника. Также в рубрике:
|