Кочевники на Волхонке
Пушкинский музей прирос Галереей искусства стран Европы и Америки XIX - ХХ веков
Елена ТИТАРЕНКО
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ
 |
На первом этаже новой Галереи властвует лирическое настроение |
Музей изобразительных искусств стал главным ньюсмейкером августа. Вот вам и мертвый сезон - "Голубые танцовщицы" Дега удивленно оглядываются с фасада бывшего здания Музея личных коллекций, отданного Галерее искусства стран Европы и Америки XIX - ХХ веков, на очередь, растянувшуюся до ворот усадьбы Голицыных на Волхонке. Дирекция ГМИИ имени А.С.Пушкина решилась вынести из святая святых - своего главного дома - самое драгоценное: полотна импрессионистов и постимпрессионистов, а также романтиков, барбизонцев и прочие западные артефакты. Иными словами, "отделить слепки от искусства", если вспомнить, что Музей изящных искусств императора Александра III изначально был задуман Иваном Цветаевым как учебный музей при Московском университете. Новаторов в подлинниках теперь можно спокойно и подробно, насколько позволяет собрание ГМИИ, изучать в отдельных залах, числом 26. Это и дань памяти некогда располагавшейся здесь картинной галереи Голицыных, и обещание вскоре, к 2012 году, поселить знаменитые холсты и скульптуры в еще более солидных апартаментах: ведь открытие Галереи искусства стран Европы и Америки имеет статус не разового события, а важного этапа подготовки к столетию музея. В грандиозной программе развития ГМИИ заложена идея И.В.Цветаева о "музейском городке" на Волхонке.
Зрители жаждут увидеть новую старую коллекцию, благо она вдвое больше того, что показывали прежде. Лучше всех здесь чувствуют себя произведения Коро или Ренуара: живопись XIX столетия легко дышит в уютных, но маленьких зальчиках старой усадьбы, перестроенной под камерные экспонаты МЛК. Мастерам ХХ века сложнее - им не развернуться в тесном пространстве, иногда чудится, будто бронза Арпа вот-вот пробьет низкий потолок... В галерее яблоку негде упасть - интеллигентные пожилые дамы теснят юных туристов, пробиваясь к этикеткам. Читать их стоит хотя бы потому, что даты поступления картин напоминают о печальной истории разрушения Государственного музея нового западного искусства, где хранились частные собрания Сергея Щукина, Ивана Морозова, Сергея Третьякова и других "эксплуататоров", и о том, как "трофейное искусство" с 1945 года томилось в секретных запасниках. А еще о том, что в 1920-е годы в Москву "для укрепления" ГМИИ, который вскоре стал окошком в Европу, из Эрмитажа передали более 200 шедевров старых мастеров. Этот факт сегодня фигурирует в полемике, вспыхнувшей между двумя знаковыми фигурами российского музейного сообщества - Ириной Антоновой и Михаилом Пиотровским. В благородном стремлении воссоздать уничтоженный в 1948-м ГМНЗИ, аргументируя тем, что это чисто московские коллекции, И.А.Антонова высказала желание вернуть "домой" хотя бы часть собраний Щукина и Морозова, разделенных между ГМИИ и Эрмитажем. Правда, "дом" был все-таки не на Волхонке, а по соседству - на Знаменке (особняк Щукина давно принадлежит Министерству обороны) и на Пречистенке, где обосновалась Академия художеств... А главная беда даже не в том, что вряд ли есть надежда в скором времени присоединить эти дома к "музейскому городку", а в нарушении установленной между музейщиками всего мира договоренности: сложившиеся коллекции нельзя взять да и поделить заново. Иначе взаимные претензии, суды и обиды на долгие годы омрачат отношения между Лувром, Британским музеем и коллегами в Египте и Греции, между Третьяковкой и сокровищницами российской глубинки... Не хочется думать о грустном, бродя по новой галерее: уж если мечтать, так лучше о том, чтобы ее фонды пополнились экспонатами, полноценно отразившими ХХ - ХХI века. Прежде новое искусство лишь урывками поступало в Пушкинский музей из-за "железного занавеса", исключения делались для немногих художников - друзей СССР, и если бы не дары Нины Кандинской, семьи Шагала, Лидии Делекторской или Ханса Арпа... В ГМИИ нет крупнейших фигур - Барлаха или Джакометти, нет Мура, Бэкона и Дали: так галерея внезапно развенчала миф о заботе государства об учреждениях культуры, а на Волхонке впрямую говорят о необходимости серьезных закупок для музея.