Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 29 (7539) 27 июня - 2 августа 2006г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраЗагнанные в расселинуМосковский международный форум художественных инициатив-2006 Елена ШИРОЯН
Каждый год в разгар лета мы с друзьями ходим... нет, не угадали. Не в баню и даже не на пляж, а в престижный, оборудованный по высшему разряду выставочный зал. В самом центре столицы, за спиной у Госдумы. Угадали? Ну конечно, в Новый Манеж. Едва отсюда увезли холсты В.Брайнина с ветшающими московскими особняками и зеркалами-лужами, как тот же куратор предложил пресыщенной публике, разомлевшей от жары и истомленной нехваткой событий, другое свое детище, самое любимое - Московский международный форум художественных инициатив. Опять угадали? Разумеется, выставку собрал бессменный Юрий Никич - ему бы подошло прозвище Юрий Долгорукий, коль скоро его призывы достигают художников из самых глубин страны. География форума, во всяком случае поначалу, была поистине всероссийской, и мы уже привыкли, что Георгиевский переулок - место встречи с юными дарованиями откуда-нибудь из Сибири, с изрядно забытыми мастерами откуда-нибудь из Литвы, ну и, само собой, с китами актуального процесса из столицы нашей Родины. Но главное, зачем мы выходим на форум, - хорошая доза адреналина, потому что именно здесь, в здании бывшей электростанции, находится наша "Тейт Модерн". К сожалению, функционирует она всего какие-нибудь две недели, но на этот краткий срок непременно насыщается всякого рода сюрпризами для публики, медленно, но верно привыкающей терпимо и даже с азартом воспринимать современное искусство.
За десятилетие, пока существует форум, Никич зарекомендовал себя как специалист по приготовлению крепких, ударяющих по мозгам, но все-таки не сшибающих с ног арт-коктейлей: в одном стакане (извините, флаконе) смешаны откровения дерзких и пока никому неведомых экспериментаторов из глубинки, а также молодой поросли из Москвы и прочих центров, где цветет родное актуальное искусство, и маэстрия наших звезд contemporary art, чья слава достигла берегов туманного Альбиона и загадочной Японии. В числе последних - Дмитрий Цветков, выставивший одно-единственное произведение, впрочем, затмевающее вереницу соседей, - "Чистота и порядок": на большущей швабре - тряпка из мешковины, на которую нашиты ордена канувшего в Лету СССР, правда, не настоящие, а имитированные подручными средствами. Не исключаю, что кто-либо таким применением наград от партии и правительства не на шутку возмутится, но спору нет - вышел яркий художественный образ, за которым море эмоций и цепь ассоциаций...
Коктейль от шеф-повара Никича всякий раз имеет собственное название, причем серьезное, провоцирующее на философские размышления, - чего стоит "Разведка искусством", "Контрольная станция чувств" или недавний "Рай"! Вот и нынче нас пригласили осмыслить тему, которая для ясности, а также для осознания масштаба замысла снабжена английскими эквивалентами простого русского слова: "Выбор: Choice, Selection, Alternative". Однако столь широкая палитра значений выливается в некоторую необязательность в плане раскрытия темы: сочинение пишется вольно, с максимальной степенью свободы как в отношении затронутых проблем, так и в смысле используемых средств, - а разве вам неизвестно, что теперь все что угодно может считаться произведением искусства? Лишь бы таковым его объявили автор и куратор! Иными словами, твори как бог на душу положит, да только поостроумнее, и "двойки" можешь не опасаться. К примеру, непонятно, зачем три девицы в белых платьях и головных уборах, сильно напоминающих фату, не иначе как невесты, берут в свои нежные ручки тяжелые орудия труда вроде кувалды или швыряют букеты с флердоранжем в жерло зловещей печи технического назначения? Наверное, сделали свой выбор, поняв, что парадигмы сменились, привычных гендерных отношений больше нет, настало время "перемены ролей, полов, тел, имен, судеб", как пишет автор проекта "Естественный отбор" Сергей Терентьев из далекого Петрозаводска. И решили, не дожидаясь прекрасного принца, не в переносном, а в прямом смысле стать "кузнецами своего счастья". Тяжкий, почти нереальный для замученного гражданина, привыкшего после дневной суеты скоротать вечер у голубого экрана, набор вариантов поведения предлагает Андрей Тимофеев: в инсталляции "Зверь. Съешь меня" - телевизор, заключенный в клетку. Зверь, поясняет автор, - это "вредная привычка, глубоко сидящая в сознании российского человека", который скармливает разум и душу во время трансляции телепередачи, а может и поступить героически: содержать "зверя" в клетке, усыпить его, выдернув шнур из розетки... Кстати, телеящик не одинок - ему в подмогу Олег Осьмук и Константин Бычков приволокли аж из Норильска монитор компьютера. Последний объявлен слегка приоткрытой форточкой, поступающий оттуда (начинка вынута, к панели приклеены колышимые вентилятором обрывки газет) поток воздуха символизирует поток информации. Но монитор в объекте "Форт-точка" черен и пуст, а хозяин отгородился от неуютного внешнего мира, "окружил себя поглощенными и переработанными артефактами" - и вышел, отсюда и подзаголовок: "Человек отсутствующий". Увы, как ни старайся поверить, что попытки поднять социальные и нравственные проблемы у художников-инициаторов вполне серьезны, так и мерещится "человек отсутствующий", а равно отсутствие большого смысла в общей экспозиции, изрядно нагруженной, но в этот раз почему-то слабо заряженной творческой либо интеллектуальной энергией. Конечно, плавит мозги жара, но не круглый же год, пока идет подготовка к форуму! Даже обидно за хороших, искренних художников, честно отрабатывающих свое место под солнцем: лично мне понравились живопись Наталии Турновой, повернувшей заданную тему под углом "Люди без выбора (Армия)", инсталляция Сергея Шутова "Ветераны", где видавшие виды плюшевые мишки держат плакатики с требованиями: "Меда!", "Леса - медведям!", "Колобок, go home!" или "Зимние льготы по ЖКХ!". Признаться, лучше всего призыв "Малина для каждого!". Неясна и связь между проблемой выбора и инсталляцией "Остановившееся время" небесталанного Витаса Стасюнаса - нелепой и уж точно не способной заработать машинкой, снабженной железными лопастями, которые при попытке завести мотор застопорят друг друга - дай бог, чтоб не случилось взрыва! Может, это и есть "выбор" - крутить или не крутить? Правда, что касается меня, я - тот самый зритель, который при первой же возможности обязательно потрогает произведение искусства, сунет руку в пасть каменного льва (а вдруг оживет и укусит?!), дернет за веревочку или передвинет рычаг. Поэтому не могу удержаться и не попробовать спасти картонного Пушкина, на которого наставлен пистолет Дантеса ("Идеальный выбор" Тамары Аляграф и Степана Болталина). Беда в одном: даже если упадет не Пушкин, а Дантес, то за последним встанет еще десяток светских хлыщей, тогда как "наше все" в одиночестве... Раз уж мне предложено Катей Филимоновой ("Выбор художника" собрал на одном круге директоров известнейших арт-галерей) "крутануть рулетку счастья" - кручу! Выпадает портрет Айдан Салаховой - к чему бы? Не иначе как пора брать интервью. Скажем, спросить, как известная галеристка и к тому же талантливая художница оценивает высказанные в 2006-м худинициативы. Впрочем, вряд ли отрицательно - возможно, кто-то из младоинициаторов в скором времени появится на стендах самой Айдан или ее "крутых" коллег в Москве, а то и где-нибудь на ARCO, куда наши соотечественники прорываются уж точно не с академическими штудиями, а с проектами, нередко повергающими традиционалистов в шок. Ну и хорошо, знай наших! Современное искусство, как известно, движут две силы - инициативность и радикализм. В противовес инерционности и следованию "в рамочках". Плох ли выбор? Да нет его, откровенно говорит Георгий Первов, работой "Выбирая выражения" проповедующий "тотальный реализм", который выразился в заключенном в золоченую раму заборном высказывании. Нет, соглашается Викентий Нилин, выставивший "Ход голосования" - макабрическую серию кое-как скадрированных в тусклом свете снимков пожилых людей, сделанную при работе в участковой избирательной комиссии среди жильцов "Дома на набережной". Мрачности царящего в Новом Манеже настроения не могут перебить комиксы жизнерадостного Гоши Острецова или яркие фотографии, привезенные из Египта Ксений Никольской и Ириной Лаврухиной (проект "Красота"). Думаешь, ты всем хорош, улыбчивый и юный, ан не проходишь по стандартам, утверждает Яков Каждан в зарисовках лиц ("Кастинг"). "Выбора нет", - грустно заявляет любимец московской тусовки Константин Батынков, в новом "мыльном сериале" разными способами отправляющий на тот свет семейство железных человечков с квадратной головой... Но только не будем сгущать краски, жизнь продолжается! Король мертв, да здравствует король! Форум кончился, но вновь показал свои возможности в качестве превосходной стартовой площадки, выигрышно заметной в расселине межсезонья. Не на это ли намекает Мария Шубина, в живописном автопортрете примерившая алмазную корону, ведь поверх ее белого платья - перевязь с надписью "Мисс биеннале"? Теперь остается гадать, кого из худинициаторов мы увидим через полгода в стенах экс-музея Ленина, а кого - в моднейших из частных галерей. Также в рубрике:
|