Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 30 (7489) 4 - 10 августа 2005г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №33
№32 №34  
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Палитра

Тайны "дома Верстовского"

Русский рисунок и акварель в ГМИИ им. А.С.Пушкина

Елена ШИРОЯН


В.Садовников. "Верхний вестибюль Академии художеств в Санкт-Петербурге". 1838 г.

Лето любят объявлять "мертвым" сезоном. Отчасти это верно, но скорее для театральной жизни - лицедеи покидают столицу, а гастроли нынче редкость. В музеях все иначе: пусть нет громких вернисажей, но на то время, пока кураторы в отпуске, нам оставлен целый букет выставок, да и постоянная экспозиция заслуживает внимания, которое мы зачастую не можем ей уделить в "горячие денечки". Вписался в эту схему и ГМИИ им. А.С.Пушкина: после нашумевшей, полной шедевров и знаковых имен выставки "От Джотто до Малевича", словно следуя совету древних "чаще поворачивай стиль", музей радикально сменил декорации. То есть, простите, декорации как раз остались прежними: за неимением лишних средств решено использовать дизайн экспозиции, который еще для российско-итальянского проекта создал Б.Мессерер. Зато его наполнение, а значит, и образ - совершенно новые. Арка в арке, сквозь "апсиду" Белого зала словно уводящая в бесконечность (постером, больше похожим на гобелен, стал проект театрального задника), не подавляет грандиозностью, но невольно начинаешь говорить шепотом. Прохладные торжественные залы словно светятся изнутри, а все потому, что предоставлены рисункам и акварелям то на снежно-белой, то на желтоватой или голубой бумаге верже. Иными словами, тихой, хрупкой, чуточку капризной (бумага не терпит света!) и бесконечно изысканной графике. Но не зарубежной, как мы привыкли ждать от Пушкинского, а самой что ни на есть отечественной. Полтора столетия из истории искусства России пронесутся перед вами за час-другой, пока вы будете задумчиво бродить по экспозиции "Русский рисунок и акварель XVIII - первой половины XIX века".

Ф.Толстой. "Жук на ветви розы". 1840-е гг.

В ГМИИ знают толк в организации выставок, способных привлечь толпы посетителей и образовать на Волхонке очередь, уходящую до станции метро. Что греха таить, какой музей не мечтает нынче о таких очередях: они воскрешают в памяти лучшие времена, когда в Москве не знали ни мюзиклов, ни казино, количество кафе и кинотеатров было меньше на порядок, зато народ массово ходил "на встречу с прекрасным" все в те же музеи. В числе грандов был Пушкинский, кстати, куда более активно в ту пору привозивший экспонаты из-за рубежа и устраивавший выставки поистине эпохальные. Нынешним летом, попрощавшись с Феллини - он гостил в этих стенах в дни Московского кинофестиваля, - здесь показывают "свое", "родные" имена ласкают слух: Михаил Махаев, Алексей Егоров, Андрей и Александр Ивановы, Орест Кипренский, Петр Соколов, Карл Брюллов (с замечательными пейзажными акварелями), Федор Толстой, "Гоголь в графике" Павел Федотов, Тарас Шевченко... Выходит, Пушкинский музей не боится противопоставить своему привычному имиджу главной на Москве сокровищницы заграничных артефактов, западных и древневосточных, реноме хранителя русского искусства?

Не только не боится, но и гордится выпавшей ему честью. А также тем принципиальным фактом, что на сей раз коллекция показана как единое целое, подчеркивает заведующая Отделом графики ГМИИ им. А.С.Пушкина Наталия Маркова. Выставка - видимая часть айсберга, то есть масштабного проекта, где главное звено - публикация обширного русского собрания, которым обладает музей. Кстати, о закромах легендарного "дома Верстовского" (жил ли композитор в ампирном особняке, где ныне хранится графика, ученые спорят, но дом красуется в Колымажном переулке напротив главного "пушкинского" здания) среди московских искусствоведов давно ходят легенды. И не только о несметных богатствах Гравюрного кабинета, но и о роскошной коллекции оригинальной графики российского происхождения (чего не скажешь о "нашей" живописи, которую по правилам, введенным в СССР, обязаны были хранить Третьяковка, Исторический, даже Музей Востока, но только не ГМИИ!).

Показ малой, примерно десятой части того, что относится к XVIII - XIX векам, приурочен к выходу в свет каталога-резоне здешнего собрания русского рисунка. Точнее, первой его части (солидное издание охватило полтора столетия, на очереди еще два тома - по второй половине XIX и ХХ веку). Цена, как обычно, "кусается", а тираж невелик, и большинству зрителей достаются лишь картинки на стенах... В этой коллекции, как дотошно сосчитали хранители, свыше 1660 экспонатов, а в целом она дает вполне целостное представление о развитии этого вида искусства на указанном отрезке времени. В экспозицию включили только около двухсот произведений, зато самых лучших, к тому же способных поведать о том, как складывалась и обретала "лица необщее выраженье" русская рисовальная школа - сначала в мастерских Канцелярии от строений, затем в открытой в 1757 году Императорской академии художеств. Каталог, по счастью, наконец-то издан - специалисты оценят подробные описания и уточненные атрибуции, что и предполагает французское слово "резоне", а "для всех" - отрадное новшество: впервые почти каждый лист дан в цветных репродукциях, вольготно разместившихся в двух томах. Бывают же совпадения - только что каталог своей графики XVIII века выпустил Русский музей, на подходе следующий том - о веке XIX... Но в Пушкинском не смутились, даже ждут с нетерпением, чем кончится бескровный поединок: ведь если бы сложить оба собрания, да прибавить Третьяковку, да поскрести по сусекам в глубинке, да потрясти "частников", да привезти кое-что из-за границы... Хорошая получится антология! Но это лишь мечты, достойные Манилова с его планом выстроить мост от Петербурга до Москвы...

Сама же выставка в Пушкинском, как результат серьезного проекта, стала увлекательным путешествием в историю, причем пускаться в путь предложено в разнообразных направлениях. Можно, например, представить, как выглядели две столицы в моменты празднеств, коронаций и прочих торжеств: в изобилии эскизы фейерверков, триумфальных арок и потешных строений. Можно увидеть Россию глазами наезжавших сюда иностранцев: города и веси зарисовал впитавший театральную стилистику Де ла Траверс, народные "типы" - Кольман... Можно оценить систему академического образования, которое строилось на натурных штудиях (вот откуда крепость формы у Иванова!), изучить комплексы проектов росписей, прежде редко появлявшиеся на выставках. Можно следить за развитием пейзажа, портрета, бытового жанра, а если угодно, и архитектуры: не последнее место заняли работы зодчих, как русских, так и иностранных, но немало потрудившихся во благо России, подобно Джакомо Кваренги или Чарльзу Камерону; да и виды Петербурга и Москвы два столетия назад несут в себе ценнейшую информацию. Можно погрузиться в секреты театральной декорации рубежа XVIII - XIX столетий, когда ярко блистали звезды Джузеппе Валериани и Пьетро Гонзаги. Наконец, ощутить, как искусство двинулось "в массы", в ту пору еще немногочисленные, поскольку дворянские: домашний альбом графов Илинских (один из многих в собрании, где семейные альбомы XIX века - в числе наиболее интригующих единиц хранения) интересен не одним золоченым переплетом с тиснением. Он иллюстрирует тезис: умение рисовать входило в набор необходимых юноше или девушке XIX века навыков; неслучайно уроки ИЗО, как и музыки, и танцев, непременно велись в каждом "хорошем" доме.

Однако не менее захватывающим окажется путешествие в прошлое самой коллекции графики ГМИИ, где исторические перипетии перемежаются с добрыми делами "сильных мира сего" (на столетие отдаленных от нас) и самоотверженными поступками "малых сих". Ядро коллекции составляет собрание графики Румянцевского музея - основанный в 1861 году, в 1924-м он был расформирован. В итоге часть его сокровищ получил ГМИИ, а другая часть, с самыми громкими именами вроде А.Иванова, ушла в Третьяковку - вот тогда-то будущий Пушкинский, носящий имя поэта с 1937 года, и стал собранием "нерусским": ему выделили по преимуществу "россику" - работы иностранцев в России, а еще вызывающие жгучее любопытство проекты "увеселительных огней" - фейерверков, шутих, иллюминаций. А также рисунки художников, работавших в гравюре, архитектурные эскизы (гордость коллекции - работы прославленных М.Казакова, Ж.Ф.Тома де Томона, А.Воронихина, К.Росси) и забавные для сегодняшнего взгляда артефакты вроде зарисовок в "стратегических зонах" (скажем, в Ревеле и на побережье Прибалтики) от ландшафтных дел мастера Василия Садовникова - прямо на акварельные листы прикреплена сургучная печать, заверяющая резолюцию: "Морское министерство к изданию сего рисунка препятствия не находит".

Потом были поиски на сплошном энтузиазме, когда произведения русских мастеров собирались буквально по листочку, нечастые дарения и поступления из частных коллекций - чего стоит один только "личный вклад" Ильи Зильберштейна! Иногда везло - приходили фрагменты коллекций Брокара или князей Барятинских (хотя в русское сознание ценность рисунков вошла позднее, чем в европейское, и в XIX веке находились ценители: так, листы из собрания Барятинских украшали стены Английского клуба). Уже ближе к нашему времени системой стали приобретения от живых художников - мэтров и подающих надежды молодых, дары, но это уже другая история...

За последние годы в Пушкинском сложилась красивая и немного грустная традиция посвящать выставки своим сотрудникам, недавно ушедшим в мир иной (а таких все больше, недаром Ирина Антонова бьет "кадровую" тревогу!). Русской графике отдала почти всю жизнь Наталия Ивановна Александрова (1927 - 2003) - один из наиболее значимых ее исследователей. Это ей принадлежит атрибуция раннего автопортрета Великого Карла... Хранительница собрания, никогда прежде не выставлявшегося в таком масштабе, автор-составитель каталога коллекции, подлинная героиня выставки, она встречает у входа - улыбкой со старых фотографий.

Также в рубрике:

ПАЛИТРА

КНИГИ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;