Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 6 (7516) 9 - 15 февраля 2006г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Театр

ЛЮДМИЛА ШУВАЛОВА: "Артист обязан влюбляться в своих партнерш"

Беседу вела Светлана МАЗУРОВА
Санкт-Петербург
Фото из музея БДТ им. Г.А.Товстоногова


В.Стржельчик и Л.Шувалова

31 января исполнилось 85 лет со дня рождения выдающегося актера Владислава Стржельчика, народного артиста СССР, отмеченного многочисленными премиями и государственными наградами. В этот день по традиции в Санкт-Петербургском доме актера проходила церемония вручения артистам премии имени Стржельчика. "Этим продлевается его жизнь на земле", - считает вдова актера, режиссер БДТ имени Г.А.Товстоногова Людмила ШУВАЛОВА.

    

- Людмила Павловна, наверное, Стржельчик - это "порода" уходящая?

- Такое впечатление, что он был рожден именно для театра, так его Господь сотворил: живи и работай там. По-моему, он ни о чем другом и не мечтал. Еще в детстве занимался в школьном драмкружке. Помню, рассказывал, что, когда был маленьким, отец часто брал его с собой в костел, на Пасху дети, одетые в красивые, воздушно-белоснежные наряды, помогая взрослым, разносили по домам угощение, при этом выковыривали из куличей изюм... Думаю, еще в ту пору зародилась любовь к игре, к представлениям.

Мама Владика обожала искусство. Она работала охранницей в Эрмитаже, а ее приятельница - билетершей в Александринке. Так что ребенок бывал в музеях, театрах. А в 1937 году поступил в студию при БДТ. Набирал ее знаменитый Борис Бабочкин. Вскоре Владика забрали в армию, а тут и война началась. Он ушел на фронт, попал в артиллерийскую часть, но через год его перевели в ансамбль, который обслуживал воинские части. После войны, в 1945 году, вернулся в театральную студию. Участвовал в постановках - в массовке, в эпизодах, был принят во вспомогательный состав труппы. Первая большая роль - Мэшем в спектакле "Стакан воды". Так началась актерская карьера. "Пошел" большой репертуар: дон Хуан в "Девушке с кувшином", Греков во "Врагах", Рюи Блаз, адмирал Сенявин в "Флаге адмирала", Лель в "Снегурочке", Райский в "Обрыве"...

Сцена из спектакля "Идиот"

    

- А как вы познакомились?

- Я отдыхала в Сочи, а Стржельчик был там с театром на гастролях. По вечерам я смотрела спектакли, но познакомились мы не в театре, а в Летнем зале, где я была на концерте симфонического оркестра. Администратор представила мне троих молодых артистов из Ленинграда. Один из них - Владислав Стржельчик. Не могу сказать, что это была любовь с первого взгляда, но довольно быстро все завертелось. Он тогда был еще женат. Месяц мы были вместе, потом я уехала в Москву. Вскоре он примчался ко мне. Потом я приехала к нему в Ленинград. А затем опять он ко мне. И мы решили наконец, что нам надо быть вместе. Я переехала в Ленинград - с переводом из Московского театра транспорта в БДТ.

    

- Вы были женой известного артиста. А почему фамилию его не взяли?

- Именно поэтому и не взяла. Чтобы все говорили: "А кто это там в массовке бегает? Жена Стржельчика..."? В театре у меня, молодой еще актрисы, было очень скромное положение. В труппе было много замечательных имен. И пробиться к главным ролям через Доронину, Ольхину, Макарову, Шарко, Попову было совсем непросто. Я играла или во вторых составах, или небольшие роли. И однажды Товстоногов предложил мне: "Не хотите перейти на режиссерскую работу?" Я стала работать ассистентом Георгия Александровича. Мне это понравилось. Меня часто спрашивают: "Неужели Владислав Игнатьевич не просил для вас какую-нибудь роль у Товстоногова?" Он вообще за всю жизнь палец о палец не ударил, чтобы меня как-то продвинуть, не просил никого за меня. У нас это было не принято. Хочешь работать - делай то, что умеешь, карабкайся сама. Считал, что в театре ничего нельзя делать по блату. Это было его глубокое убеждение. Когда дочь Владислава Игнатьевича поступала в театральный институт, он был очень озадачен тем, что первая жена попросила его помочь. Пересилил себя, позвонил Меркурьеву, набиравшему курс: "Я ни о чем не прошу, просто посмотри внимательно, не больше того..." Меркурьев посмотрел и сказал, что не видит в девочке данных для театра. Все, тема была снята.

    

- Наверное, нелегко жить со знаменитым артистом?

- Когда любишь, все легко. Если утром, проснувшись, видишь любимого человека, о какой "тяжести" идет речь? Я прожила с ним такую интересную жизнь!

    

- Но ведь у актеров эмоции через край, частая смена настроения, нелегкие характеры.

- Да, нелегкие. Но мне с Владиславом Игнатьевичем было легко. С ним поссориться было очень трудно! Если я "заводилась" на какую-то тему, он переводил все в юмор. Помню, как моя мамочка, приезжая к нам из Москвы, спрашивала: "Скажи, а у Владика когда-нибудь бывает плохое настроение?" - "Наверное, да. Только он его не показывает". Правда, если его что-то сильно раздражало (например, он не выносил неряшливости в работе), мог сорваться, высказать все, что думает, а потом переживал, мучился по ночам: зачем я это сделал, обидел человека? У нас в театре был страшный случай. Один актер вышел на сцену во время спектакля "Амадеус" в состоянии, которое называется "лыка не вяжет"! Довел Владислава Игнатьевича до ручки, он вылетел ко мне за кулисы побелевший (я была дежурным режиссером на спектакле) и буквально проорал: "Ты что - смерти моей хочешь? Закрывай занавес!" После спектакля он заявил: либо я в театре остаюсь, либо он. Актер (замечательный актер, между прочим!) ушел, но после этого недолго прожил, погубил себя. Владислав Игнатьевич очень переживал и считал, что виноват в этом.

    

- Женщины любили Стржельчика, и он обожал их, ко всем обращался: "Солнце мое любимое". У него было много поклонниц?

- Да, публика его обожала! До сих пор его поклонницы звонят мне, приходят в его день рождения в Дом актера, на церемонию вручения премии. Но встречались, конечно, и хулиганки. Например, отправляли к нам домой "скорую помощь". Или пожарную машину: якобы мы горим. И заказы из Елисеевского магазина с одной только колбасой на тысячу рублей присылали. Что делать? Такова оборотная сторона популярности.

    

- Рядом с вашим мужем были такие партнерши! Рассказывают, что Стржельчик трепетно относился к Алисе Фрейндлих. Вы не ревновали?

- Не ревновала. Партнерш надо любить. Говорю это вам как режиссер, потому что знаю: артисту надо чем-то подпитываться. Нельзя все время вариться только в собственном соку: дом, семья, жена, пусть и любимая, каждый день одно и то же! Где же взять вдохновение? Роли-то какие! Надо чувствовать, любить, страдать. Артист обязан влюбляться, иначе он будет "мертвым".

    

- Муж всегда советовался с вами?

- И со мной, и с другими. Ему было важно мнение друзей. Но, к сожалению, я была слишком строга к нему. И поняла это, только когда его не стало. В молодости ведь мало что понимаешь. Я откровенно говорила, что мне не нравится, а теперь знаю, что актеру нельзя так говорить. Даже если ты видишь, что что-то еще не так, как надо, похвали, погладь по головке, скажи, что все замечательно. У актеров нельзя вышибать почву из-под ног. Я не могла, конечно, вышибить почву из-под ног Владислава Игнатьевича, но ему было обидно. Не раз он даже говорил мне: "Тебе нравятся все артисты, кроме меня!"

Владислав Игнатьевич часто ходил в театральную библиотеку, советовался с сотрудниками, считался с их мнением. Например, когда репетировал роль Сальери, пришел к библиотекарям и прочитал всю пьесу. "Как он читал! Это был праздник! - говорили мне женщины. - В душе он, конечно, Моцарт, человек нежный, добрый, доброжелательный".

    

- Вы вместе работали. Вместе и отдыхали?

- Мы никогда не расставались. Владислав Игнатьевич был настолько беспомощный в быту человек, что не любил нигде бывать без меня. Раза три был один в заграничных поездках. Каждый день звонил оттуда. И первое, что говорил, возвратившись домой: "Да чтоб я еще раз без тебя поехал! Ни за что! Пускай меня хоть с ролей снимают..." У меня и писем от него нет, всего одно-то и было - из Германии. Мы и отдыхали всегда вместе. Крайне редко, пару раз за всю жизнь, часть отдыха он отдавал кино. Но и тогда брал меня с собой на съемки.

    

- Он еще и преподавал в театральном институте.

- Да, ему нравилось работать с молодежью. Но он понимал степень своей ответственности за детей, которых "приручал", и каждый раз, когда брал курс, видел, что не может отдать им столько времени, сколько нужно. Был театр, были кино, общественная работа - он избирался депутатом, председателем Ленинградского отделения СТД. В общем, за преподавательскую работу он брался несколько раз в разных институтах, думал, легче будет в Институте культуры или в консерватории, но опять понимал, что либо надо погружаться в это дело целиком, либо не браться вообще.

    

- Всю жизнь Стржельчик работал в БДТ. Но, наверное, его звали в Москву. Неужели не было порывов уехать?

- Разное было в жизни. Актеры - очень зависимые люди: от ситуации, от режиссеров, от отношения к себе, от ролей, которые им дают или не дают. У любого артиста бывают моменты, когда он задумывается: "И чего я здесь жду? Надо уходить в другой театр". Было такое и у Владислава Игнатьевича. Был порыв уйти к Акимову, приглашали в Малый театр в Москву. И Завадский звал в Театр Моссовета. Но до свершения этих поступков дело не доходило. В минуты обид актер может совершить глупость, поссориться с режиссером, уйти из театра. К примеру, Стржельчик был в театре героем-любовником. Пришел Товстоногов и стал "ломать" его, пробовать в другом качестве - на характерных, возрастных ролях. Скажем, Владик считал, что в спектакле "Варвары" его роль - Черкун. А Георгий Александрович дал ему Цыганова, и был абсолютно прав. В результате Черкуна замечательно играл Луспекаев, и был потрясающий Цыганов - Стржельчик.

Если говорить о кино, он его любил. Но театр - больше. И если бы перед ним поставили ребром вопрос о выборе, он выбрал бы театр. От многих ролей в кино отказывался, если работа совпадала.

    

- Людмила Павловна, Стржельчик, видимо, был очень добрым человеком?

- У меня умер папа. У мамы - крошечная пенсия, а мой брат только поступил в институт на первый курс. Жить практически не на что. Валера думал перейти учиться на заочное. Владик сказал: "Ни в коем случае!" Всегда проверял, не забыла ли я послать маме деньги. Потом мама заболела, ее паралич разбил. Мы привозили ее из Москвы на лето к себе на дачу. Поезд приходит. Владик помогает ей выйти из вагона, сажает в инвалидную коляску и везет к машине на глазах изумленной публики. Люди оборачивались, шептались: "Стржельчик!" Его это нисколько не смущало. Точно так же он помогал и чужим людям: квартиры, телефоны, больницы, лекарства. Все что-то просят, а он - безотказный. Стржельчик был популярен и пользовался этим ради людей - ездил в горисполком, просил. Вместо того чтобы отдохнуть перед спектаклем...

Также в рубрике:

ТЕАТР

ТЕНДЕНЦИЯ МЕСЯЦА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;