Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 29 (7539) 27 июня - 2 августа 2006г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Первая полоса

Могучий цирк

"Кракатук" в Коломенском

Светлана ХОХРЯКОВА
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ


Ожившие пальто - безобиднейшие из персонажей

В Музее-заповеднике "Коломенское" состоялась с двухнедельным опозданием московская премьера шоу "Кракатук" по мотивам сказки Гофмана "Щелкунчик и мышиный король". Виновник сбоя - Парнасский завод металлоконструкций, не изготовивший в срок трибуны для зрителей.

Петербургская премьера в цирке на Фонтанке прошла летом 2004 года, а работа над шоу продолжалась четыре года (его продюсерами стали известный в киносреде Олег Чесноков, занимающийся ныне организацией фестивалей российского искусства на Лазурном Берегу, и Вадим Гоглоев). В Коломенском соорудили гигантский шатер по образу и подобию шатра, возведенного в дни Театральной олимпиады для театра "Зингаро", только вместо черного душного брезента, не пропускающего воздух, использовали светлый и более "дышащий" материал. Проект Андрея Могучего, объединивший цирк и театр, как и достижения мультимедийных технологий (все вместе принято называть "новым цирком"), - дорогостоящий, сложнопостановочный. Как сказано в флайере "Кракатука", это тонны декораций, снежная метель, столпы огня, море пены, сотни фантастических костюмов, воздушные бои, фейерверки и экран над манежем.

Андрей Могучий пробовал свои силы в разных жанрах: на театральной сцене, которая для него никогда "традиционной" не была, ставил оперу "Борис Годунов" на Соборной площади Московского Кремля совместно с Михаилом Панджавидзе и при участии Валерия Гергиева. Плоды их огромных усилий не увенчались абсолютным успехом по причине проливного дождя и многочасовой задержки начала спектакля. Оркестр и певцов заливало водой, было в этом что-то зловещее и устрашающее. "Кракатук" - тоже зрелище не для слабонервных, да, собственно, и сочинение Гофмана, от которого тут, правда, остались рожки да ножки, - отнюдь не радужное и безоблачное, как многие думают. Весь ужас мира и воплотил с могучей силой Андрей Могучий. Прокричал враз обо всем, перемешав все известные приемы.

Оказался он человеком насмотренным, поэтому не только театральных, но и кинематографических ассоциаций не избежать. В какой-то момент манеж становится подобием той условной, разделенной на зоны площадки, которая появилась в знаменитом "Догвилле" Ларса фон Триера, где не было стен и часто отсутствовали предметы, а оставались лишь условные обозначения, вроде надписей "стул" или "стол". Нечто подобное появляется и в "Кракатуке". Постепенно это пространство обживают жутчайшие персонажи: какие-то подобия "Человека-паука" в красных облегающих, как кожа, костюмах, страшенные меховые зайчики-гиганты в масках, напоминающих древних майя. То и дело "зайчата" выбегают в ряды зрителей, так что становится страшно. Оставалось только уповать на то, чтобы эти создания не подсели к тебе, не стали обнимать и ворошить волосы на голове, но не всем удалось этого контакта избежать. Затем их сменили люди в камуфляже из "группы захвата", забиравшиеся под самый купол конструкции. Особое впечатление произвели пионеры в разноцветных плюшевых шортах с синими волосами, некоторые из них цветом кожи напоминали Отелло. Персонажи жутковатые, как и толстые тетеньки - воздушные гимнастки, парящие над головами публики, сидя в обручах. Вместо мышей в "Кракатуке" Могучего действуют кибермыши-мутанты, вместо трогательных старомодных игрушек - монстры, привычные персонажи из "Звездных войн" - в трубках, проводах и щупальцах. Мы живем в ином мире, и Гофман сегодня - невинное дитя со своими архаичными героями. Потому-то и появляются персонажи с мониторами на голове, а на их экранах - только огромный глаз. Выйдут люди в белых халатах с касками модного оранжевого цвета и начнут производить свои медицинские эксперименты: тело пациента исчезнет, а взамен появится целое полчище игрушек, напоминающих хлебный мякиш. Щелкунчик здесь фигурирует как юный Д., юных Д. несколько. Они выполняют самые разные цирковые номера, поражающие воображение физическими возможностями и совершенством человека. Самые симпатичные и безобидные персонажи - это розы, искусно собранные из красных подушек. Их миниатюрные копии можно было купить в антракте, как и брелоки, майки с надписью "Кракатук", мини-зайчиков с лицами-масками для устрашения непослушных детей. Гигантская работа проделана театральным художником Алексеем Шишкиным, но она и была сама по себе уникальным заказом для него. Когда еще такая возможность представится, не ограниченное ничем, непозволительное в иных условиях буйство фантазии. Звучит музыка Чайковского, которая как дар и отдохновение в потоке громких звуков и лязганья агрегатов. Классическое ее звучание соединяется с электронными аранжировками питерских композиторов и диджеев Олега Гитаркина и Игоря Вдовина.

На "Кракатуке" все время вспоминался давний и совсем не детский, очень зловещий спектакль Анатолия Праудина "Алиса в Зазеркалье" (кстати, чрезвычайно сложный в техническом отношении), поставленный им в Екатеринбургском ТЮЗе. Это было точное попадание в мир Льюиса Кэрролла, безнадежность которого сводила с ума, заставляла пересматривать спектакль по нескольку раз. Безнадежность и трагизм мира А.Могучего, гофманиада в его интерпретации не заставят вас плакать ни при каких обстоятельствах, как и предаваться размышлениям о мироустройстве. Это яркое, иногда виртуозное зрелище, не более того.

Публики немного, пустуют целые сектора. Билеты стоят от 400 до 2,5 тысячи рублей, но и затраты велики, задействованы огромные ресурсы, в том числе и человеческие. В любом случае "Кракатук" - полезный опыт, в том числе и для Андрея Могучего, испытание сил на совершенно новой территории, практически не освоенной в России, и в силу новизны грешащий переборами, стремлением выложить все свои козыри и умение.

Удивляет, почему публика не проявляет энтузиазма, ведь зрелище-то ей предлагают эффектное и непривычное. В полупустом зале оно, правда, смотрится зловеще.

Также в рубрике:

ПЕРВАЯ ПОЛОСА

НАШИ ЗА ГРАНИЦЕЙ

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

АНОНС

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;