Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 6 (7516) 9 - 15 февраля 2006г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
КиноЗамороженная "оттепель"Х фестиваль в Белых Столбах Оксана ГАВРЮШЕНКО
Одноименный поселку в Белых Столбах Фестиваль архивного кино, что в десятый раз проводил в этом году российский Госфильмофонд, отличают традиционно добротные программы, основанные на неизменных рубриках. Здесь и показы картин памяти мастеров кино прошлого - "Великие столетия", неизвестные находки из собрания уникального фильмохранилища (около 60 тысяч копий), тематические просмотры, посвященные круглым датам историко-культурного и политического масштаба. Недаром бессменный художественный руководитель фестиваля, первый заместитель гендиректора Госфильмофонда Владимир Дмитриев подчеркивает: "Мы отнюдь не стыдимся своего консерватизма, поскольку работа синематек, музеев, библиотек консервативна по своей сути. В противном случае в соответствии с новыми веяниями нам пришлось бы отказываться от своего прошлого. Мы по-своему горды тем, что не можем себе этого позволить".О самоценном историческом опыте более всего говорили на юбилейном фестивале в связи с ретроспективой "Полвека кино "оттепели". Расцвет "новой волны" советского кинематографа пришелся на период после февраля 1956 года - после ХХ съезда. Именно с этим периодом связаны многие достижения отечественного киноискусства. Морозные будни-просмотры в зале, где температура воздуха составляла всего 10 градусов по Цельсию (кстати, идеальная для хранения пленок в фильмохранилище, но отнюдь не для киноведческих подвигов), были удивительным образом сопряжены с "оттепельным" кино и размышлениями на тему демифологизации советской идеологии. На "круглом столе" было отмечено, что начало "оттепели" относится к периоду безвременья: эпоха неореализма в европейском кино завершилась, а "новая волна" придет чуть позже. Сами же картины цикла подбирались по принципу "незасвеченности". Участникам фестиваля показали не знаменитые "Сорок первый" и "Балладу о солдате", не "Иваново детство" и "Летят журавли", а картины более редкие, но по-своему нашумевшие. Как в поэтико-романтической манере снятый "Павел Корчагин" А.Алова и В.Наумова с иконографически выписанным главным героем в исполнении В.Ланового. Как "Случай на шахте восемь" В.Басова с его антибюрократическим пафосом. Как "Тугой узел" Михаила Швейцера по одноименной повести В.Тендрякова, подвергнутый тогда, 50 лет назад, значительным цензурным сокращениям (фильм вышел в прокат под названием "Саша вступает в жизнь"), восстановленный лишь в 1988 году. Сегодня, конечно, непросто воспринимать смурную историю о страстях вокруг правильного коровника в тогдашней деревне, о борьбе с райкомовскими аппаратчиками, не думающими о простых людях. Запомнилось редкое по тем временам откровение: "Нелегко быть честным человеком с партбилетом в кармане". Сплав производственной драмы с "воспитательным фильмом для молодежи" (был в отечестве и такой жанр) не чужд и картине Л.Кулиджанова и Я.Сегеля "Это начиналось так...". Освоение казахской целины у комсомольцев тех лет проходит на фоне живописных восходов и закатов, драматургическая интрига не сводится к конфликту хорошего с лучшим, но заключена в личностном перерождении московской девушки Жени, дочери большого начальника, которую папа поместил "со всеми". Экзамены в Москве завалила, из института вылетела, значит, проникнись эстетикой труда, то есть общего дела. Жить одной большой ячейкой-лагерем, работать от зари до зари, кашеварить на кухне. Советское коллективное, неистребимое, как и советские идеалы, здесь растворено почти в каждой сцене. И нелепая в общем-то гибель симпатичного девушке бригадира (он уносил пьяного "соратника" подальше от взрывников) здесь подана как героический поступок. Кстати, этот самый вечный пьянчужка Лапшин, "позор коллектива", в исполнении юного Ролана Быкова - возможно, самое человеческое, не плакатное лицо в картине. Он живой, не придуманный, говорит как дышит. А ведь полвека назад такой отрицательный герой был обязательной фигурой в любой производственной драме, он призван был оттенять своего оппонента - так называемого хорошего героя. Кинематографическая "оттепель" принесла с собой не только деструкцию сталинской системы, но и подчас навязчивый поиск положительного идеала. Таковым часто становились красавцы-комсомольцы-лидеры с честным лицом Валентина Зубкова - безусловно звезды советского кино 1950 - 1960-х. А за малоизвестной работой Ролана Быкова сегодня наблюдаешь под другим углом зрения. В картине есть уморительно-парадоксальный перевертыш одной из главных святынь для советского сознания тех лет: когда героине на вокзале случайный знакомец, разумеется, единичный представитель инакомыслящих, потому как дармоед и бездельник, говорит: "Как сказал писатель Островский, жизнь нужно прожить так, чтобы потом было приятно вспомнить". И эта встреча - последняя "капля" - заставит героиню вернуться в коллектив. На фактуре великих картин 30-х годов воспитывались те люди, что сделали "оттепель" в кино, говорил один из участников процесса, предлагающий взгляд изнутри, Марлен Хуциев. "Чапаев", трилогия о Максиме, но также и "Время - вперед" и "Шестое июля" - вот что смотрели и снимали шестидесятники (Марлен Мартынович, правда, не любит это определение). Финальный этап "оттепельного" кино - 1968-й (то же "Шестое июля") - 1974-й годы (замысел "Агонии", "Зеркало", "Осень", "Романс о влюбленных"). Эпоха завершилась, едва начавшись. Удивительным открытием программы стала религиозная драма испанского мастера, венгерского еврея по рождению, Ладислао Вайды "Марселино, Хлеб и Вино" (1954). Действие фильма происходит в монастыре братьев францисканцев, а название картины - слова Творца, обращенные к малышу сироте, воспитанному монахами. Маленький Марселино, лишенный друзей-сверстников, носит из трапезной хлеб и вино к деревянной скульптуре Христа, разговаривает с ним и делится своими переживаниями, как позже Бесс из драмы Ларса фон Триера "Рассекая волны". На этом фильме Ласло Вайды, можно предположить, выросло целое поколение испанских режиссеров. В частности, Альмодовар снимал свое "Дурное воспитание", во многом отталкиваясь, пусть и с обратным знаком, от маленького "жития" Вайды. В финале его картины происходит чудо, а способ повествования-предощущения оного стоило бы увидеть всем, кто так рьяно стремится снимать христианские фильмы во имя православия и т.п. Вот пример, как нужно снимать религиозное кино, философское и ненавязчивое одновременно. Нельзя не отметить замечательные маленькие фильмы-симфонии Дмитрия Кирсанова, нашего эстонца, стоявшего у истоков французского авангарда, особенно 15-минутный этюд на материале сцен семейной жизни "Поздняя осень". Слов нет, лишь музыкальный ряд, в кадре двое бесконечно одиноких и далеких людей, у которых один на двоих томительно-однообразный путь. Фильм Росселлини "Европа 51", переломный и в творчестве режиссера, и для неореализма в целом, также был одним из лучших сюрпризов юбилейной программы феста. Как и фрагменты новой картины М.Хуциева "Невечерняя", три части, подкупающие редкостной культурой кадра. Марлен Мартынович работает над фильмом о Толстом и Чехове. На церемонии закрытия 10-го феста были вручены традиционные профессиональные дипломы и призы. Лучшим теоретиком/историком кино по итогам голосования признали Александра Дерябина, лучшим киножурналистом - Вячеслава Шмырова, лучшей телевизионной программой о кино стала "Документальная камера" (канал "Культура", автор и ведущий Андрей Шемякин), а специальный приз имени Виктора Демина получил коллектив журнала "Киноведческие записки". Также в рубрике:
|