Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 31 (7541) 10 - 16 августа 2006г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Ситуация

"Страшный суд", или Донские казаки в поисках героического

КОНФЛИКТ

Нонна МИРЗАБЕКОВА
Ростов-на-Дону


Воскресенский собор, когда он еще был музеем

Вот уже почти месяц, как Старочеркасский Войсковой Воскресенский кафедральный собор невозможно назвать ни музеем, ни храмом. Хотя до 8 июля в нем умещались (а также мирно и полюбовно уживались) и музей, и храм.

Все произошло, по свидетельству очевидцев, спонтанно. Внеочередной Казачий Войсковой круг был созван в Старочеркасске после драки между дагестанцами и русскими, случившейся в одном из ресторанов Сальска. Погиб один из парней. Казаки поначалу эмоционально обсуждали детали произошедшей трагедии. От дел страшных, но все же мирских перешли и к вопросам духовного характера. По рассказам очевидцев, около сотни разгоряченных страстными речами митингующих сорвалось с места. Пошли казаки мини-походом (расстояние от атаманского подворья, где проходил сбор, до Войскового собора - несколько десятком метров) на храм. Их возмутило, как выяснилось, то, что женская часть случившихся в тот день в Старочеркасске туристов одета, по мнению казаков, не подобающим для посещения собора образом - "в шортиках, бриджиках, с оголенными пупками". Дабы подобное искоренить на корню - сейчас и навсегда, - тут же на месте было принято решение вернуть собор-музей в лоно церкви. Впопыхах, изгоняя туристов, навешивая на двери храма замок, заперли и служительниц музея. Вызволили их лишь спустя три часа...

Какая судьба ждет уникальные экспонаты?

Заместитель атамана Всевеликого Войска Донского по идеологии Владимир Воронин на вопросы относительно правомочности подобных действий, напоминаний о том, что собор охраняется государством, ответил: "Храм - это наша казачья собственность. Когда мы чемоданы в камеру хранения сдаем, не говорим же, что отдаем их навечно..."

Само сравнение храма с чемоданом уже дает повод усомниться в том, что человек, приводящий подобный аргумент, осознает меру ответственности, которую берет на себя. Не перед законом даже... Умолчим об этом. Перед самим собором. И факт этот дает еще больший повод для беспокойства. Тем более что прав абсолютно тот же Воронин, называя Старочеркасский Воскресенский собор святыней Дона. Напомним, что его называли "прадедом всех донцов".

Выстроенный в 1709 году в тогдашней столице донского казачества Черкасске (былое название станицы Старочеркасской) Войсковой собор был первым на Дону каменным зданием. Деньги на строительство - 100 рублей - по легенде, пожаловал станичникам Петр Первый. Впрочем, сама идея строительства каменного собора ему и принадлежит. Ведь две прежние деревянные церкви сгубил пожар. Во вновь отстроенном соборе был возведен уникальный на юге России деревянный резной иконостас (третий по величине в России!). Иконы в нем были расписаны таким образом, что полуграмотные, а часто и вовсе неграмотные казаки и казачки могли, рассматривая их, точно Библию "читать" в картинках - со времен сотворения мира до Страшного суда. Позже, после того как было подавлено восстание Степана Разина, сюда же - в Черкасск - привезли и замуровали в стены храма кандалы и цепи донского бунтаря. Для устрашения и предупреждения мятежного казачьего духа. Не иначе...

Все это - иконостас, цепи, другие исторические реликвии и ценности, впрочем, как и сам храм, - часть "Старочеркасского историко-архитектурного музея-заповедника". Комплекс памятников истории и культуры (более 40 объектов) вместил в себя едва ли не всю историю донского казачества. Это и Войсковой собор, вокруг которого разгорелись сегодня нешуточные страсти. Но это и шатровая колокольня, и подворья атаманов Ефремовых, и Преображенская церковь 1740 года со старинным кладбищем, где похоронены войсковые атаманы, герои 1812 года, и Петропавловская церковь 1749 года, в которой был крещен "вихрь-атаман" Матвей Платов, дом атамана Кондратия Булавина, десятки старинных казачьих домов XVIII - XIX веков.

Все это дало повод внести Старочеркасский заповедник в международный туристский справочник ЮНЕСКО. Разумеется, включен заповедник и в "Список исторических городов (населенных пунктов) Российской Федерации, имеющих ценные градостроительные ансамбли, комплексы, древний культурный слой".

Основанный в 1970 году по инициативе Михаила Шолохова, заповедник сегодня - один из самых посещаемых (если не самый посещаемый) туристский объект Дона. Это не может не радовать в первую очередь самих старочеркассцев. Ведь с приходом туристов в умирающую станицу стала возвращаться жизнь. Вот отчего так встревожил в первую очередь местных жителей неожиданный захват казаками собора, в котором, кстати говоря, молились императоры и атаманы, поэты (Пушкин) и художники (Суриков)... Ведь если не сохранять экспонаты собора-музея в надлежащем температурно-влажностном режиме, то очень скоро, по мнению директора заповедника Николая Калашникова, старинный иконостас погибнет. А ведь для реставрации его, возвращения к жизни и была создана более двадцати лет назад реставрационная группа, в которую входили замечательные донские мастера - Михаил Соколенко, Борис Пустоветов, Фарида Баутова... Увы, всех их уже нет среди нас. Вот о ком уж точно можно сказать, что положили свое здоровье на алтарь церкви.

Сегодня двери собора вновь открыты для всех без исключения посетителей - православных, представителей иных конфессий, атеистов. Вновь проводятся экскурсии, в которых сотрудники заповедника знакомят туристов с историей донского казачества, рассказывают о его быте и нравах. Но... надолго ли? После захвата здания собора между администрацией Ростовской области, Ростовской епархией, министерством культуры Ростовской области и казачьим обществом "Всевеликое Войско Донское" было заключено соглашение, согласно которому "ответственность за соблюдение режима сохранности объекта культурного наследия федерального значения и находящихся в нем музейных ценностей устанавливается за Ростовской епархией. Министерство культуры обязуется провести инструктаж ответственных лиц епархии за соблюдением режима использования объекта культурного наследия". Соглашение продлится до 1 декабря 2006 года. После назначенной даты здание Войскового собора будет передано епархии...

Казалось бы, инцидент улажен, стороны удовлетворены. Но это на первый взгляд. Большинство ростовчан по-прежнему не понимают: зачем нужно было в столь срочном порядке передавать собор-музей епархии? Вообще, зачем передавать? Ведь церковные службы в храме велись и прежде, только ценности, в нем хранящиеся, находились под бдительным присмотром музейных сотрудников, их сохранность обеспечивало государство. К тому же в небольшой станице Старочеркасской есть уже действующая церковь Во имя Донской Божьей Матери.

Да, правы казаки, Воскресенский собор - это памятник казачеству, его история. Но именно поэтому, не лучше ли, не правильнее ли было бы сохранить его за музеем? К тому же не стоит забывать и о том, что в соборе всегда, с самого его открытия, проводились не только церковные, но и гражданские службы, в нем хранился войсковой архив.

- Ограничить доступ к Старочеркасскому Войсковому собору как культурно-историческому памятнику - значит нарушить мое конституционное право на пользование собственностью государства, - заметила одна из музейных сотрудников.

К сожалению, она, как и многие теперь ее коллеги, попросила не называть имени. Боится. И этот страх, поселившийся в музейщиках, не делает чести никому: ни казакам, ни церкви, ни власти.

Об этом, как и в целом юридической правомочности составления соглашения, говорит руководитель Управления Росохранкультуры по Южному федеральному округу Татьяна Селедцова:

- Речь в соглашении велась о памятнике архитектуры федерального значения, а значит, относящегося к объектам культурного наследия российского народа в целом. Передачу религиозным организациям памятников культуры федерального значения должно осуществлять Федеральное агентство по культуре и кинематографии. Именно оно и должно определить, будет ли подобного уровня памятник истории и культуры передан епархии в собственность или в безвозмездное пользование. К тому же лицами, подписавшими соглашение, не затронуты вопросы, касающиеся судьбы музейных ценностей, находящихся в Воскресенском Войсковом соборе. Смогут ли служители церкви обеспечить сохранность иконостаса 1745 года, других реликвий даже после проведенного с ними музейными работниками инструктажа?

Кажется, после того памятного митинга и последовавших за них событий одна Татьяна Николаевна Селедцова не испугалась натиска казаков, выдержала, не сдала позиций. Ею были направлены письма, разъясняющие ситуацию, руководителю Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия Борису Боярскову, губернатору Ростовской области Владимиру Чубу, атаману Всевеликого Войска Донского Виктору Водолацкому...

Также в рубрике:

КОНФЛИКТ

МУЗЕЙНЫЕ ОБОРОТНИ

НАСЛЕДИЕ

ОБЩЕСТВО

ОБРАЗОВАНИЕ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;