Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 30 (7489) 4 - 10 августа 2005г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Телевизионный смотритель

Жидкая пища

"Владимир Высоцкий. Смерть поэта" на "России"

ПРЕМЬЕРА

Егор ОДИНЦОВ
Фото Вячеслава ТАРАСЕНКО


В.Высоцкий

В культовом телевизионном фильме М.Козакова "Покровские ворота" есть такая сцена - 60-е годы, Чистые пруды, солнечный осенний день, звучит меланхолическая музыка, по аллее, заваленной палой листвой, гуляют маленькие дети, один из малышей одет в куртку с надписью "Москва-80".

Это и есть тот самый "ляп по Фрейду", который ни в коей мере не умаляет достоинств картины Михаила Михайловича, но рождает особые, глубоко личностные ассоциации, на которые способен человек, не понаслышке знающий, что такое улетающий в небо огромный надувной медведь.

Названий этому теперь уже мифологическому времени было придумано немало - "пик застоя", "начало конца" и тому подобное. Нет, внешне тогда еще ничего не изменилось - тот же бодрый и целующийся со всеми подряд вождь, та же агрессивная риторика и самодельная гордость перед лицом мирового империализма и милитаризма, то же недреманное око спецслужб, та же шагистика на Красной площади. А еще первые гробы из ДРА (Демократической Республики Афганистан).

Это теперь, с высоты прожитых лет, мы можем сказать, что ждать-то тогда оставалось совсем немного, какой-нибудь десяток лет (против минувших семи десятков это сущая ерунда). Но, увы, для многих этот рубеж стал непреодолимым, держаться дальше сил больше не осталось.

В то время ушли Олег Даль, Аркадий Северный, Владимир Высоцкий.

25-летие со дня смерти последнего было отмечено на прошлой неделе по известной схеме - мемориальные концерты, интервью с людьми, "знавшими и дружившими", и, конечно же, документальный фильм.

На сей раз на телеканале "Россия" прошел премьерный показ картины "Владимир Высоцкий. Смерть поэта" В.Манского и О.Дарфи. При этом следует оговориться, что телевизионной версии должен был предшествовать показ "бесцензурного" варианта в Малом зале Дома кино (в итоге он не состоялся).

Таким образом, еще до эфира на "России" стало ясно, что господа Манский и Дарфи решили "развенчать сусальный, оторванный от трагической реальности" образ поэта, который, по мысли авторов картины, создают в первую очередь наследники Владимира Семеновича.

Что же удалось сделать в результате этого благородного порыва, зритель сумел убедиться, посмотрев уже "цензурированный фильм" в традиционной документальной линейке на "России" в 23.20 25 июля.

Откровенно говоря, изначальный оппозиционный посыл при создании подобного рода мемориального аудиовизуального продукта несколько насторожил, в том смысле, что годовщина смерти человека все-таки не самый удачный повод для выяснения отношений между людьми близкими и приближенными, между друзьями и знакомыми, между родственниками и теми, "кто мимо проходил". А в результате вышло именно так, потому что вольно или невольно все окружение Высоцкого было поделено на тех, кто отказался принимать участие в фильме, и тех, кто участие в нем все-таки принял. В народе это называется "свести лбами". Со стороны-то это, может быть, наблюдать кому-то и интересно, но вот каково героям подобного рода картины? Вопрос, на который создатели "Смерти поэта", надо думать, и не предполагали отвечать.

Итак, в числе приглашенных оказались В.Аксенов, М.Шемякин, Ю.Любимов, В.Янклович, В.Шехтман, Г.Падва, К.Афанасьева. Их синхроны, как и было обещано в аннотации к фильму, распространенной в Доме кино, выглядели "жестко и откровенно". Только вот звучали они на удивление однообразно и узнаваемо - да, пил, да, страдал от наркозависимости, да, мог быть безумен и в то же время царственно благороден. Тут вновь вспоминаются "Покровские ворота" и знаменитые слова, сказанные Аркадием Велюровым: "А кто не пьет? Покажи!"

Но, господа, все это известно уже лет так тридцать, и, смею утверждать, не за это имя Высоцкого помнят и любят по сей день!

С другой же стороны, на патографию (анализ патологий в хронологическом порядке) как специфический жанр документального свидетельства авторы "Смерти поэта" тоже не потянули, потому как это требует особых медицинских полномочий и навыков. И в результате получился весьма претенциозный и натужный разговор о "некоем Владимире Высоцком", который впадал в запои, кололся и боялся врачей. Чем он занимался в остальное от упомянутых выше скорбных мероприятий время, так и осталось за кадром.

А ведь соотечественники, родившиеся в середине 80-х, вполне могут и не знать того, что это был великий театральный актер, самобытный киноактер, поэт и музыкант...

Все дело в том, что Владимир Семенович умирал не от водки и героина, он умирал от духоты ("Спасите наши души, мы умираем от удушья"), от осознания своей маргинальности и ненужности в стране, более известной по аббревиатуре СССР. От этого умер Олег Даль, от этого раньше не стало Леонида Енгибарова, от этого в изгнании скончался Андрей Тарковский.

Однако данной темы господа Манский и Дарфи "благоразумно" не коснулись, как бы не заметили ее, так и оставив боль поэта и актера, а также тех, кто помнил и знал его по 70-м, где-то на задворках их более чем годичной творческой кухни.

А в результате получилось вполне острое, но достаточно жидкое аудиовизуальное "угощение", о котором, впрочем, забываешь вскоре после его принятия внутрь. То есть после выключения телевизора.

Что само по себе не так уж и плохо...

Также в рубрике:

ПРЕМЬЕРА

АКЦИЯ

СЕРИАЛ

ТВ-НЕДЕЛЯ

КИНО НА ТВ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;