Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 29 (7539) 27 июня - 2 августа 2006г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Театр

Братья в гриме

Молодая режиссура сезона

Ирина АЛПАТОВА
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ


Сцена из спектакля "Господа Головлевы"

В одном из прошлых номеров "Культуры" были опубликованы мнения ведущих театральных критиков столицы о только что закончившемся сезоне. Называя лучшие и худшие персоны, вспоминая спектакли и расставляя оценки, некоторые обозреватели между тем сетовали на недостаточную активность молодой режиссуры, отсутствие новых имен и идей. На самом-то деле и имен полно (включая постоянно возникающие новые), и активность в наличии. Достаточно перебрать программки премьер прошлого сезона и обнаружить там постановки не только признанных молодых лидеров Кирилла Серебренникова, Миндаугаса Карбаускиса и Нины Чусовой, но и многих других режиссеров, которые вправе считаться молодыми. Вот хотя бы некоторые имена: Константин Богомолов и Роман Самгин, Павел Сафонов и Наркас Искандарова, Илзе Рудзите и Евгений Писарев, Дмитрий Петрунь и Андрей Денников, Олег Юмов и Рузанна Мовсесян, Ирина Керученко и Владимир Панков. И это, конечно же, далеко не полный список.

Так отчего же при таком обилии персоналий возникает парадоксальное ощущение пустоты и отсутствия событий? Может быть, потому, что от молодых по определению ждут каких-то поколенческих откровений, новых идей и смыслов, радикальности формы, а они зачастую выдают качественный, но весьма традиционный продукт? Или потому, что яркость и неординарность дебютных идей сменяется бесконечным повторением пройденного? Потому что мало кандидатур на безоговорочное лидерство, с творческой харизмой и умением убедить окружающих в правомерности собственного пути? Или вообще не стоит поддаваться искушению возрастных градаций - режиссер или есть или его нет. В общем, впору вспомнить фразу Чехова: "Когда нечего сказать, говорят: молодость, молодость..."

Сцена из спектакля "Одолжите тенора!"

О наших молодых, впрочем, есть что сказать. В минувшем сезоне бесспорное трио лидеров Серебренников - Карбаускис - Чусова уменьшилось до дуэта. Нина Чусова отвлеклась на создание своего лучшего произведения - рождение ребенка - и естественным образом снизила творческую активность. Да и единственный ее спектакль - "Америка. Часть вторая" в Современнике прошел малозаметно и даже не вызвал бурных споров, подобно ее предыдущим опусам. Серебренников тоже на время переключился на кинематограф (коим он и раньше грешил) и выпустил лишь один спектакль - "Господа Головлевы" в МХТ имени Чехова. Так что количеством на сей раз победил Карбаускис, обогативший Табакерку на две постановки - "Рассказ о семи повешенных" и "Похождение".

В этой ситуации лишь "Рассказ..." был единодушно воспринят со знаком "плюс" и назван одним из лучших спектаклей сезона. Там Карбаускис был равен сам себе: суперпрофессионализм, режиссерская виртуозность и общий язык с актерской командой. А вот "Господа Головлевы" и "Похождение" были восприняты неоднозначно, последний же спектакль даже поспешили записать в раздел провалов сезона. Впрочем, если бы у нас все провалы были такого уровня, любой театр мог бы сказать, что жизнь удалась. Просто в этом технически выверенном действе не вполне угадывался образ мыслей этого умнейшего режиссера, не прочитывалось отношение к материалу. А вообще, парадоксальным образом "Господа Головлевы" и "Похождение" при абсолютной разности режиссерских дарований и человеческих мировоззрений Серебренникова и Карбаускиса оказались удивительно схожими. Оба предпочли углубиться в классические дали, оба изъяли у Салтыкова-Щедрина и Гоголя социальные смыслы, резво пробежались по фабуле, проиллюстрировав ее блестящими актерскими работами. Но какой-либо душевной заинтересованности, не говоря уж о сердечной боли, вы там не обнаружите. Качественный театральный "продукт", но не более того.

Впрочем, и сами критики стали в последнее время более осторожными. Нахлынувшая несколько лет назад "новая волна" режиссуры приветствовалась громко и была встречена овациями. А уж сколько авансов было роздано, и не сосчитать. Потом же оказалось, что не все так оптимистично, зазвучали сначала удивленные, а потом и раздраженные критические отзывы. Это раздражение подчас накрывало и тех, кто ничем особым не провинился и даже не слишком выделился, просто попадал в категорию "молодой режиссуры". А кое-кого просто предпочли не "открывать" или практически не замечать.

Так, мало кем замеченной остается режиссер Нового драматического театра Наркас Искандарова. А зря. Если ее первая работа - "Пел соловей, сирень цвела..." - была на уровне перспективной заявки, то в "Настоящем Западе" эта заявка реализовалась по полной программе. Профессиональная, жесткая, лишенная "дамских" сантиментов и метаний режиссура по-своему удивила своей уверенностью и четкостью. Притом что Искандарова отнюдь не увлечена поисками изощренно-авангардной формы, но умело отыскивает нерв и острую эмоциональность в недрах психологической традиции.

Немного поостыли критики и в отношении Константина Богомолова, хотя отчасти в этом "виноват" он сам, от изысканно-интеллектуальных зрелищ подвинувшийся в сторону "масскульта" и антрепризы. Хотя даже его антрепризные "Приворотное зелье" и "Копилка" способны привлечь хотя бы отсутствием пошлости и изрядным азартом пополам с изобретательностью. Впрочем, в "Ифигении в Авлиде" он продемонстрировал "артхаусный" вариант антрепризы, но все равно остается в тени.

Равно как и Роман Самгин. Последний, вероятно, потому, что слишком традиционен и не падок на провокационные поступки. Меж тем Самгин, один из немногих молодых режиссеров, способен качественно и адекватно работать в той ситуации, какая есть. Он обладает чувством реальности, причем умеет ее обернуть себе на пользу. Он делал самые кассовые спектакли в Театре на Малой Бронной (премьера этого сезона - "Кавалер роз"), используя только имеющийся в наличии актерский материал. Его здоровая прагматичность, конечно же, режиссерский талант и нескандальность характера могли бы сделать Самгина совсем даже неплохим худруком этого театра, к чему дело и шло. Ан нет, Комитет по культуре рассудил иначе. И после этого мы говорим, что у нас мало молодых руководителей театра, желающих и умеющих нести этот тяжелый крест...

Впрочем, в отсутствие должного числа профессионалов за дело порой берутся актеры, бывшие или действующие, переквалифицировавшиеся в режиссеров. Кто-то, войдя во вкус, стремится получить новое образование, кто-то творит по-дилетантстки незамысловато. Благо, если у новоявленного режиссера нет далеко заводящих амбиций и он играет "на интерес". Порой получается очень даже неплохо. Типичный пример - Евгений Писарев, актер и режиссер Театра имени Пушкина. После парочки удачных детских спектаклей в прошлом сезоне он выпустил "хорошо сделанный спектакль" под названием "Одолжите тенора!". Действо, конечно же, абсолютно развлекательное, но не менее увлекательное, темпераментное и очень грамотно выстроенное. А возвращение на драматическую сцену популярной эстрадной звездочки по имени Сергей Лазарев - хорошая приманка для публики, в том числе юной. Кстати, благодаря этому негромкому, но явному успеху Писарев получил приглашение от самого Табакова - сделать спектакль в МХТ.

Зато другой актер, некогда начинавший под крылом Олега Павловича в Табакерке, - Дмитрий Петрунь, повышая амбиции, почему-то не набирает профессионального мастерства. Так мило стартовавший в режиссуре спектаклем "Солдатики" в родной Табакерке, он освоил затем малые сцены Театров имени Гоголя и Вахтангова, а в минувшем сезоне вышел на большую сцену и представил совсем уж неудачный спектакль с эпатирующим названием "Hot dog" по "Собачьему сердцу" Булгакова в Театре на Малой Бронной. Претенциозность и неуемное желание суперновой трактовки хрестоматийного произведения разбились об элементарное отсутствие профессионализма. Да, к кому-то он приходит сам собой, а кто-то должен усердно постигать азы ремесла, которое упрямо не дается в руки. В результате режиссерская мысль "и путалась, и рвалась", актеры играли кто в лес, кто по дрова, а общее впечатление хаоса доминировало над всем остальным.

Но "круче" всех по уровню сценических нелепостей был, пожалуй, Павел Сафонов, бывший актер-вахтанговец, позже - магистрант Школы-студии МХАТа. Кто догадал Олега Меньшикова, вроде бы дорожащего своей репутацией в театральном мире, пригласить Сафонова на постановку в "Товарищество 814", - большая загадка. Но, видимо, Сафонов обладает даром словесного убеждения. В "Снах Родиона Романовича", к коим свелось "Преступление и наказание" Достоевского, такой набор штампов, нелепостей, амбиций, псевдопоисков и претенциозных "находок", что все это можно демонстрировать в качестве образца того, как не надо делать спектакли. Так что режиссерское образование - тоже вопрос странный. Если Петруню оно не помешало бы, то Сафонову явно не пошло на пользу.

На самом же деле, и талант, и ремесло, и образование, и образованность - вещи очень важные, но опять же парадоксальным образом не определяющие. Как говорила одна из героинь "Служебного романа", можно и зайца научить курить. Вопрос в том, зачем бы ему это делать. Создателям "нового театра" ну никак не обойтись без "человеческого фактора", душевного чутья и чуткости, больных вопросов, которые они должны задать прежде всего самим себе. Если этого нет, то на наших сценах появится, возможно, много неплохого, но дешевого "ширпотреба". А театральное Событие рождается все-таки на иной территории.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;