Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 28 (7487) 21 - 27 июля 2005г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Музыка

Движение как свобода от предрассудков

Прошел V Международный фестиваль аутентичного искусства "Московское действо"

Ирина УДЯНСКАЯ
Фото Вячеслава ГОРТИНСКОГО


"Поэма экстаза"

Целью организаторов фестиваля, в котором приняли участие 25 коллективов из 16 стран, было возродить дух танца гениальной "босоножки" Айседоры Дункан, 100 лет назад впервые выступившей в России. Танец Айседоры предполагал гармоническое развитие личности, свободной от предрассудков, академических стереотипов и штампов. Импрессионистические этюды, вольные импровизации на музыку Бетховена, Глюка, Шопена, прыжки и бег вместо фуэте, арабесков и аттитюдов, прозрачный хитон, античная грация, "танец будущего", призванный объединить все человечество в едином творческом порыве, - искусство Айседоры было сродни философии ницшеанского Заратустры, который готов был поверить "только в такого бога, который умел бы танцевать". Под впечатлением от танца Дункан Михаил Фокин ставил балеты для дягилевской антрепризы, Александр Горский оживлял академическую классику, Касьян Голейзовский обновлял хореографическую лексику в духе модерна и конструктивизма. Айседора так же, как и другие новаторы в области танцевального искусства начала XX века - Жак Далькроз, Рудольф Штайнер, Рудольф Лабан, - оставила после себя огромное число последователей по всему миру.

Организаторы феста попытались собрать коллективы, развивающие различные направления свободного танца: ритмику, танец модерн, музыкальное движение, гармоническую гимнастику, эвритмию, танцтеатр, буто, контактную импровизацию и самих "дунканистов". В течение двух недель участники "Московского действа" выступали на различных площадках (от Патриарших палат в Кремле до крытых сарайчиков "Арт-стрелки" на Берсеневской набережной) с концертами, спектаклями, перформансами и хеппенингами, дали большое гала в Концертном зале Чайковского, провели ряд мастер-классов, закрытых показов, демонстраций и научную конференцию под названием "Свободный танец: история, философия, пути развития". Степень вразумительности явленных публике зрелищ была разной.

Спектакли, состоявшиеся на сцене "Школы драматического искусства" А.Васильева, отдавали-таки постмодернистским эпатажем "для узкого круга посвященных", от чего так открещивались организаторы феста в пресс-релизах и буклете. Проект Лаборатории Ангелической Режиссуры Б.Юхананова "Театр и его дневник", например, не слишком вписывался в рамки "искусства для всех", исповедуемого Айседорой. Ларовцы, или, как они себя обозначили в процессе действия, "садовые люди", "ангельские террористы", опираются на текст романа-иероглифа "Ботмеровская гимнастика" (сочинение фон Ботмера - ученика создателя эвритмии Штайнера), пьесу "Стойкий принц" Кальдерона и эссе участницы проекта - Оксаны Великолуг, создаваемые в процессе спектакля, так называемый текст-Археологию, комментарий к действию.

Великолуг сидит в инвалидном кресле в глубине сцены с компьютером и набирает текст, который тут же выводится на большой экран, остальные артисты двигаются под текст, а иногда сам текст "двигается" под них: эвритмический синтез. Музыка, когда она есть, носит слабовыраженный электронный характер. Участники спектакля под названием "Повесть о прямостоящем человеке" медленно ходят, закладывают руки за голову, встают в "ласточку" и гоняют по сцене механических динозавриков в белых пиджачках и штанишках. Протагонисты выясняют значение ботмеровского термина "прямостоящий человек": вытягиваются в струнку ("обретают вертикаль"), а затем падают как подкошенные ("теряют вертикаль"), процесс падения дается им с трудом (воют и ругаются матом), но "нужно упасть, чтобы потом встать и обрести чувство полета". Прописные истины ЛАРу даются с трудом, ибо "падать больно", однако все действо носит такой сакральный характер, что иронизировать по этому поводу не позволяет совесть. Сам собой вспоминается фрагмент из вышеупомянутого комментария-Археологии: "Не думайте, что лузер - это неудачник - просто он идет своей дорогой".

"Своей дорогой" пошли и артисты питерских театров танца буто "Odd-Dance Театр" и "The Hayrick Theatre", выступившие в "Арт-Стрелке". Мрачноватую японскую философию (о которой мы уже писали в прошлом номере газеты) они приспособили под нужды маргиналов, населяющих равнодушный мегаполис, в котором никому нет дела до страданий ближнего. Две девицы, подергиваясь всем телом, производят странные манипуляции с черной рубашкой и куском проволоки (одна - с мокрыми волосами, другая - обваляна в пыли, вид у обеих одинаково скорбный, от музыкального сопровождения закладывает уши). Тему отчуждения подхватывает молодой человек в длинном черном платье с какой-то цветущей веточкой в зубах, долго и утомительно бьющийся в конвульсиях под записанный на пленку монотонный голос. На свежем воздухе тоже идет перформанс-импровизация: в двадцати метрах друг от друга одна женщина сотрясает металлические конструкции, другая посыпает себя мукой, а третья разгоняет лужи шваброй. Зрелище жутковатое, в духе "Сталкера" А.Тарковского, и в больших количествах угнетает психику. А вот эксцентричные шведы из "Crowd Company" понравились даже случайным прохожим, зашедшим на набережную. Две кокетливые дамочки в униформе, бодро маршируя в ногу и размахивая руками, забавно изображали вагоновожатых, направляющих пассажиров на свои места (танцевальный перформанс "Сюда, пожалуйста...").

Собственно "дунканистов" на фестивале было не так уж много: "Isadora Duncan Dance group" (Лондон - Париж) показала спектакль "Дочери памяти" - о странствиях Ифигении в Авлиде и в Тавриде. Античная пластика в сочетании с хорошей музыкой (Глюк, Пярт), игрой со светом, цветом и тканями произвела впечатление выразительного и драматургически стройного целого. Объединившись с труппой пожилых театра "Сэдлерс Уэллс", сформированной из непрофессиональных танцовщиц старше шестидесяти лет, лондонские "дунканистки" показали представление о жизни Айседоры - "Вечные вещи. Танец как жизнь и учеба". Оно состояло из отдельных этюдов, но "вечная" тема в нем присутствовала: жизнерадостная и грациозная старушка Бетси Филд, легко подпрыгивая под "Музыкальный момент" Шуберта, вызвала у публики море положительных эмоций, а закутанная в полотно Франсуаза Ражо, мрачно вышагивавшая под "Траурный марш" Шопена, наоборот, навевала грустные мысли о бренности всего сущего. Труппа пожилых оказалась в чем-то даже интереснее своих молодых коллег: им удалось наглядно продемонстрировать "терапевтический эффект" гармонического танца, о котором писала сама Дункан. Пожилые дамы в хитонах, расположившиеся на сцене живописными группами, и маленькие дети, бегающие между ними и разбрасывающие розовые лепестки, "иллюстрировали" тезис о том, что свободный танец не имеет возрастных ограничений.

На гала-концерте в Концертном зале Чайковского с аутентичными танцами выступили еще два человека: американка Лори Белилов, учившаяся у приемных дочерей Дункан Ирмы и Анны, и ее ученик - шотландец Джонатан Бюрнетт, продемонстрировавший танцы Айседоры в мужском варианте. Невысокий и полноватый Бюрнетт под музыку четвертой сонаты Скрябина резво бегал по кругу и легко подпрыгивал, покоряя зрителей энергией и энтузиазмом. Более сурово настроенная Белилов исполнила знаменитый "Революционный этюд", врубаясь кулаками в сцену, грозно сверкая глазами и принимая угрожающие позы. Остальные участники были далеки от такого эмоционального накала. Международная лаборатория контактной импровизации (Великобритания, Германия, Израиль, Италия, Молдова, Нидерланды, Россия и др.) выступила с анемичным "Притяжением": саксофонист-импровизатор Атилла Дора медленно ходит по кругу (для гала-концерта в Зале Чайковского сняли партер, и артисты танцевали на его месте), саксофон издает какие-то резкие, плюющие звуки, человек пятнадцать копошатся на полу, разбиваются на пары, залезают друг на друга или сидят неподвижно, с отсутствующим видом. Смысл контактной импровизации заключается в "телесном диалоге" или диалоге человека с пространством. Каждый такой перформанс, по идее, уникален и рождается на глазах у зрителей. На отдельных участников смотреть любопытно, но беда в том, что внимание быстро рассеивается, а в целом зрелище не слишком симпатично: участвовать в нем, безусловно, гораздо интереснее, чем быть его наблюдателем.

Пятеро медитативных венгров в длинных белых тогах из "1 More Movement Theatre" станцевали красивую композицию под музыку Баха, ансамбль эвритмии из Норвегии "Oslo Eurytmiensemble" изобразил нечто похожее, но уже в сине-фиолетовых тонах (сам танец вызвал ассоциации с детским "Море волнуется, раз..."), девушки в ярко-красных кимоно из японской труппы M.I.E.R. (последовательницы Жака Далькроза) задушевно исполнили танец "Сакура" под звон колокольчиков.

В финале гала-концерта состоялась премьера танцевального действа на музыку "Поэмы экстаза" Скрябина, исполненного совместными силами российских коллективов: студией музыкального движения "Гептахор", студией художественного движения Центрального дома ученых РАН, студией пластического танца "Айседора" при РУДН, студией эвритмии "Персефона", детьми из "Ритм-театра" при Гнесинке и несколькими танцовщиками буто из "Odd dance". Оттанцованное скрябинское сочинение явило собой пример синтетического искусства: с помощью музыки, движения, ритма, цвета костюмов участники не то чтобы слились в экстазе, но образовали единое пестро-мельтешащее целое. Обмазанные глиной обнаженные танцовщики буто, призванные олицетворять силы зла, были безжалостно затоптаны агрессивными девицами в красном, меланхоличными - в черном и глубокомысленными - в зеленом. Концерт, собравший в столице неожиданный и беспрецедентный аншлаг (зрители сидели даже на ступеньках в проходах Зала Чайковского), мог бы ударно завершить "Московское действо", но организаторы расположили его в середине фестивального марафона, решив приберечь напоследок исторический костюмированный бал-маскарад в музее-усадьбе "Кузьминки-Влахернское". Феерия должна была включить в себя танцы "босоножек" на свежем воздухе, угощение гостей амброзией, "Иерокомическую Олимпиаду", Дельфийского оракула, Сфинкса, живую картину "Последний день Помпеи" и факельное шествие по окрестностям усадьбы. А солисты Мариинки станцевали бы вдобавок ко всему этому баланчинского "Аполлона". Но что-то помешало организаторам осуществить грандиозную затею, бал не состоялся, а закрытие провели на пару дней раньше в "Архангельском". На фестивальном сайте в Интернете висит объявление о том, что маскарад не отменяется, а переносится на неопределенный срок. Так что "Московское действо" ставит не точку, а многоточие...

Также в рубрике:

МУЗЫКА

ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ

ЗАПИСИ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;