Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 12 (7172) 1 - 7 апреля 1999г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Площадь для Пушкина

Я здесь, Инезилья...

Рисунки Пушкина: подозреваются все

Беседу вел Виктор КИРИЛЛОВ
Саратов


В самом начале прошлого года издательство "Наследие" выпустило книгу Любови КРАВАЛЬ "Рисунки Пушкина как графический дневник" - итог тридцатилетнего труда. Издание осуществил Институт мировой литературы им. А.М.Горького РАН, оно вышло в серии "Пушкин в ХХ веке". Автор книги - Любовь Александровна Краваль - живет в Саратове. Возможно, ее имя кому-то покажется знакомым: о ней говорил Булат Окуджава в фильме "Храни меня, мой талисман", о том, как нелегко пушкинисту из провинции публиковать свои исследования. Именно Булат Шалвович помог появиться ее первой работе в журнале "Юность". И вот вышла книга.

    

- Вас называют Агатой Кристи пушкиноведения. Вы специально избрали подобный подход?

- Как-то само выходит. Если читателю это интересно, то могу только порадоваться.

    

- Прочитав вашу книгу, уже по-иному видишь рисунки Пушкина. Для меня, например, "...их наполнил шум и звон..."

- Пожалуй, вы правы. Скажу больше - снова и снова вглядываясь в рисунки поэта, я словно каждый день смотрю самый захватывающий сериал. Герои графических сюжетов Пушкина всегда взаимодействуют, они общаются или, наоборот, хмуро отворачиваются друг от дружки; здесь, чтобы разгадать тайну, как в детективном фильме, важна деталь, и Пушкин дает ее крупным планом: пистолет, женская ножка, скрещенные шпаги или вот, например, "игральная карта", на которой изображены два российских императора. В каком удивительном ракурсе узрел поэт низвергающегося Александра I и восходящего Николая! Вы можете возразить: ну, это вы утверждаете постфактум, уже зная историю, а я вам скажу: а вы гляньте на дату рисунка - 1819 год, и в который раз мы убедимся, что Пушкин был пророком...

    

- Позвольте совсем неожиданный вопрос: а что нам дают расшифровки рисунков Пушкина? Ну, положим, нарисовал он Воронцову, или там Лунина, или Пестеля? Ну и что?

- Расшифровки рисунков нам дают то, что дает дневник, - реальную основу для биографии. У нас ведь до сих пор нет основательной биографии Пушкина. Гипотезы, гипотезы, гипотезы. Известно, например, что он был влюблен в Марию Раевскую. Но это гипотеза... Известно, что столь же сильно был он влюблен в графиню Воронцову. Но и это только гипотеза. Рисунки все расставляют по своим местам.

    

- Каким образом?

- В них все имеет значение. Например, количество портретов той или иной персоны: кого-то он рисует один или два раза, кого-то всю жизнь, кого-то рисует небрежно, кого-то тщательно. Иных в контексте семьи - с мужем, с братом, с сестрой, других - рядом с собою. Еще Татьяна Цявловская заметила, что Пушкин рисовал себя возле тех женщин, которые ему нравились. Скажем, вот зарисовка семьи Раевских - здесь есть и Мария, и Елена. А Пушкин рисует себя рядом с Екатериной. Не ответ ли это на вопрос, кто из дочерей генерала Раевского ему нравился больше...

Или Амалия Ризнич. Считается, что Пушкин познакомился с ней летом 1823 года, а первые ее портреты появляются в рукописях только в начале сентября, причем явно пробные, неуверенные. Это что-нибудь значит?

Вот еще - Воронцова. Большинство ее портретов группируется в рукописях около 12-13 декабря 1823 года. Перед балом и после бала, данного Воронцовым 12-го числа. А потом ее портреты исчезают, почти на полгода. И в конце мая он рисует ее уже с неприязнью. Это тоже что-нибудь значит?

    

- Воронцова, Раевская, Ризнич... Вы опровергаете такие романтические истории. С вами хочется спорить...

- А с кем не хочется? Григорий Макогоненко, например, спорит с Т.Цявловской, утверждая, что роман поэта с Воронцовой "есть вершина мифологической биографии поэта". А с Щеголевым разве не хочется спорить? Он прочел в черновиках "Посвящения "Полтавы" строчку: "Сибири хладная пустыня" и построил на ней гипотезу об утаенной любви к Марии Раевской-Волконской.

    

- А ее воспоминания? А бессмертные строки, посвященные ей:

Я помню море пред грозою:

Как я завидовал волнам,

Бегущим бурной чередою

С любовью лечь к ее ногам...

- Прочитайте внимательно об этом в ее записках, и вы убедитесь, что описание у Раевской не очень-то соответствует тому, что запечатлел поэт. Мария вспоминает идиллическую картинку: забавляясь, девочка убегает от волн, и ни слова о том, что дело происходит перед грозою. Не потому ли, приводя эти стихи в воспоминаниях, Раевская опускает первую строку? Многие пушкинисты давно уже оспаривают гипотезу Щеголева. "Сибири хладная пустыня" еще не значит Раевская-Волконская. Из женщин, уехавших за мужьями в Сибирь, Пушкин знал многих: княгиню Трубецкую, Александру Давыдову, Анну Розен, сестру лицеиста Малиновского, да многих. А Наталья Фонвизина считала, что с нее поэт списал Татьяну Ларину. С Алиной Муравьевой он передал свое послание "В Сибирь". Словом, здесь, как в хорошем детективе, каждая может быть "подозреваема"...

    

- В своей книге, если не ошибаюсь, вы ничего не говорите о сличении зарисовок с документальной иконографией. Вы полагаете это необязательным?

- Ни в коем случае. Если я этого не акцентирую, то потому только, что считаю это само собой разумеющимся. Но Пушкин сам "подсказывает" исследователю: главнейшие, характерные черты он переносит из рисунка в рисунок. Нам остается только примечать. Например, у декабриста Василия Давыдова он неизменно отмечает бровь, выгнутую дугой, тонкую, точно китайской кисточкой прорисованную, а еще - мрачную улыбку: уголки его сочных капризных рисунчатых губ загнуты вверх как бы в улыбке, но улыбки нет, взгляд его больших волооких глаз или мрачен, или меланхоличен. Или, например, в портретах Пестеля Пушкин всегда отмечает голый лоб, клином уходящий под начесы волос, коротеньким столбиком - до уха - бачки, обрюзглость щек и подбородка, магнетический взгляд и очень выразительный "завиток" на серединке верхней губы. Один из самых великолепных портретов Пестеля разыскал С.А.Фомичев, но в каталоге Р.Г.Жуйковой он отмечен знаком вопроса. Вопроса тут никакого быть не может. Только восклицательный знак! Такая обрюзглость, такой мощный взгляд, такой бесподобный "завиток" - неповторимый, как отпечаток пальца...

    

- Кстати, о каталоге портретных атрибуций Пушкина. Вы им пользуетесь?

- Разумеется. Работа классическая. Труд Рэдмоны Георгиевны Жуйковой вызывает уважение и восхищение. Каталог позарез был необходим всем, кто занимается рисунками Пушкина, и как он теперь облегчает им жизнь.

    

- Ваши атрибуции там приводятся?

- Да. Часть из них принята, часть критически прокомментирована...

    

- В свое время ваша работа на тему "Пушкин и святцы" стала открытием в изучении рисунков поэта.

- Поэт знал святцы наизусть и имел обыкновение в день того или иного святого рисовать в черновиках какого-нибудь его соименника, именинника - таким способом он кого-то вспоминал, кого-то поминал. Когда числа в рукописях проставлены, это очевидно. Но и когда датировка затруднена, "именинные зарисовки" помогают датировать рукопись.

    

- Например?

- Первый черновик стихотворения "Желания славы" по положению в тетради относят приблизительно к ноябрю - декабрю 1823 года. Можно ли более конкретизировать время? Можно, благо на этом листе нарисованы в ряд три Екатерины: старая хозяйка Каменки Екатерина Давыдова и ее внучки: Екатерина, дочь Аглаи и Александра Львовича, и Екатерина Орлова, урожденная Раевская. А наверху слева нарисован Н.М.Карамзин (определен А.Эфросом) со своей супругой Екатериной Андреевной. А теперь заглянем в святцы: это Екатеринин день, 24 ноября.

    

- Кстати, в своей книге, рассказывая об этом рисунке, вы о Карамзиной не упоминали.

- У меня была плохая копия этого листа, и я сомневалась. Но, когда я увидела рисунок в тетрадях, воспроизведенных факсимильно, все сомнения отпали. Более того, на смежном листе я увидела профиль, который с оговорками считают Амалией Ризнич, а это - тоже Екатерина! Екатерина Захарьевна Стамо (урожденная Ралли).

    

- Разве вы не работаете с подлинниками?

- Увы, даже факсимильные тетради мне труднодоступны или вовсе не доступны... Это все в Москве, в Петербурге, но не в саратовских библиотеках. И не потому, что не хотят их иметь, - уж больно дороги...

    

- Не могли бы вы привести еще пример вашей расшифровки рисунка, где сходилось бы все: и связь с текстом, и детали, и композиция, и святцы?..

- В XIV строфе пятой главы "Евгения Онегина" описывается сон Татьяны. В черновиках меня заинтересовал рисунок под стихами о медведе, преследующем Татьяну:

Она бежит, он все вослед,

И сил уже бежать ей нет.

Здесь нарисован ряд идентичных профилей полнощекого мужчины. С чего бы это? Когда мы поймем, что этот ряд изображает бег медведя пофазно (почти кадр за кадром), все встанет на свои места: первый профиль справа, слегка зачеркнутый, - еще сонный, второй - проснувшийся, растаращивший глазок, третий - упорный, набычившийся ("кряхтя, валит медведь несносный"), у ближайшего к "цели" губки разгорелись, замаслились, расцвели эдаким "чмоком" - поцелуйчиком. Вот такое кино.

    

- А цель для поцелуя - женский профиль слева?

- Ну да, и он хорошо соотносится с пушкинскими зарисовками Анны Вульф, определенными А.Эфросом. Сюжет подкреплен сценкой кота и кошки: кот изображен на фоне мужских профилей, кошка - рядом с женским. Причем, именно такие зарисовки кошек у Пушкина - знак независимости. Этот "знак" очень подходит эмансипированной Анне Вульф.

    

- А кто поклонник?

- Думаю, перед нами общий поклонник всех дев и дам Псковской губернии - Иван Матвеевич Рокотов. Это подтверждают и святцы: здесь есть еще один портрет полнощекого мужчины, очень похожий, но с выпуклыми глазами и без инфантильности - это брат его, Николай Матвеевич. И он не входит в композицию, а нарисован по случаю именин, как и Анна Вульф: 3 февраля - память Анны Пророчицы, а 4-го вспоминается преподобный Николай, игумен Студийский...

    

- Наверняка вы продолжаете свои изыскания?

- У меня еще много неопубликованного. Конечно, хотелось бы, чтоб это вышло в Саратове, тем более в такой год...

    

- От кого это зависит?

- Может, от отцов города, может, от меценатов... А может быть, и от самого Пушкина: если бы он не хотел, то и первая книжка не вышла бы...

    

- Все, кто занимается Пушкиным, признаются иногда в удивительном ощущении его присутствия. У вас такое бывало?

- Однажды меня пригласили в Ленинград на пушкинскую комиссию. Разгромили в пух и прах и даже ответ не выслушали (а у меня на всякую критику - и умную и глупую - триста доказательств припасено). И вот прихожу я зареванная в гостиницу, упала на постель и думаю: "Пушкин, ну почему так? Неужель я все делаю неправильно? Хоть бы знак подал какой!.."

И вдруг радио как громыхнет романсом:

Я здесь, Инезилья,

Я здесь под окном...

    

- В окно выглянули?

- Не сообразила. Мне и этого хватило, до сих пор в изумлении...

Также в рубрике:

ПЛОЩАДЬ ДЛЯ ПУШКИНА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;