Фабрика модного дизайна
"Салон" раздал "Архипов"
ПРЕМИЯ
Анна МАРТОВИЦКАЯ
 |
Лауреат "Архитектурной премии" - дом Т.Кузембаева |
17 ноября в Москве прошла торжественная церемония вручения "Архитектурной премии"-2005. На сцене Новой Оперы клубился цветной дым, так что о том, откуда брались шедевры современного дизайна и проектирования, можно было не спрашивать.
Вообще-то "Архитектурную премию" принято ругать. Мол, какая-то совершенно надуманная награда, которая на самом деле является удачным пиар-проектом модного интерьерного журнала "Салон". Но вот именно что удачным: премии, которую в кулуарах ласково называют "Архипом", уже три года, и с каждым сезоном она собирает все больше народу. В минувший четверг, например, Театр Новая Опера напоминал просто-таки улей, гудящий от архитектурных и дизайнерских разговоров. Получился профессиональный праздник, щедро приправленный не только горячительными напитками и красной икрой, но и собранными по всем сусекам удачными проектами. Журнал "Салон", конечно, не выставка "Арх-Москва" и на всеохватность претендовать не мог: номинанты на "Архипа" выбирались из числа постоянных авторов и героев публикаций этого издания, но, нужно признать, что получившийся в итоге список претендентов делает ему честь. И, наконец, еще одна важная оговорка по существу этой премии. "Архип" не скрывает, что преследует в первую очередь прикладные задачи, а не идеологические: пропагандировать качественную современную архитектуру, конечно, важно, но еще важнее находить ее элементы в том, что уже построено. В конкурсе участвуют только реализованные проекты, и победой могут гордиться не только архитекторы, но и их заказчики. Этим далеко не бедным, но порой совершенно не ориентирующимся в мире дизайна людям нужны какие-то векторы и знаки отличия. Так что "Архитектурная премия" - это фабрика модного проектирования. И кажется, в этом нет ничего такого уж постыдного. Модный дизайн может быть кричащим или чересчур брутальным, но все-таки это дизайн, то есть результат стремления конкретного человека к расстандартизации своего жилья.
 |
Загородный дом (архитекторы Т.и А.Ершовы) |
У "Архипа" четыре номинации. "Интерьер квартиры", "Общественный интерьер", "Индивидуальный жилой дом" и "Лучший зарубежный проект". Последняя номинация была введена позже остальных, и в ней пока царит откровенная неразбериха: по какому принципу в конкурс попали два проекта одного эстонского архитектора, по одному дому из Харькова и, как витиевато сказано в буклете, "одной из стран Восточной Европы", рестораны Риги, Таллина и Киева, для широкой публики так и осталось загадкой. Видимо, каждый номинировал тех, кого знал. Победил в этом состязании Индрек Аллманн, тот самый, который был представлен двумя проектами сразу. Лучшим был признан проект блокированного коттеджа общей площадью 207 квадратных метров. Он построен в городе Табасалу, гармонично вписан в каменистый ландшафт и более всего напоминает подъемник, который замер на верхней отметке и уже никогда не опустится обратно.
 |
Загородный дом (архитекторы А.и Н.Сохацкие) |
За звание лучшего интерьера квартиры сражались шестнадцать проектов. Среди них преобладали квартиры площадью 150 - 170 квадратов - видимо, это оптимальное для современного дизайнера пространство, позволяющее сочетать истинную буржуазность с элементами эксперимента. Дерево, стекло, камины и плазменные телевизоры - вот непременные атрибуты сегодняшнего "богатого интерьера". Лично мне наиболее любопытным показался проект Петра Костелова, одевшего кухню в гофрированный металл. А жюри признало лучшими Наталию Кузнецову и Андрея Абдуталипова, превратившего пентхаус в пространство белого света и чистого воздуха. Лучшим общественным интерьером, в свою очередь, был признан дизайн бутика мужской одежды "Frame". На площади всего в 60 квадратных метров архитекторы Юлий Борисов, Андрей Вохминов, Николай Миловидов и Юлия Тряскина создали интригующую атмосферу одежды настоящих джентльменов.
По традиции наибольшие страсти разгораются вокруг номинации "Индивидуальный жилой дом". Как ни крути, именно это сегодня наиболее востребованный жанр архитектуры, в котором каждое следующее удачное высказывание мгновенно тиражируется и уходит в массы. В этом году на "Архитектурную премию" претендовало девять коттеджей. Среди них было сразу несколько фаворитов. Во-первых, это архитекторы Дмитрий Величкин и Николай Голованов, традиционно работающие в дуэте. Их дом, построенный в Московской области, имеет площадь аж 1100 квадратов, однако проектировщикам удалось найти способ избежать громоздкости. На помощь пришла каскадная композиция дома - под одной кровлей объединены два объема, главный дом и флигель, в котором расположен фитнес-центр. Дополнительную парадность сооружению придают сложный разрезанный образ кровли и пропилеи. Архитекторы Иван Князев и Александр Михалев представили особняк-катер: главный вход в дом облицован натуральным камнем, а козырек выполнен в виде двух дуг, более всего напоминающих остов катера. Татьяна и Алексей Ершовы продемонстрировали любовь к красному цвету, сделав его доминирующим и в оформлении фасада, и в интерьере своего особняка. Особенно эффектно в этом доме разномастное остекление, наполняющее строгий прямоугольный объем светом и легкомысленностью. Ну а победителем в этой номинации был признан Тотан Кузембаев и его "Дом с причалом", выполненный в лучших традициях русского авангарда. Нашим читателям этот проект уже знаком: именно кузембаевский дом получил на последнем фестивале "Зодчество" диплом средств массовой информации. В том, что жюри "Архитектурной премии" совпало в своей оценке с независимой прессой, конечно, делает награде честь. Хотя, может быть, это просто пиар.