Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 46 (7505) 24 - 30 ноября 2005г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Первая полосаПростая история Нонны МордюковойУ великой актрисы - юбилей Светлана ХОХРЯКОВА
25 ноября в Москве, в Доме кино, пройдет творческий вечер под названием "Королева" в честь актрисы, которую всегда называют не просто выдающейся, но великой. Она вошла в десятку самых выдающихся актрис XX века, составленную в Лондоне в 1992 году ежегодной энциклопедией "Кто есть кто". Как только не называли Мордюкову - большевистской Мадонной, Медеей, сосланной в колхоз. А в годы учебы во ВГИКе педагоги пророчили ей роли в античных трагедиях, видели Анной Карениной. В апреле Мордюковой вручали "Нику" "За честь и достоинство" на сцене самого огромного нашего театра - Театра Российской Армии, словно созданного для того, чтобы заменить греческий амфитеатр. Не зря же именно здесь Петер Штайн ставил "Орестею". Приехала Мордюкова, которую давно уж мы не видели. Здоровье не позволяет ей бывать в публичных местах. Все чаще приходится слышать о том, что актрису госпитализировали, а интервью она дает медицинской газете. ...Так вот, вынесли на сцену стул. Шла Нонна Викторовна к нему еле-еле, вели под руки на фоне молодых ее героинь на экране, раздававших по мордам тем, кто был этого достоин. По ходу церемонии актриса на глазах преображалась, поднялась со стула, начала танцевать, петь, говорила без умолку, все никак не могла наговориться. Рассказала, какой хороший человек Виктор Степанович Черномырдин, распорядился, чтобы дали ей трехкомнатную квартиру: "Не просила я его, господи!" Хохотали все, потому как Нонна Викторовна такие перлы выдавала, а многие плакали, глядя на нее. Словно не женщина, а сама судьба стояла перед нами, крепко связанная с историей страны. Если вспомнить героинь Мордюковой, то это в основном женщины с колхозных полей, в огромных сапожищах, простой крестьянской одежде, ватнике, русские бабы с душой нараспашку, и что бы они ни творили - им сочувствовал зритель. И звали героинь Мордюковой Стешами (в "Чужой родне" М.Швейцера) да Федосьями (в "Русском поле" Н.Москаленко), другими простыми именами, а то и вовсе дядей Мишей, как в рязановском "Вокзале для двоих". "Я хорошим продуктом людей кормлю. Над каждой ягодкой, как над малым дитем. Я не спекулянтка. Мы посредники между землей и народом", - скажет плодово-ягодный реализатор с мужским именем. Пять минут на экране - и все сказано. И про себя, и про покойного мужа Михаила, дело которого живет и даже имя, доставшееся по наследству. Как и ее мать в жизни, Мордюкова на экране была председателем колхоза в "Простой истории" Ю.Егорова. А потом вышел фильм "Председатель" А.Салтыкова, где она уже не председатель, а совсем наоборот - несознательный элемент. И на посту жэковской начальницы по фамилии Плющ в "Бриллиантовой руке" Л.Гайдая она была смешна и симпатична и никогда не рождала зрительской нелюбви. Потому что самобытна в любом проявлении. В "Комиссаре" А.Аскольдова, которого увидела страна спустя многие годы, поскольку картину запретили, Мордюкова сыграла комиссара Вавилову, шагнувшую из войны в материнство. Жизнь ее простых героинь была жизнью античных богинь, помещенных в сюжет советских оптимистических трагедий. А Аскольдов позднее рассказывал, что Мордюкова заворожила его своей обыкновенной необыкновенностью, что она как кусок породы, кусок естества. Фильм Г.Чухрая "Трясина", который был как-то странно встречен в 70-е годы, считался чуть ли не творческой неудачей режиссера, запомнился поразительной работой Мордюковой - матери дезертира. Выдающаяся роль! Таковой же стала и Мария в "Родне" Никиты Михалкова, где Мордюкова в носках, с металлическими зубами, со страшной химией на голове танцует до полусмерти с зятем Тасиком - Ю.Богатыревым. Нонна Мордюкова родилась 25 ноября 1925 года в станице Константиновской Донецкой области. Назвали ее Ноябриной. Детство прошло на Кубани, где ее мать поднимала колхозы на посту председателя. Перебрасывали ее с места на место с тем, чтобы отстающие хозяйства сделать образцово-показательными. Просто удивительно, что Нонна Мордюкова оказалась во ВГИКе. Написала, правда, еще школьницей письмо Николаю Мордвинову, увидев его в фильме "Котовский", а тот ответил. Училась она на курсе Б.Бибикова и О.Пыжовой. И еще студенткой стала работать с Сергеем Герасимовым в картине "Молодая гвардия" в роли Ульяны Громовой. Потом состояла в штате Театра-студии киноактера. Снималась, но не так уж и много. Написала книгу "Не плачь, казачка", говорят, что работает сейчас над второй. В 90-е у нее были небольшие роли в "Луна-парке" Лунгина и "Ширли-мырли" Меньшова. Последняя большая роль - в "Маме" Дениса Евстигнеева, снятой в 1999 году. Сыграла она даже не мать сыновей, прообразом которых стала семья Овечкиных, организовавших когда-то музыкальный коллектив и пытавшихся угнать самолет в Америку, а просто Родину-мать. Выходит она из тюрьмы и вновь хочет собрать под свое крыло сыновей, тех, кто остался жив. А они - кто в тюрьме, кто в психушке. Мордюкова и стала символом Родины-матери, обрекающей своих детей на погибель, не спрашивая об их желаниях. В 2000 году вышел неигровой фильм Ренаты Литвиновой "Нет смерти для меня", где Мордюкова говорила о пережитом вместе с другими актрисами тоталитарной эпохи. Недавно, в дни 60-летия Никиты Михалкова, Мордюкова вновь появилась на экране - принимала участие в одной из телепередач в честь юбиляра и обратилась к нему со словами: "Кукленок ты мой". Только она одна так умеет что-нибудь самое невероятное сказать, и все воспримут так, как надо. Также в рубрике:
|