Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 31 (7541) 10 - 16 августа 2006г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраПрощай, забытая Россия!Монументальная скульптура XVIII - начала XX века в Русском музее Елена ТИТАРЕНКО
В Государственном Русском музее любят и умеют работать с обширными пластами наследия прошлых эпох, стынущими в запасниках в ожидании интереса потомков. Долог список выставок, возвращавших имена или целые явления. Выставка "Забытая Россия" в Михайловском замке по масштабу и хронологии близка прошлогоднему проекту "Религиозный Петербург". Однако тема ее иная: проекты памятников и монументальная скульптура XVIII - начала XX века. Важное уточнение: созданы все экспонаты до 1917 года, а речь идет о тех произведениях монументального искусства, что были утрачены либо не осуществлены. В очередной раз ГРМ впервые выставил - сакраментальные слова! - богатейший историко-художественный материал из своих фондов. А это более ста экспонатов: забытые рисунки, гравюры, модели и уменьшенные повторения памятников, скульптурные проекты, медали, ворох уникальных фотоснимков. Отдельные страницы виртуального толстого тома, вкупе они дают бесценную картину развития монументальной пластики. Это и свидетельства важного направления в русской скульптуре в целом, находившейся то на подъеме, то на спаде; это и перечень образов и тем, два века занимавших русских художников (среди них крупнейшие мастера - И.П.Мартос, М.О.Микешин, А.М.Опекушин, И.Н.Шредер, В.А.Беклемишев, Л.В.Шервуд). Хотя преобладают императоры и герои сражений, отражены и другие стороны русской истории, например освоение Сибири Ермаком или кумиры в искусстве - Лермонтов, Врубель, Куинджи. Вдобавок вал публикаций нарастает, но достоверные факты в них переплетаются с легендами, и это заставляет ученых возвращаться к истории создания и бытования скульптуры, погибшей в последние 80 лет.
Век ХХI начался недавно, во многом мы еще следуем стандартам ХХ столетия. Продолжением процессов, начатых в 1990-е годы, можно считать нынешнюю ситуацию с монументами: за столетие страна умудрилась пережить три этапа собственной истории, бившей и по людям, и по памятникам. Монументы одной эпохи свергались, чтобы уступить место своим собратьям, но с иным знаком. Точнее, с иной "идейной нагрузкой". Ведь сперва большевики уничтожали "отрыжку царского режима", а затем и сами стали уничтожаемы: бесчисленные статуи Ленина, Кирова и иже с ними отправились вослед статуям Сталина, списанным в архив после ХХ съезда КПСС, кто в переплавку, кто в Парк скульптуры на Крымском Валу столицы. А кто и за рубеж в качестве экзотических раритетов - теперь уж и не счесть, сколько разрешений на вывоз бронзовых фигур вождя пролетариата в 1990-е было выдано экспертами Минкультуры! Всего-то и надо было признать эти скульптуры лишенными музейной ценности... Свалку выброшенных монументов устроили подле ЦДХ - там и сейчас обитают гранитный Сталин, когда-то стоявший в Сокольниках, огромные Дзержинский с Лубянки и Свердлов с Театральной площади, бесцветный Калинин с Нового Арбата, а лениных так и вовсе без счета. Зрелище было явно не для слабонервных, когда из тяжелых грузовиков краном вытаскивали статуи, а те, зависая над газонами, будто грозили нам, обещая отомстить за непочтительность... Но эта картинка побуждала задуматься и о том, как обстояло дело на 70 лет раньше. Под ленинский "план монументальной пропаганды" (теперь его легко называть вредоносным, но он служил руководством к действию властным структурам не одного поколения) обе столицы, древнюю и Северную, и много прочих городов "почистили" так, будто у страны и не было тысячелетней истории - лишь одиночные события и персонажи... Все, что в Москве осталось от прежних времен, можно сосчитать по пальцам: Минин и Пожарский на Красной площади, Пушкин, печальный Гоголь, Достоевский на Божедомке, первопечатник Иван Федоров на Моховой, памятник героям Плевны... Ах да, есть еще Пирогов на Большой Пироговке, Лев Толстой во дворе музея, доктор Гааз и кладбищенская скульптура, мемориальная: ей повезло чуть больше, но цензуре подвергли и ее. А на Тверской снесли безжалостно даже монумент Скобелеву, воину невероятной храбрости, чтобы водрузить на его место обелиск первой советской конституции, вскоре сгинувший, - только голова Свободы чудом оказалась в Третьяковке, нелегально вывезенная на саночках с Советской площади, которую после войны украсил Юрий Долгорукий. Зачем сносили памятники царям, даже спрашивать смешно. Вызывает удивление другое - почему пощадили то немногое, что осталось: например, в Питере у Михайловского замка так и стоит растреллиевский Петр с надписью "Прадеду - правнук". Конный монумент Николаю I на Исаакиевской площади еще в советское время показывали гиды, подчеркивая, что он оставлен в силу уникальности (две точки опоры). Медный всадник и Александрийский столп тоже, вероятно, проходили по разряду шедевров, а может, их просто побоялись трогать: чудо техники! Екатерину Великую перед Александринским театром, скорее всего, спасли многочисленные деятели культуры, в окружении которых Микешин изобразил императрицу, та же история - с памятником "Тысячелетие России" в Новгороде. Спасением для Александра III на тяжелом, упирающемся битюге (яркий образ России в интерпретации "русского итальянца" Паоло Трубецкого) стали насмешки над монументом: "На площади комод, на комоде бегемот, на бегемоте обормот". В 1937-м конную статую перетащили со Знаменской площади в закрытый дворик Русского музея, где самый крупный экспонат собрания скульптуры ГРМ долго лежал на боку и откуда уже после перестройки перебрался к Мраморному дворцу. Этот шедевр не только отечественного, но и мирового искусства удалось сохранить именно благодаря передаче в музей! С Суворовым И.Козловского, Кутузовым и Багратионом перед Казанским собором, с Крыловым П.Клодта в Летнем саду и грустным Пушкиным в Царском Селе все более или менее ясно - герои войн да прогрессивные литераторы. Надо ли перечислять далее то немногое, что нам оставлено на память о монументах старой России? Между тем памятников было много, и разных: царям, полководцам, поэтам. Необязательно шедевры, их не так уж много по всему свету - не все ведь были такие мастера монументального жанра, как Донателло и Верроккьо, и не всегда была эпоха Ренессанса. Однако стоят же себе короли и политики, музыканты и художники в разных городах и весях, порой образуя занятные группы в пределах одной площади! Уживаются даже те, кому отрубили голову, с теми, кто отдал приказ палачу. И в любой столице, будь то Рим, гордый античной статуей Марка Аврелия, не раз горевший Лондон или легкомысленный Париж, многовековую историю скульптуры можно изучать прямо на улице. А у нас... Правда, есть музеи, всегда готовые вытащить из запасников столько прелюбопытного материала, что никаких залов не хватит показать все эти сокровища. Говорят, богатейшие и неведомые фонды - это наш, российский феномен: в прочих странах на своей истории делают и бизнес, и деньги, нещадно сдираемые с туристов, и паблисити. При этом запасникам отводят роль подсобки - как можно прятать то, на что готовы смотреть толпы! Выставленное в ГРМ рассказывает не только о столицах - тут и Екатеринодар, и Хабаровск, а также Самара, Таганрог, Новочеркасск. Даже Кишинев, Тифлис, Киев и Варшава. Словом, вся империя Российская, воевавшая, расширявшая территории, развивавшая науку. Сюжеты порой раскручиваются, оттолкнувшись от старого фото несохранившегося монумента - флотоводцу М.П.Лазареву в Севастополе или Екатерине II в Екатеринославе со снимка из коллекции императора Александра III (знаменитая "медная бабушка" была в 1780-е годы исполнена в Германии, долго обреталась в безвестности в фамильном владении Гончаровых и лишь в 1846-м превратилась в монумент). Порой исследователя увлекает рисунок с нереализованным проектом или эволюция замысла воплощенного: скажем, работа над памятниками баснописцу И.Крылову для Летнего сада или все тому же Николаю I включала в себя и восковые модели, чудом уцелевшие и крайне хрупкие. Иногда комплекс материалов позволяет судить о поисках целой группы скульпторов, как "Альбом А.М.Опекушина", содержащий конкурсные проекты памятника императору Александру II в Московском Кремле. Даже жителям Петербурга почти неизвестно о замысле убранства Благовещенского (Николаевского) моста. Этим проектом в 1850-х годах с увлечением занимался Н.С.Пименов, но работы прервала нехватка денег на отливку уже готовых скульптурных групп. На выставку попал поздний бронзовый отлив аллегорической композиции "Киев", которая символизировала "Торжество христианства", а воссоздать историю неосуществленного ансамбля помогли архивные документы. Подчас истории петербургских памятников, особенно царских, похожи на детектив: так, колоссальный портрет Александра I, вылепленный И.Мартосом и высеченный в мраморе Б.Орловским, в 1822 году стал первым императорским монументом в интерьере Биржи на стрелке Васильевского острова. А в 1919 году ставшие там лишними бюсты Александра I и его брата Николая I так надежно спрятали в фондах Русского музея, что шедевр Мартоса был впервые опубликован только в 2005-м! Но больше всех (конечно, после Петра I) в старой России чтили Царя-Освободителя, и поучителен случай с бронзовым бюстом Александра II, который выставлен впервые. Попал он в ГРМ в 1959 году с Васильевского острова, где был найден в земле при строительных работах на том месте, где находился "Городской училищный дом в память 19 февраля 1861 года". Недавно именно этот портрет избрала образцом комиссия, искавшая в фондах музея модель для монумента перед штаб-квартирой Банка России по Санкт-Петербургу. Бронзовый отлив с экспоната ГРМ и стал памятником, который был открыт год назад к 145-летию основания Александром II Государственного банка России. А вот мраморный колосс работы М.Антокольского - памятник Александру III (1897 - 1899) - вряд ли кто-нибудь рискнет повторить. Статуя Царя-Миротворца, исполненная специально для только что открытого тогда Русского музея императора Александра III, побывала в 1900 году в Париже, а потом долго стояла в Казанском соборе, превращенном в Музей истории религии и атеизма, и лишь недавно была водворена в стены "своего" музея. Инженерный замок отныне служит хранилищем русской скульптуры - ее коллекция в ГРМ не имеет себе равных. Что же касается русской монументальной пластики, ее история все еще пишется, и далеко не с чистого листа... Также в рубрике:
|