Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 29 (7539) 27 июня - 2 августа 2006г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Музыка

Век Шостаковича. Век с Шостаковичем

Все симфонии композитора прозвучали в Петербурге

Иосиф РАЙСКИН
Фото Натальи РАЗИНОЙ
Санкт-Петербург


Я в первый раз увидел Шостаковича 5 марта 1942-го. Куйбышев, эвакуация... Учительница музыки (да будет ей вечное благо!) посоветовала матери отвести меня на премьеру Седьмой симфонии Шостаковича. Там в местном Дворце культуры в это время выступал Большой театр. Самуил Самосуд, как теперь сказали бы, продирижировал мировую премьеру Седьмой. Помню, что вокруг в зале плакали и улыбались сквозь слезы. Много ли до ребенка неполных семи лет могло дойти во всей полноте? Но запечатлелось же на всю жизнь!

Второй раз увидел Шостаковича уже в Ленинграде, в Большом зале филармонии на премьере "Песни о лесах". Рядом с Мравинским: помню его кланяющегося, складывающегося пополам, как паяц, - "Я человек эпохи Москвошвея,/ Смотрите, как на мне топорщится пиджак..." Но назову еще одну точную дату - 17 декабря 1953 года, даже помню, что сидел в 31-м, последнем ряду Большого зала вместе с друзьями-студентами, - премьеру Десятой симфонии давал Евгений Мравинский. К тому времени, кроме Седьмой, уже слышал Пятую, Первую симфонии; других (формалистических!) не играли. Но Десятая стала первой, живьем услышанной и благодарно осознанной симфонией моего кумира. Еще не знаю мандельштамовского: "Век мой, зверь мой, кто сумеет/ Заглянуть в твои зрачки?" - но слышу: в Скерцо Шостакович "заглянул" за край нашей страшной действительности.

В.Гергиев

С благодарностью думаю сегодня, по окончании "Звезд белых ночей", в рамках которых - фестиваль внутри фестиваля - Валерий Гергиев подарил нам все симфонии Шостаковича! Привыкнув к тому, что Мариинский театр стал театром Шостаковича - здесь идут обе его законченные оперы, ставятся балеты, а к юбилею, даже об оперетте ("Москва - Черемушки") вспомнили, - мы теперь вправе назвать Мариинку первой отечественной филармонией, где страницы симфонической летописи нашего великого современника перелистали не за сезон или два - такое бывало и прежде - а за восемь недель, меньше чем за два месяца! Оказалось, даже для нас, старшего поколения, заново прожить "жизнь с Шостаковичем", по-музыкантски говоря, в "стреттном" (сжатом) проведении - такое необычайное счастье! А для молодежи - ее было немало на концертах - дар поистине бесценный.

Валерий Гергиев с неслыханным размахом отмечает юбилей великого композитора повсюду, где дирижирует концерты - в России и за рубежом. Цикл всех симфоний Шостаковича он проводит в Англии, США, Японии... Там же вместе с труппой Мариинского театра знакомит публику с операми и балетами композитора. Дома, где он не раз дирижировал исполнением симфоний Шостаковича, он нынче разделил их интерпретацию с другими дирижерами, давними друзьями и участниками "Звезд белых ночей". И это придало фестивалю и представительности, и особой объемности - знак всемирной славы нашего гения.

Это не значит вовсе, что все исполнительские прочтения были доподлинны - в том смысле, что вполне созвучны или тем более конгениальны замыслу композитора. Порою - так было, например, с Пааво Ярви, дирижировавшим Десятую симфонию, - интерпретация казалась "равнинной", лишенной богатейшего разновысотного динамического и темпового рельефа, который отличал памятные исполнения Десятой Мравинским или Караяном.

М.Шостакович

Случалось и так, что темперамент дирижера диктовал ему темпы, отличные от метрономов, выставленных композитором в партитуре , или - что замечали уже не только музыканты, но и публика - от привычных, традиционных, а кто-то скажет - рутинных! Вот, например, Эса-Пекка Салонен, блистательный мастер, обладающий изумительной - на взгляд из зала - и, как говорят, "удобной" для оркестрантов - мануальной - техникой, поразил неуемным и совершенно не "северным" темпераментом. Presto из Девятой было сыграно Prestissimo, отчего отличные мариинские оркестранты, "выигрывая" каждую нотку, все же задыхались. В финальном Allegretto ускоренный темп лишил одно из последних проведений главной темы топочущей тяжеловесности, завуалировав гротеск - "двойное дно" финала.

Совсем иное дело, когда вздрагиваешь от неожиданно быстрого темпа, который берет Валерий Гергиев в "эпизоде нашествия" из Седьмой симфонии - берет сразу: уже дробь малого барабана выстукивает необычно лихо приплясывающую шансонетку. Опешив поначалу, понимаешь, не вдаваясь в программные штампы, что и такой исполнительский рисунок возможен - а в том, что он не случаен, а заранее продуман, убеждает все дальнейшее развитие музыкального материала. Вообще же говоря, проблема ускорения темпов, вызванная - это очевидно - всем укладом и ритмом нашей современной жизни, остается весьма актуальной в исполнительстве. Показательна ведь всеобщая востребованность курсов "быстрого чтения", в то время как медленному, вдумчивому не учат даже на уроках литературы.

Поэтому с особым пониманием я отнесся - не скрою, вопреки мнению многих моих коллег - к тем медленным темпам, которые предложил в Пятой симфонии Кристоф Эшенбах. Это относится прежде всего к предельно медленно сыгранной побочной партии первой части, к по-баховски строгому, при медленном чтении только выигрывающему в экспрессии Largo, к финальной коде, на этот раз прозвучавшей просто-таки торжественно-погребально. Но не таков ли и замысел Шостаковича? Мне в последних, заколачиваемых в гроб золотых гвоздях - ре-мажорных аккордах - всегда слышится: "Свободен, свободен, наконец-то свободен!" - возглас, которым провожали казнимых негров-рабов их собратья. И опять к месту мандельштамовские "век-волкодав", "век-властелин", "мой прекрасный, жалкий век".

Когда после Пятой, спустя небольшое время, слушаешь Двенадцатую, ощущаешь особенно остро пропасть между живым и неживым, органическим, подлинным и насильственно вымученным. И мастерски сделана эта симфония "1917", посвященная вождю пролетариата, да тематизм вроде картонный, пафос деланый. Сравните хотя бы две коды - обе в ре мажоре: одна из мраморных плит (в Пятой), другая из бетонных блоков - бесконечный каданс, тупое топтание на месте, определенно издевающееся над заглавием финала "Заря человечества". Именно так честно, как написал Шостакович, ее и исполнил Гергиев. У Мандельштама и на сей счет есть объяснение-извинение: "Ну что же, если нам не выковать другого,/ Давайте с веком вековать." И сыгранная рядом "на разрыв аорты" Восьмая еще раз подтвердила и репутацию, быть может, самой великой симфонии мастера, и репутацию Гергиева - интерпретатора Шостаковича.

Известно, Шостакович колебался в определении лучшей своей симфонии, отдавая предпочтение то Восьмой, то Четвертой. Не станем выбирать: о потрясении, испытанном при исполнении этой последней, я уже писал

в одном из предыдущих номеров "Культуры" (№ 25, от 29 июня). Замечу только, что если раньше руководимый Гергиевым Роттердамский филармонический шутя называли "самым западным русским оркестром в Европе", то теперь этой репутацией, очевидно, будет пользоваться Лондонский симфонический.

Одиннадцатая симфония с очевидностью обнаружила в музыке Шостаковича то, что свойственно подлинно гениальным произведениям: симфония вбирает, впитывает в себя все, что происходит с нами, мы сами наполняем ее новым смыслом. Вспоминаю снова кадры из фильма Семена Арановича и Александра Сокурова "Альтовая соната". Под музыку расстрела на Дворцовой площади ("9 января") можно монтировать документальные кадры ГУЛАГа или вступать с ней в контрапункт, показывая ликующие толпы на первомайской демонстрации. И вдруг оказывается, что Одиннадцатая - такая же страшная правда о нашей жизни, как и Четвертая, и Восьмая... Гергиев не устает и на Западе, и в России доказывать это своим исполнением.

Судя по рецензиям в некоторых газетах и по интернет-сайтам, нынче приходится доказывать правоту Шостаковича, считавшего Тринадцатую симфонию своим гражданским подвигом. Не жалуют - и стар и млад - дерзкие публицистические стихи Евгения Евтушенко. Вплоть до нелепых предложений - не сыграть ли симфонию без стихов? А я слишком хорошо помню, каким торжеством свободы, каким праздником неповиновения была премьера Тринадцатой в Москве в декабре 1962-го с Кириллом Кондрашиным за дирижерским пультом и солистом Виталием Громадским. Как коленопреклоненно благодарила Шостаковича Мария Вениаминовна Юдина от "всех замученных живьем" - теперь можно прочесть об этом в ее опубликованных письмах. Тринадцатая в исполнении Валерия Гергиева и солиста Сергея Алексашкина с хором и оркестром Мариинского театра и на сей раз была встречена залом благодарной овацией.

Фестиваль предоставил петербуржцам возможность встретиться с Марисом Янсонсом - любимцем наших филармонистов, помнящих его с первых шагов на дирижерском поприще. Ныне он один из ведущих дирижеров мира, увы, редко посещающий наш город. Тем дороже, что под его управлением прекрасно прозвучала и прежде игранная им Шестая симфония Шостаковича, кстати, одна из любимых в репертуаре Мравинского. Нельзя не восхититься и оркестром: мариинцы, как настоящая инструментальная капелла, преображаются под рукой разных дирижеров. В интерпретации философски глубокой и в то же время озорной симфонии была и европейская рафинированность, и русская бесшабашность, и высокий полет рука об руку с "низким", бытовым жанром.

Завершаю свои заметки о фестивале воспоминаниями о самом первом концерте цикла "Все симфонии Шостаковича". За пультом оркестра Мариинского театра - Максим Шостакович. Его любят петербуржцы, особенно как исполнителя произведений своего отца. И на этот раз он выступил своеобразным медиумом, исполнив Четырнадцатую симфонию в содружестве с превосходными солистами Мариинского театра Ольгой Сергеевой и Алексеем Тановицким. Пятнадцатая симфония, симфония-прощание под управлением ее первого исполнителя Максима Шостаковича, прозвучала с особой исповедальной глубиной и силой. Век Шостаковича, век с Шостаковичем был словно снова пережит и прожит.

Также в рубрике:

МУЗЫКА

ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;