Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 31 (7541) 10 - 16 августа 2006г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Театр

Что за жизнь на Мадагаскаре?

Гастроли Вильнюсского Малого театра в Москве

Наталия КАМИНСКАЯ
Фото Михаила ГУТЕРМАНА


Сцена из спектакля "Три сестры"

Режиссер Римас Туминас, хорошо знакомый москвичам, собрал на свои пять спектаклей невероятное для конца июля число зрителей. В зале Театра им. Маяковского можно было увидеть едва ли не всех московских критиков, непривычное число столичных актеров и режиссеров. Хочется думать, что не график отпусков тому причиной, а интерес к Туминасу и его актерам.

Оказалось, не важно, что "Маскараду", так пленившему в свое время Москву, уже около восьми лет, "Вишневому саду" - и того больше, а "Три сестры" или "Мадагаскар" поставлены совсем недавно. Нет, отдельные акценты и даже общая интонация "Вишневого сада" звучали сегодня архаично. Но это были верные акценты и интонации, в них не было фальши, притворства, умничанья. Или вот "В ожидании Годо" С.Беккета - тоже не новый спектакль. Странные человеки Владимир (А.Дапшис), Эстрагон (А.Жебраускас), Поццо (М.Цапас) так психологически достоверно проживали абсурдные обстоятельства, так одушевленно и понятно это делали, что и абсурда как бы уже не было. Не хватало чего-то: то ли остранения, то ли некоей сверхидеи, витающей над этим бесконечным ожиданием метафизического Годо. Так играли в прошедшем уже времени, когда европейский (да и русский) театр, взявшись заново осмыслить классический абсурд, услышал в нем бездны психологических оправданий и логических объяснений. Но этот плюсквамперфект не только не раздражал, напротив, вселял ощущение гармонии.

Вот слово "гармония", вероятно, вернее всего обозначит послевкусие от гастролей Вильнюсского Малого театра. И не потому, что в отдельных спектаклях не было изъянов. А оттого, что пять вечеров подряд перед нами играл настоящий театр: с глубиной замысла и остротой чувства; с отчетливо национальной природой мышления, которую тем не менее не надо разгадывать, как ребус; с исключительно талантливой труппой и доброй режиссерской волей.

Сцена из спектакля "В ожидании Годо"

Добрая воля Туминаса - отнюдь не в отсутствии жесткого приема. В "Вишневом саде" нависающий над героями деревянный потолок еще задолго до "лопнувшей струны" внезапно проламывается, ощерившись обломками старых досок. В лермонтовском "Маскараде" с его странными зимними просторами, огромными шарами снега и пустым пьедесталом, собравшим, будто на островке, героев романтической драмы, сколько его ни смотри, хочется разбираться, искать новые смыслы. А в "Трех сестрах" так мало привычных нам меланхолии и тоски, столько неожиданной жизненной силы, причем не только в невестке Наташе (И.Кветкуте), а именно в сестрах Прозоровых (В.Бутите, В.Бичкуте, Э.Латенайте), что мы будто заново читаем чеховскую пьесу. Так вот, добрая воля Римаса Туминаса - в самой методе сочинения спектакля. Поди попробуй постичь эту тайну, но остается впечатление бескрайнего доверия и к автору, и к собственной фантазии, и к актерским возможностям, и к зрительской понятливости. Тут, если хотите, демократия без популизма, или диктат без тоталитаризма, или все вместе.

То самое метафорическое мышление, которым так славится литовский театр, у Туминаса не взыскует к головоломному труду разгадывания. Метафоры эффектно смотрятся и внятно читаются, а режиссер при этом будто бы и не комплексует, не боится показаться не слишком сложным. Не сталкивает менталитеты, не смотрит сумрачными литовскими глазами на сопредельные российские пространства, а знай себе возделывает свою почву. Отточенная пластика актеров, графическая ясность мизансцен - явный результат немалых трудов. Ан труда не чувствуется, сцены смотрятся легко, и от них веет вдохновением.

Особая статья - "Мадагаскар" современного литовского автора М.Ивашкявичюса. Сам Туминас, казалось бы, не особо жалует новую драму, предпочитает классику. А тут не то что поставил современную пьесу, но даже сам подкинул автору ее тему. Пьеса вышла с обычными новодрамовскими признаками недовершенных, схематичных ситуаций и досадных длиннот. А вместе с тем она живая, тонкая, одновременно актуальная и притчевая, смешная и горькая. Про (ни больше ни меньше) парадоксы литовской национальной самоидентификации. Про раздувшиеся, подобно флюсу, амбиции малого народа. Про его родовые качества, про подлинные и ложные векторы стремлений и упований. На самом-то деле "Мадагаскар" - отчаянная песнь о любви. "Ах! если любит кто кого, зачем ума искать и ездить так далеко?" - сказано у Грибоедова. В общей сложности о том же - у ибсеновского "Пер Гюнта". Так, между фьордами и равнинами, лесами и морем живут литовцы, которых подлинная историческая личность Казис Пакштас мечтал в ХХ веке переселить в Африку "для укрепления народности". Девчонки с хутора отправляются в Париж, Казимерас Покштас (так в чуть измененном виде звучит имя героя) одержим национальными идеями, в результате все оказываются у родного балтийского побережья, где могли бы еще в юности обрести любовь да счастье. Пьеса писана смешным, стилизованным под эпос языком. В русском переводе все это звучит как некая смесь былинных сказаний, социалистических проповедей и литературного языка Андрея Платонова. Сыграть историю с такой беспощадной иронией к заблуждениям собственного народа и с такой горячей любовью к его истинной сути мог только сам представитель этого народа. Однако русский зритель при этом от души смеется и печалится вовсе не над литовцами, а над самим собой, ибо национальное в "Мадагаскаре" отзывается общечеловеческим. Завиральное прорастает беспомощностью людей перед реалиями жизни. Покштас в блестящем исполнении Р.Циценаса - это и Тиль Уленшпигель, и Иван-дурак, взрывная смесь архетипа с нашим незадачливым современником. Для привычного нам нового театра в этом спектакле Туминаса слишком много внутреннего света. А для традиционного - слишком много свободы и изобретательности. Впрочем, к чему ярлыки, когда перед нами просто живой, осмысленный и темпераментный театр, со спектаклей которого не уходишь равнодушным?

Также в рубрике:

ТЕАТР

КНИГИ

ЗАНАВЕС

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;