Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 6 (7516) 9 - 15 февраля 2006г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Кино

Замороженная "оттепель"

Х фестиваль в Белых Столбах

Оксана ГАВРЮШЕНКО
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ


Дракон - хранитель киносокровищ

Одноименный поселку в Белых Столбах Фестиваль архивного кино, что в десятый раз проводил в этом году российский Госфильмофонд, отличают традиционно добротные программы, основанные на неизменных рубриках. Здесь и показы картин памяти мастеров кино прошлого - "Великие столетия", неизвестные находки из собрания уникального фильмохранилища (около 60 тысяч копий), тематические просмотры, посвященные круглым датам историко-культурного и политического масштаба. Недаром бессменный художественный руководитель фестиваля,

первый заместитель гендиректора Госфильмофонда Владимир Дмитриев подчеркивает: "Мы отнюдь не стыдимся своего консерватизма, поскольку работа синематек, музеев, библиотек консервативна по своей сути. В противном случае в соответствии с новыми веяниями нам пришлось бы отказываться от своего прошлого. Мы по-своему горды тем, что не можем себе этого позволить".

О самоценном историческом опыте более всего говорили на юбилейном фестивале в связи с ретроспективой "Полвека кино "оттепели". Расцвет "новой волны" советского кинематографа пришелся на период после февраля 1956 года - после ХХ съезда. Именно с этим периодом связаны многие достижения отечественного киноискусства. Морозные будни-просмотры в зале, где температура воздуха составляла всего 10 градусов по Цельсию (кстати, идеальная для хранения пленок в фильмохранилище, но отнюдь не для киноведческих подвигов), были удивительным образом сопряжены с "оттепельным" кино и размышлениями на тему демифологизации советской идеологии. На "круглом столе" было отмечено, что начало "оттепели" относится к периоду безвременья: эпоха неореализма в европейском кино завершилась, а "новая волна" придет чуть позже. Сами же картины цикла подбирались по принципу "незасвеченности". Участникам фестиваля показали не знаменитые "Сорок первый" и "Балладу о солдате", не "Иваново детство" и "Летят журавли", а картины более редкие, но по-своему нашумевшие. Как в поэтико-романтической манере снятый "Павел Корчагин" А.Алова и В.Наумова с иконографически выписанным главным героем в исполнении В.Ланового. Как "Случай на шахте восемь" В.Басова с его антибюрократическим пафосом. Как "Тугой узел" Михаила Швейцера по одноименной повести В.Тендрякова, подвергнутый тогда, 50 лет назад, значительным цензурным сокращениям (фильм вышел в прокат под названием "Саша вступает в жизнь"), восстановленный лишь в 1988 году. Сегодня, конечно, непросто воспринимать смурную историю о страстях вокруг правильного коровника в тогдашней деревне, о борьбе с райкомовскими аппаратчиками, не думающими о простых людях. Запомнилось редкое по тем временам откровение: "Нелегко быть честным человеком с партбилетом в кармане". Сплав производственной драмы с "воспитательным фильмом для молодежи" (был в отечестве и такой жанр) не чужд и картине Л.Кулиджанова и Я.Сегеля "Это начиналось так...". Освоение казахской целины у комсомольцев тех лет проходит на фоне живописных восходов и закатов, драматургическая интрига не сводится к конфликту хорошего с лучшим, но заключена в личностном перерождении московской девушки Жени, дочери большого начальника, которую папа поместил "со всеми". Экзамены в Москве завалила, из института вылетела, значит, проникнись эстетикой труда, то есть общего дела. Жить одной большой ячейкой-лагерем, работать от зари до зари, кашеварить на кухне. Советское коллективное, неистребимое, как и советские идеалы, здесь растворено почти в каждой сцене. И нелепая в общем-то гибель симпатичного девушке бригадира (он уносил пьяного "соратника" подальше от взрывников) здесь подана как героический поступок. Кстати, этот самый вечный пьянчужка Лапшин, "позор коллектива", в исполнении юного Ролана Быкова - возможно, самое человеческое, не плакатное лицо в картине. Он живой, не придуманный, говорит как дышит. А ведь полвека назад такой отрицательный герой был обязательной фигурой в любой производственной драме, он призван был оттенять своего оппонента - так называемого хорошего героя. Кинематографическая "оттепель" принесла с собой не только деструкцию сталинской системы, но и подчас навязчивый поиск положительного идеала. Таковым часто становились красавцы-комсомольцы-лидеры с честным лицом Валентина Зубкова - безусловно звезды советского кино 1950 - 1960-х. А за малоизвестной работой Ролана Быкова сегодня наблюдаешь под другим углом зрения.

В картине есть уморительно-парадоксальный перевертыш одной из главных святынь для советского сознания тех лет: когда героине на вокзале случайный знакомец, разумеется, единичный представитель инакомыслящих, потому как дармоед и бездельник, говорит: "Как сказал писатель Островский, жизнь нужно прожить так, чтобы потом было приятно вспомнить". И эта встреча - последняя "капля" - заставит героиню вернуться в коллектив.

На фактуре великих картин 30-х годов воспитывались те люди, что сделали "оттепель" в кино, говорил один из участников процесса, предлагающий взгляд изнутри, Марлен Хуциев. "Чапаев", трилогия о Максиме, но также и "Время - вперед" и "Шестое июля" - вот что смотрели и снимали шестидесятники (Марлен Мартынович, правда, не любит это определение). Финальный этап "оттепельного" кино - 1968-й (то же "Шестое июля") - 1974-й годы (замысел "Агонии", "Зеркало", "Осень", "Романс о влюбленных"). Эпоха завершилась, едва начавшись.

Удивительным открытием программы стала религиозная драма испанского мастера, венгерского еврея по рождению, Ладислао Вайды "Марселино, Хлеб и Вино" (1954). Действие фильма происходит в монастыре братьев францисканцев, а название картины - слова Творца, обращенные к малышу сироте, воспитанному монахами. Маленький Марселино, лишенный друзей-сверстников, носит из трапезной хлеб и вино к деревянной скульптуре Христа, разговаривает с ним и делится своими переживаниями, как позже Бесс из драмы Ларса фон Триера "Рассекая волны". На этом фильме Ласло Вайды, можно предположить, выросло целое поколение испанских режиссеров. В частности, Альмодовар снимал свое "Дурное воспитание", во многом отталкиваясь, пусть и с обратным знаком, от маленького "жития" Вайды. В финале его картины происходит чудо, а способ повествования-предощущения оного стоило бы увидеть всем, кто так рьяно стремится снимать христианские фильмы во имя православия и т.п. Вот пример, как нужно снимать религиозное кино, философское и ненавязчивое одновременно.

Нельзя не отметить замечательные маленькие фильмы-симфонии Дмитрия Кирсанова, нашего эстонца, стоявшего у истоков французского авангарда, особенно 15-минутный этюд на материале сцен семейной жизни "Поздняя осень". Слов нет, лишь музыкальный ряд, в кадре двое бесконечно одиноких и далеких людей, у которых один на двоих томительно-однообразный путь.

Фильм Росселлини "Европа 51", переломный и в творчестве режиссера, и для неореализма в целом, также был одним из лучших сюрпризов юбилейной программы феста. Как и фрагменты новой картины М.Хуциева "Невечерняя", три части, подкупающие редкостной культурой кадра. Марлен Мартынович работает над фильмом о Толстом и Чехове.

На церемонии закрытия 10-го феста были вручены традиционные профессиональные дипломы и призы. Лучшим теоретиком/историком кино по итогам голосования признали Александра Дерябина, лучшим киножурналистом - Вячеслава Шмырова, лучшей телевизионной программой о кино стала "Документальная камера" (канал "Культура", автор и ведущий Андрей Шемякин), а специальный приз имени Виктора Демина получил коллектив журнала "Киноведческие записки".

Также в рубрике:

КИНО

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;