Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 12 (7172) 1 - 7 апреля 1999г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
МузыкаВ погоне за Жар-птицей"Конек-Горбунок" в Большом театре Наталья ШАДРИНА "У старинушки три сына..." ГАБТ показал премьеру балета Родиона Щедрина "Конек- Горбунок". Дети, не очень-то избалованные Большим театром, получили подарок - яркую, блестящую игрушку: просто невозможно не сказать восторженно "ах!" и не захотеть потрогать руками. В детскости спектакля, безусловно, есть своя оригинальность. Ершовский "Горбунок" мог бы спровоцировать на очередную попытку воплощения национальной idee fixe, однако хореограф (художественный руководитель ансамбля "Русские сезоны" Николай Андросов) решительно не пошел у времени на поводу, восприняв эту сказку исключительно как повод пересказать ее сюжет, каковой добросовестно проиллюстрировал танцевальными номерами и пантомимой, там, где его двигают, скажем так, отрицательные персонажи - даже в несколько иронической манере. На невсамделишность происходящего намекает и некий реверанс в сторону "подчеркнутой" театральности: ярмарочные шуты раздвигают занавес, этакие дзанни, набрасывают контуры истории, которая будет разыграна перед почтеннейшей публикой, после чего смешиваются с такой же яркой, праздничной толпой, чтобы стать уже полноправной ее частью. Разумеется, в балете на русскую тему герои периодически нарушают строгий классический канон и принимают русские позы. Тем не менее канон, точнее, почтительное и осторожное обращение с ним - к нему постановщика, довлеет над балетом. В общем, хореографии не приходится быть в претензии на то, что одеяло перетягивают на себя декорации и костюмы. Художник - Борис Мессерер - просто, как морской конек в волнах Подводного царства, купается в театральной стихии. Его как раз безраздельно увлекает идея подать эту сказку как ярмарочное представление, балаган, вертеп. Декорация - плоскостная - вся развернута "лицом" к зрителю. Некоторую объемность ей придает гротескная несоразмерность деталей: домишки маленькие - цветы большие, луковки церквей - словно луковицы, из которых "вылупились" эти цветы, пшеничные колосья, смахивающие на жар-птицыны перья, высятся лесом, а само перо мог бы обронить какой-нибудь не самый худосочный птеродактиль. И все это: яркое, пестрое, в полном смысле этого слова - лоскутное, ибо скроено и сшито по принципу лоскутного одеяла, - сверкает и переливается всеми цветами радуги. Лубочность сгущена настолько, что в ней уже просто невозможно не усмотреть пародию на самое себя. Музыка балета не то чтобы постоянно на слуху, но и не забыта. Поэтому едва ли стоит "отдельно" говорить о том, что звучит она на редкость современно. Так, если только для того, чтобы заметить, что она достойна не только воплощения сюжета, но и как минимум сочинения "симфонических танцев"... Все оттенки комического - от бесхитростного лукавства до сарказма, необыкновенный лиризм, фантасмагория, опять-таки сочетающая в себе юмор и лиризм, - все это богатство досталось исключительно оркестру, который с помощью дирижера- постановщика Андрея Чистякова и сделал этот спектакль достоянием взрослой аудитории. Также в рубрике:
|