Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 29 (7539) 27 июня - 2 августа 2006г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Телевизионный смотрительПрерванный сон"Пятое клеймо. Тайна Сергиева Посада" на "Культуре" ВЫВОДЫЕгор ОДИНЦОВ
Извивы отечественной истории абсолютно непредсказуемы, а порой так и вообще необъяснимы с точки зрения здравой человеческой логики. В частности, совершая недавно прогулку по московскому Нескучному саду, в самой его заброшенной и труднопроходимой части мной была обнаружена долговременная огневая точка (дот) времен Великой Отечественной войны. Удивление и недоумение рассеялись позже, когда выяснилось, что здесь, почти в самом центре Москвы, во исполнение решений стратегического гения товарища Сталина проходила секретная линия обороны. Другое дело, кто от кого должен был обороняться - Калужская застава от Лужников или Шаболовка от Хамовников? А может быть, таким фундаментальным образом предполагалось оборонять дома-гиганты на Ленинском проспекте, строительство которых, как известно, велось силами стройуправления НКВД, а попросту говоря, силами зэков. Не исключен и такой вариант ответа... Одним словом, та прогулка по Нескучному саду дала совсем недурную пищу для размышлений о нашем недавнем прошлом. Повод же поговорить о событиях, много более удаленных от современности, дала документальная картина "Пятое клеймо. Тайна Сергиева Посада", показанная на "Культуре". Концептуальным в названии фильма стало понятие "клеймо". Дело в том, что согласно русской иконописной традиции изображения святых подвижников, а также евангельских сюжетов сопровождались изображением ключевых, смыслообразующих сюжетов - "клейм", которые располагались по периметру доски, образуя тем самым своеобразную декоративную рамку. За основу своего повествования создатели "Тайны Сергиева Посада" взяли образ Мучеников и Исповедников Российских, хранящийся в московском Христорождественском соборе, более известном как храм Христа Спасителя. Пятым клеймом этой иконы стало изображение вскрытия мощей преподобного Сергия Радонежского большевиками в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Фотографические свидетельства того, что творилось в стенах одного из древнейших и славнейших православных монастырей, в свое время оставил писатель Михаил Пришвин, запечатлевший на пленку сброс колоколов со знаменитой лаврской колокольни. Впрочем, это был уже финал той чудовищной вакханалии, начало которой было положено именно осквернением мощей преподобного Сергия, что проводилось (оказывается) в воспитательных целях для местного населения - мол, ничего там "святого" нет, просто кости, и все... Сильнейшим эпизодом фильма стали хроникальные черно-белые кадры, на которых это самое вскрытие мощей и было запечатлено. После подобного эпизода все разговоры о нашем якобы "духовном возрождении", исцелении и прочих заслугах и достижениях последних двадцати лет кажутся не то чтобы неуместными, но просто дикими, потому что после происшедшего в Троицком соборе должно пройти слишком много времени, должно вырасти не одно поколение соотечественников, причем с пониманием того, что свершившееся есть национальный позор, а не национальное достижение. Что же касается до самой "тайны Сергиева Посада", то и здесь создателям фильма удалось заинтриговать зрителя, причем сделать это корректно, без распространенных на современном ТВ жареных приемов. Так, сквозной темой фильма стал рассказ о судьбе отца Павла Флоренского, который, как известно, жил в Сергиевом Посаде именно в те годы и, следовательно, был свидетелем и невольным участником русского апокалипсиса. Впрочем, это "участие" стоило отцу Павлу жизни, спустя несколько лет после сергиевопосадских событий он был арестован и отправлен на Соловки, где и закончил свой земной путь в бараке бывшей (на тот момент) Филипповой пустыни. При наличии соответствующего желания службе программирования телеканала "Культура", конечно, можно было бы предъявить определенные претензии - например, почему подобный столь высокого качества аудиовизуальный продукт показывают именно в сонный "мертвый ТВ-сезон", когда вероятность его просмотра соотечественниками более чем невелика. Но едва ли в этом (в предъявлении таких претензий) есть смысл. Уже сам факт того, что "Пятое клеймо" вышло на "пятой кнопке", является добрым знаком, знаком прерывания этого самого сна, апатии. Значит, все не так уж безнадежно на отечественном телевидении, хотя бы и на его отдельно взятом подразделении - телеканале "Культура". Также в рубрике:
|