Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 29 (7539) 27 июня - 2 августа 2006г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Первая полосаМогучий цирк"Кракатук" в Коломенском Светлана ХОХРЯКОВА
В Музее-заповеднике "Коломенское" состоялась с двухнедельным опозданием московская премьера шоу "Кракатук" по мотивам сказки Гофмана "Щелкунчик и мышиный король". Виновник сбоя - Парнасский завод металлоконструкций, не изготовивший в срок трибуны для зрителей. Петербургская премьера в цирке на Фонтанке прошла летом 2004 года, а работа над шоу продолжалась четыре года (его продюсерами стали известный в киносреде Олег Чесноков, занимающийся ныне организацией фестивалей российского искусства на Лазурном Берегу, и Вадим Гоглоев). В Коломенском соорудили гигантский шатер по образу и подобию шатра, возведенного в дни Театральной олимпиады для театра "Зингаро", только вместо черного душного брезента, не пропускающего воздух, использовали светлый и более "дышащий" материал. Проект Андрея Могучего, объединивший цирк и театр, как и достижения мультимедийных технологий (все вместе принято называть "новым цирком"), - дорогостоящий, сложнопостановочный. Как сказано в флайере "Кракатука", это тонны декораций, снежная метель, столпы огня, море пены, сотни фантастических костюмов, воздушные бои, фейерверки и экран над манежем.Андрей Могучий пробовал свои силы в разных жанрах: на театральной сцене, которая для него никогда "традиционной" не была, ставил оперу "Борис Годунов" на Соборной площади Московского Кремля совместно с Михаилом Панджавидзе и при участии Валерия Гергиева. Плоды их огромных усилий не увенчались абсолютным успехом по причине проливного дождя и многочасовой задержки начала спектакля. Оркестр и певцов заливало водой, было в этом что-то зловещее и устрашающее. "Кракатук" - тоже зрелище не для слабонервных, да, собственно, и сочинение Гофмана, от которого тут, правда, остались рожки да ножки, - отнюдь не радужное и безоблачное, как многие думают. Весь ужас мира и воплотил с могучей силой Андрей Могучий. Прокричал враз обо всем, перемешав все известные приемы. Оказался он человеком насмотренным, поэтому не только театральных, но и кинематографических ассоциаций не избежать. В какой-то момент манеж становится подобием той условной, разделенной на зоны площадки, которая появилась в знаменитом "Догвилле" Ларса фон Триера, где не было стен и часто отсутствовали предметы, а оставались лишь условные обозначения, вроде надписей "стул" или "стол". Нечто подобное появляется и в "Кракатуке". Постепенно это пространство обживают жутчайшие персонажи: какие-то подобия "Человека-паука" в красных облегающих, как кожа, костюмах, страшенные меховые зайчики-гиганты в масках, напоминающих древних майя. То и дело "зайчата" выбегают в ряды зрителей, так что становится страшно. Оставалось только уповать на то, чтобы эти создания не подсели к тебе, не стали обнимать и ворошить волосы на голове, но не всем удалось этого контакта избежать. Затем их сменили люди в камуфляже из "группы захвата", забиравшиеся под самый купол конструкции. Особое впечатление произвели пионеры в разноцветных плюшевых шортах с синими волосами, некоторые из них цветом кожи напоминали Отелло. Персонажи жутковатые, как и толстые тетеньки - воздушные гимнастки, парящие над головами публики, сидя в обручах. Вместо мышей в "Кракатуке" Могучего действуют кибермыши-мутанты, вместо трогательных старомодных игрушек - монстры, привычные персонажи из "Звездных войн" - в трубках, проводах и щупальцах. Мы живем в ином мире, и Гофман сегодня - невинное дитя со своими архаичными героями. Потому-то и появляются персонажи с мониторами на голове, а на их экранах - только огромный глаз. Выйдут люди в белых халатах с касками модного оранжевого цвета и начнут производить свои медицинские эксперименты: тело пациента исчезнет, а взамен появится целое полчище игрушек, напоминающих хлебный мякиш. Щелкунчик здесь фигурирует как юный Д., юных Д. несколько. Они выполняют самые разные цирковые номера, поражающие воображение физическими возможностями и совершенством человека. Самые симпатичные и безобидные персонажи - это розы, искусно собранные из красных подушек. Их миниатюрные копии можно было купить в антракте, как и брелоки, майки с надписью "Кракатук", мини-зайчиков с лицами-масками для устрашения непослушных детей. Гигантская работа проделана театральным художником Алексеем Шишкиным, но она и была сама по себе уникальным заказом для него. Когда еще такая возможность представится, не ограниченное ничем, непозволительное в иных условиях буйство фантазии. Звучит музыка Чайковского, которая как дар и отдохновение в потоке громких звуков и лязганья агрегатов. Классическое ее звучание соединяется с электронными аранжировками питерских композиторов и диджеев Олега Гитаркина и Игоря Вдовина. На "Кракатуке" все время вспоминался давний и совсем не детский, очень зловещий спектакль Анатолия Праудина "Алиса в Зазеркалье" (кстати, чрезвычайно сложный в техническом отношении), поставленный им в Екатеринбургском ТЮЗе. Это было точное попадание в мир Льюиса Кэрролла, безнадежность которого сводила с ума, заставляла пересматривать спектакль по нескольку раз. Безнадежность и трагизм мира А.Могучего, гофманиада в его интерпретации не заставят вас плакать ни при каких обстоятельствах, как и предаваться размышлениям о мироустройстве. Это яркое, иногда виртуозное зрелище, не более того. Публики немного, пустуют целые сектора. Билеты стоят от 400 до 2,5 тысячи рублей, но и затраты велики, задействованы огромные ресурсы, в том числе и человеческие. В любом случае "Кракатук" - полезный опыт, в том числе и для Андрея Могучего, испытание сил на совершенно новой территории, практически не освоенной в России, и в силу новизны грешащий переборами, стремлением выложить все свои козыри и умение. Удивляет, почему публика не проявляет энтузиазма, ведь зрелище-то ей предлагают эффектное и непривычное. В полупустом зале оно, правда, смотрится зловеще. Также в рубрике:
|