Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 31 (7541) 10 - 16 августа 2006г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Ситуация"Страшный суд", или Донские казаки в поисках героическогоКОНФЛИКТНонна МИРЗАБЕКОВА
Вот уже почти месяц, как Старочеркасский Войсковой Воскресенский кафедральный собор невозможно назвать ни музеем, ни храмом. Хотя до 8 июля в нем умещались (а также мирно и полюбовно уживались) и музей, и храм. Все произошло, по свидетельству очевидцев, спонтанно. Внеочередной Казачий Войсковой круг был созван в Старочеркасске после драки между дагестанцами и русскими, случившейся в одном из ресторанов Сальска. Погиб один из парней. Казаки поначалу эмоционально обсуждали детали произошедшей трагедии. От дел страшных, но все же мирских перешли и к вопросам духовного характера. По рассказам очевидцев, около сотни разгоряченных страстными речами митингующих сорвалось с места. Пошли казаки мини-походом (расстояние от атаманского подворья, где проходил сбор, до Войскового собора - несколько десятком метров) на храм. Их возмутило, как выяснилось, то, что женская часть случившихся в тот день в Старочеркасске туристов одета, по мнению казаков, не подобающим для посещения собора образом - "в шортиках, бриджиках, с оголенными пупками". Дабы подобное искоренить на корню - сейчас и навсегда, - тут же на месте было принято решение вернуть собор-музей в лоно церкви. Впопыхах, изгоняя туристов, навешивая на двери храма замок, заперли и служительниц музея. Вызволили их лишь спустя три часа...
Заместитель атамана Всевеликого Войска Донского по идеологии Владимир Воронин на вопросы относительно правомочности подобных действий, напоминаний о том, что собор охраняется государством, ответил: "Храм - это наша казачья собственность. Когда мы чемоданы в камеру хранения сдаем, не говорим же, что отдаем их навечно..." Само сравнение храма с чемоданом уже дает повод усомниться в том, что человек, приводящий подобный аргумент, осознает меру ответственности, которую берет на себя. Не перед законом даже... Умолчим об этом. Перед самим собором. И факт этот дает еще больший повод для беспокойства. Тем более что прав абсолютно тот же Воронин, называя Старочеркасский Воскресенский собор святыней Дона. Напомним, что его называли "прадедом всех донцов". Выстроенный в 1709 году в тогдашней столице донского казачества Черкасске (былое название станицы Старочеркасской) Войсковой собор был первым на Дону каменным зданием. Деньги на строительство - 100 рублей - по легенде, пожаловал станичникам Петр Первый. Впрочем, сама идея строительства каменного собора ему и принадлежит. Ведь две прежние деревянные церкви сгубил пожар. Во вновь отстроенном соборе был возведен уникальный на юге России деревянный резной иконостас (третий по величине в России!). Иконы в нем были расписаны таким образом, что полуграмотные, а часто и вовсе неграмотные казаки и казачки могли, рассматривая их, точно Библию "читать" в картинках - со времен сотворения мира до Страшного суда. Позже, после того как было подавлено восстание Степана Разина, сюда же - в Черкасск - привезли и замуровали в стены храма кандалы и цепи донского бунтаря. Для устрашения и предупреждения мятежного казачьего духа. Не иначе... Все это - иконостас, цепи, другие исторические реликвии и ценности, впрочем, как и сам храм, - часть "Старочеркасского историко-архитектурного музея-заповедника". Комплекс памятников истории и культуры (более 40 объектов) вместил в себя едва ли не всю историю донского казачества. Это и Войсковой собор, вокруг которого разгорелись сегодня нешуточные страсти. Но это и шатровая колокольня, и подворья атаманов Ефремовых, и Преображенская церковь 1740 года со старинным кладбищем, где похоронены войсковые атаманы, герои 1812 года, и Петропавловская церковь 1749 года, в которой был крещен "вихрь-атаман" Матвей Платов, дом атамана Кондратия Булавина, десятки старинных казачьих домов XVIII - XIX веков. Все это дало повод внести Старочеркасский заповедник в международный туристский справочник ЮНЕСКО. Разумеется, включен заповедник и в "Список исторических городов (населенных пунктов) Российской Федерации, имеющих ценные градостроительные ансамбли, комплексы, древний культурный слой". Основанный в 1970 году по инициативе Михаила Шолохова, заповедник сегодня - один из самых посещаемых (если не самый посещаемый) туристский объект Дона. Это не может не радовать в первую очередь самих старочеркассцев. Ведь с приходом туристов в умирающую станицу стала возвращаться жизнь. Вот отчего так встревожил в первую очередь местных жителей неожиданный захват казаками собора, в котором, кстати говоря, молились императоры и атаманы, поэты (Пушкин) и художники (Суриков)... Ведь если не сохранять экспонаты собора-музея в надлежащем температурно-влажностном режиме, то очень скоро, по мнению директора заповедника Николая Калашникова, старинный иконостас погибнет. А ведь для реставрации его, возвращения к жизни и была создана более двадцати лет назад реставрационная группа, в которую входили замечательные донские мастера - Михаил Соколенко, Борис Пустоветов, Фарида Баутова... Увы, всех их уже нет среди нас. Вот о ком уж точно можно сказать, что положили свое здоровье на алтарь церкви. Сегодня двери собора вновь открыты для всех без исключения посетителей - православных, представителей иных конфессий, атеистов. Вновь проводятся экскурсии, в которых сотрудники заповедника знакомят туристов с историей донского казачества, рассказывают о его быте и нравах. Но... надолго ли? После захвата здания собора между администрацией Ростовской области, Ростовской епархией, министерством культуры Ростовской области и казачьим обществом "Всевеликое Войско Донское" было заключено соглашение, согласно которому "ответственность за соблюдение режима сохранности объекта культурного наследия федерального значения и находящихся в нем музейных ценностей устанавливается за Ростовской епархией. Министерство культуры обязуется провести инструктаж ответственных лиц епархии за соблюдением режима использования объекта культурного наследия". Соглашение продлится до 1 декабря 2006 года. После назначенной даты здание Войскового собора будет передано епархии... Казалось бы, инцидент улажен, стороны удовлетворены. Но это на первый взгляд. Большинство ростовчан по-прежнему не понимают: зачем нужно было в столь срочном порядке передавать собор-музей епархии? Вообще, зачем передавать? Ведь церковные службы в храме велись и прежде, только ценности, в нем хранящиеся, находились под бдительным присмотром музейных сотрудников, их сохранность обеспечивало государство. К тому же в небольшой станице Старочеркасской есть уже действующая церковь Во имя Донской Божьей Матери. Да, правы казаки, Воскресенский собор - это памятник казачеству, его история. Но именно поэтому, не лучше ли, не правильнее ли было бы сохранить его за музеем? К тому же не стоит забывать и о том, что в соборе всегда, с самого его открытия, проводились не только церковные, но и гражданские службы, в нем хранился войсковой архив. - Ограничить доступ к Старочеркасскому Войсковому собору как культурно-историческому памятнику - значит нарушить мое конституционное право на пользование собственностью государства, - заметила одна из музейных сотрудников. К сожалению, она, как и многие теперь ее коллеги, попросила не называть имени. Боится. И этот страх, поселившийся в музейщиках, не делает чести никому: ни казакам, ни церкви, ни власти. Об этом, как и в целом юридической правомочности составления соглашения, говорит руководитель Управления Росохранкультуры по Южному федеральному округу Татьяна Селедцова: - Речь в соглашении велась о памятнике архитектуры федерального значения, а значит, относящегося к объектам культурного наследия российского народа в целом. Передачу религиозным организациям памятников культуры федерального значения должно осуществлять Федеральное агентство по культуре и кинематографии. Именно оно и должно определить, будет ли подобного уровня памятник истории и культуры передан епархии в собственность или в безвозмездное пользование. К тому же лицами, подписавшими соглашение, не затронуты вопросы, касающиеся судьбы музейных ценностей, находящихся в Воскресенском Войсковом соборе. Смогут ли служители церкви обеспечить сохранность иконостаса 1745 года, других реликвий даже после проведенного с ними музейными работниками инструктажа? Кажется, после того памятного митинга и последовавших за них событий одна Татьяна Николаевна Селедцова не испугалась натиска казаков, выдержала, не сдала позиций. Ею были направлены письма, разъясняющие ситуацию, руководителю Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия Борису Боярскову, губернатору Ростовской области Владимиру Чубу, атаману Всевеликого Войска Донского Виктору Водолацкому... Также в рубрике:
|