Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 31 (7541) 10 - 16 августа 2006г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ТеатрЧто за жизнь на Мадагаскаре?Гастроли Вильнюсского Малого театра в Москве Наталия КАМИНСКАЯ
Режиссер Римас Туминас, хорошо знакомый москвичам, собрал на свои пять спектаклей невероятное для конца июля число зрителей. В зале Театра им. Маяковского можно было увидеть едва ли не всех московских критиков, непривычное число столичных актеров и режиссеров. Хочется думать, что не график отпусков тому причиной, а интерес к Туминасу и его актерам. Оказалось, не важно, что "Маскараду", так пленившему в свое время Москву, уже около восьми лет, "Вишневому саду" - и того больше, а "Три сестры" или "Мадагаскар" поставлены совсем недавно. Нет, отдельные акценты и даже общая интонация "Вишневого сада" звучали сегодня архаично. Но это были верные акценты и интонации, в них не было фальши, притворства, умничанья. Или вот "В ожидании Годо" С.Беккета - тоже не новый спектакль. Странные человеки Владимир (А.Дапшис), Эстрагон (А.Жебраускас), Поццо (М.Цапас) так психологически достоверно проживали абсурдные обстоятельства, так одушевленно и понятно это делали, что и абсурда как бы уже не было. Не хватало чего-то: то ли остранения, то ли некоей сверхидеи, витающей над этим бесконечным ожиданием метафизического Годо. Так играли в прошедшем уже времени, когда европейский (да и русский) театр, взявшись заново осмыслить классический абсурд, услышал в нем бездны психологических оправданий и логических объяснений. Но этот плюсквамперфект не только не раздражал, напротив, вселял ощущение гармонии. Вот слово "гармония", вероятно, вернее всего обозначит послевкусие от гастролей Вильнюсского Малого театра. И не потому, что в отдельных спектаклях не было изъянов. А оттого, что пять вечеров подряд перед нами играл настоящий театр: с глубиной замысла и остротой чувства; с отчетливо национальной природой мышления, которую тем не менее не надо разгадывать, как ребус; с исключительно талантливой труппой и доброй режиссерской волей.
Добрая воля Туминаса - отнюдь не в отсутствии жесткого приема. В "Вишневом саде" нависающий над героями деревянный потолок еще задолго до "лопнувшей струны" внезапно проламывается, ощерившись обломками старых досок. В лермонтовском "Маскараде" с его странными зимними просторами, огромными шарами снега и пустым пьедесталом, собравшим, будто на островке, героев романтической драмы, сколько его ни смотри, хочется разбираться, искать новые смыслы. А в "Трех сестрах" так мало привычных нам меланхолии и тоски, столько неожиданной жизненной силы, причем не только в невестке Наташе (И.Кветкуте), а именно в сестрах Прозоровых (В.Бутите, В.Бичкуте, Э.Латенайте), что мы будто заново читаем чеховскую пьесу. Так вот, добрая воля Римаса Туминаса - в самой методе сочинения спектакля. Поди попробуй постичь эту тайну, но остается впечатление бескрайнего доверия и к автору, и к собственной фантазии, и к актерским возможностям, и к зрительской понятливости. Тут, если хотите, демократия без популизма, или диктат без тоталитаризма, или все вместе. То самое метафорическое мышление, которым так славится литовский театр, у Туминаса не взыскует к головоломному труду разгадывания. Метафоры эффектно смотрятся и внятно читаются, а режиссер при этом будто бы и не комплексует, не боится показаться не слишком сложным. Не сталкивает менталитеты, не смотрит сумрачными литовскими глазами на сопредельные российские пространства, а знай себе возделывает свою почву. Отточенная пластика актеров, графическая ясность мизансцен - явный результат немалых трудов. Ан труда не чувствуется, сцены смотрятся легко, и от них веет вдохновением. Особая статья - "Мадагаскар" современного литовского автора М.Ивашкявичюса. Сам Туминас, казалось бы, не особо жалует новую драму, предпочитает классику. А тут не то что поставил современную пьесу, но даже сам подкинул автору ее тему. Пьеса вышла с обычными новодрамовскими признаками недовершенных, схематичных ситуаций и досадных длиннот. А вместе с тем она живая, тонкая, одновременно актуальная и притчевая, смешная и горькая. Про (ни больше ни меньше) парадоксы литовской национальной самоидентификации. Про раздувшиеся, подобно флюсу, амбиции малого народа. Про его родовые качества, про подлинные и ложные векторы стремлений и упований. На самом-то деле "Мадагаскар" - отчаянная песнь о любви. "Ах! если любит кто кого, зачем ума искать и ездить так далеко?" - сказано у Грибоедова. В общей сложности о том же - у ибсеновского "Пер Гюнта". Так, между фьордами и равнинами, лесами и морем живут литовцы, которых подлинная историческая личность Казис Пакштас мечтал в ХХ веке переселить в Африку "для укрепления народности". Девчонки с хутора отправляются в Париж, Казимерас Покштас (так в чуть измененном виде звучит имя героя) одержим национальными идеями, в результате все оказываются у родного балтийского побережья, где могли бы еще в юности обрести любовь да счастье. Пьеса писана смешным, стилизованным под эпос языком. В русском переводе все это звучит как некая смесь былинных сказаний, социалистических проповедей и литературного языка Андрея Платонова. Сыграть историю с такой беспощадной иронией к заблуждениям собственного народа и с такой горячей любовью к его истинной сути мог только сам представитель этого народа. Однако русский зритель при этом от души смеется и печалится вовсе не над литовцами, а над самим собой, ибо национальное в "Мадагаскаре" отзывается общечеловеческим. Завиральное прорастает беспомощностью людей перед реалиями жизни. Покштас в блестящем исполнении Р.Циценаса - это и Тиль Уленшпигель, и Иван-дурак, взрывная смесь архетипа с нашим незадачливым современником. Для привычного нам нового театра в этом спектакле Туминаса слишком много внутреннего света. А для традиционного - слишком много свободы и изобретательности. Впрочем, к чему ярлыки, когда перед нами просто живой, осмысленный и темпераментный театр, со спектаклей которого не уходишь равнодушным? Также в рубрике:
|