Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 31 (7541) 10 - 16 августа 2006г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
МузыкаСезон и его персоныРейтинг музыкально-театральных событий 2005/06 Дмитрий МОРОЗОВ
Музыкально-театральный сезон 2005/06 года завершен. В преддверии сезона нового, по традиции, мы обратились к обозревателям центральных и специальных изданий и независимым музыкальным и балетным критикам, а также постоянным авторам газеты "Культура" с просьбой ответить на вопросы анкеты: 1. Событие сезона 2. Антисобытие сезона 3. Тенденция сезона 4. Дебют сезона 5. Персона сезона
Дмитрий АБАУЛИН 1. Вопреки формулировке вопроса хочется назвать два события. Первое - два концерта оркестра Артуро Тосканини на июньском Фестивале симфонических оркестров мира. Под руководством Лорина Маазеля молодые музыканты предстали великолепно подготовленным коллективом, несущим мощный эмоциональный заряд. А пожилой маэстро, кажется, чувствует себя таким же молодым, как его музыканты. Второе событие - "Волшебная флейта" в постановке Ахима Фрайера в Новой Опере. Один из редких случаев, когда международный проект полностью оправдал ожидания. 2. "Волшебная флейта" в постановке Грэма Вика в Большом. Один из кумиров 90-х, автор замечательной постановки "Войны и мира" в Мариинке, поставил скучный, выморочный спектакль.
3. Тенденция не только нынешнего, но и нескольких предыдущих лет: возвращение крупных мастеров. Юрий Григорович, возобновивший в Большом "Золотой век", уже названные Ахим Фрайер и Лорин Маазель, Федосеев и Плетнев на концертной эстраде - вот люди, определяющие пульс культурной жизни. Никого равного им среди молодежи не видно. 4. Фестиваль симфонических оркестров мира. Первый был организован явно в спешке, теперь впереди год. При должном отношении фестиваль может стать важным культурным институтом. 5. Моцарт, сумевший доказать, что великой музыке никакие юбилеи не страшны.
Екатерина БЕЛЯЕВА 1. "Trois Gnossiennes" Ханса ван Манена с участием Ульяны Лопаткиной на Фестивале "Мариинский". Речь, конечно, не идет о глобальном культурном событии. Такого спектакля в балетном театре, на мой взгляд, в этом сезоне не сыграли. Но для меня эмоциональное переживание от выступления Ульяны в этой миниатюре на музыку Сати оказалось сродни приятнейшему ощущению открытия для себя нового хореографа. Убеждена, что эта вещица стала событием только благодаря уникальному дарованию Лопаткиной. 2. Драмбалетное направление в Мариинском театре, а именно "Шинель" и "Золотой век" Ноа Д.Гелбера. Второе и более серьезное антисобытие - возвращение очень некачественного спектакля Юрия Григоровича в Большой театр. 3. Приятная тенденция - понимание необходимости приглашения гостей для участия в оперных и балетных спектаклях как в Большом, так и в Мариинском театрах. В ситуации реконструкции Большого это просто необходимо для премирования зрителей, которые на неопределенное время потеряли возможность компенсировать качество происходящего на сцене великолепием обстановки. Такие guest-stars как Диана Вишнева, Полина Семионова, Иван Урбан заставили поверить в догму, что театр делают люди. 4. Сезон очень богат дебютами. Среди самых интересных - Мария Александрова - Раймонда, Светлана Захарова - Кармен (в хореографии Альберто Алонсо), Николай Цискаридзе - Хозе (в хореографии Ролана Пети), Иван Урбан - Оберон ("Сон в летнюю ночь"), Матье Ганьо - Базиль ("Дон Кихот"), Алина Кожокару - Аврора ("Спящая красавица"). 5. В очередной раз назову имена людей из Мариинского театра - Валерия Гергиева и Махара Вазиева, первого как вдохновителя, а второго как устроителя одного из самых интересных балетных фестивалей в мире. Они это делают уже много лет, но в этом году превзошли самих себя, подарив балетоманам встречу с главной звездой мировой балетной сцены, этуалью Парижской Оперы Матье Ганьо.
Екатерина БИРЮКОВА, "Известия" 1. Новосибирский Моцарт. Имеются в виду "Свадьба Фигаро" и "Так поступают все женщины" с Теодором Курентзисом за пультом. 2. "Милосердие Тита" в исполнении "Геликон-оперы" режиссера Дмитрия Бертмана и дирижера Владимира Понькина в зале Чайковского. 3. Все взялись за оперного Моцарта, и оказалось, что не так уж он недоступен нашим музыкантам, как это принято было считать. Выяснилось, что моцартовские голоса надо искать среди молодежи. Они там есть. 4. Анна Аглатова и Вероника Джиоева - две находки, не могу выбрать. Обе участвовали в новосибирском Моцарте, а Аглатова, кроме того, отлично поет во "Флейте" Большого. 5. Теодор Курентзис.
Вадим ГАЕВСКИЙ, "Театр" 1. Реконструированная "Спящая красавица" Мариуса Петипа с Алиной Кожокару в главной партии в рамках весеннего Мариинского фестиваля. 2. Восстановленный балет "Золотой век" в Большом театре. 3. Их, как мне кажется, две. Первая: появление новых имен хореографов на афише Большого и Мариинки; вторая - появление старых одиозных имен хореографов на афише Большого и в планах Мариинского театра. 4. Наталья Осипова в балете "Дон Кихот" в Большом театре. 5. Сценограф Ханс Дитер Шааль, сопостановщик "Золушки" в Большом театре.
Анна ГОРДЕЕВА, "Время новостей", "Time out Москва" 1. Их было много. Прежде всего - Мариинский фестиваль, три его замечательных вечера: "Дон Кихот" с Матье Ганьо, бенефисы Николая Цискаридзе и Игоря Зеленского. Затем - гастроли двух дивных балерин в Большом: Полины Семионовой и Дианы Вишневой. Три балерины Большого, ставшие отличными Золушками: Светлана Захарова, Екатерина Шипулина и Екатерина Крысанова. Гастроли театра Евгения Панфилова. Приезд спектакля Каролин Карлсон "Тигры в чайном домике". "Элион" Аттилы Гергейи на фестивале "Цех". И выход отечественного современного танца в новое качество - дуэт Анны Абалихиной и Дины Хусейн, стабильная жизнь их первого спектакля "Мухи" и более чем успешная премьера "Вместо моей мечты". 2. Глобальных антисобытий не было. Ну "Золотой век" в Большом - так этот нафталинный опус просто скучен, но не страшен. 3. Руководство и Большого, и Мариинского театров пыталось строить балетный репертуар, выбирая музыку, а не балетмейстеров. Подход не самый разумный - великим балетмейстерам (от Петипа до Бежара) случалось ставить шедевры и на совершенно мусорную музыку. А вот гениальная музыка еще ни одного невеликого балетмейстера не спасла. 4. Мария Александрова в "Раймонде". 5. Пожалуй, Диана Вишнева. Перспектива ее перехода в Большой театр подвигла к дружному протесту московских балерин.
Тамара ГРУМ-ГРЖИМАЙЛО 1. Фестиваль симфонических оркестров мира в Колонном зале. Программы и организация фестиваля, не говоря уж о его финансировании и патронировании на уровне президентских структур, вселяют надежду на распространение проекта и на следующие сезоны. А щедро возвращенный слушателям и гостям столицы Колонный зал, с его великолепной акустикой и торжественным интерьером, после этого события не может вновь стать "мертвой зоной" на музыкальной карте Москвы. Фестиваль CRESCENDO Дениса Мацуева и Давида Смелянского. 2. Ссора Большого театра с Мстиславом Ростроповичем в канун премьеры оперы "Война и мир". 3. Обилие опер в концертном исполнении. В этом преуспели многие известные дирижеры, начиная с Валерия Гергиева, кончая Теодором Курентзисом. Параллельно наблюдается противоположная тенденция - к театрализации ораториального жанра. Яркий пример - премьера оратории-мистерии "Жанна д'Арк на костре" Артюра Онеггера в ММДМ в постановке режиссера Кирилла Серебренникова на фестивале "Владимир Спиваков приглашает..." 4. 22-летний тенор Георгий Проценко в спектаклях Центра оперного пения Галины Вишневской "Фауст" и "Иоланта" (в партиях Фауста и Водемона). 5. Гениальный музыкант и дирижер Лорин Маазель.
Лейла ГУЧМАЗОВА, "Ваш досуг" 1. Спасибо обществу "Друзья Большого балета": только что московские балетоманы предупредительно прислали критикам список всех хореографических происшествий сезона. Ни одно из них событием не назовешь. Но если предпочитать... "Пьеса без слов" Мэттью Борна все-таки принадлежит минувшему сезону, и по силе высказывания сравнить с ней нечего. Премьеры и возобновления в Большом оказались, скажем так, невзрачны. Балетные новинки "второго эшелона" грешили дурным вкусом и просто глупостью: на казусы вроде "Мартина Лютера" изначально было жаль тратить время, а пышно обставленный "Синий бог" очень разочаровал. Сравнительно с собратьями нескучным был Гала "Дон Кихот" на юбилее Майи Плисецкой: китайские акробаты, выкидывающие тройные фортели под ударные пассажи "Дон Кихота", были прекрасны. А под занавес сезона по-настоящему порадовали "Тигры в чайном домике" Каролин Карлсон. Изящное восточное эссе от абсолютно западной фемины - чудный пример расширенного сознания. Из фрагментарных оперных впечатлений. Провальная "Война и мир" в Большом не умалила радости от удалой "Волшебной флейты". Очевидно, что "Флейта" - новое слово только в наших широтах. Но поскольку вокруг Большого время от времени возникают призывы к "собственному пути", появление такого Моцарта очень радует. 2. Такая ровная череда серятины, что выделять из нее антисобытие - много чести. 3. Во-первых, семимильные шаги балета в сторону поп-вкусов. Китчевый стиль Бориса Эйфмана становится ориентиром для подражания, что было особенно заметно на "Золотой Маске", когда за "Анной Карениной" из Петербурга публику потрясли буйством красноярские "Ромео и Джульетта". Важно: при сходном подходе в красноярцах чувствовался чистосердечный драйв, а в петербуржцах - дикая усталость и фальшь. Удручает состояние современного танца. Что-то происходит: хлопают "Двери", летают "Мухи", хлопают ушами "Белые ослики", но открытий нет. 4. Похоже, лучшим дебютом станет Кармен Марии Александровой, но ставить опытную балерину в ряд дебютанток, да еще в партии, которая ей давным-давно "по ногам", как-то неловко. 5. Как ни банально - Майя Плисецкая. Можно назвать персоной 100-летнего патриарха жанра Игоря Моисеева. Но именно Майя блеснула гармонией: в юбилейных эмоциях на фестивале имени себя она выдержала идеальную пропорцию сантиментов и царственности.
Наталья ЗИМЯНИНА, "Вечерняя Москва" 1. Конечно, по масштабу ничто не сравнится с концертами великих дирижеров на Фестивале симфонических оркестров в Колонном зале. Фестиваль выскочил как черт из табакерки, а запомнится навсегда. Чтобы за неделю услышать и Зубина Мету, и Лорина Маазеля, и Мюнг Ван Чунга - это для нас что-то невероятное. Хочется надежного продолжения. И все-таки еще. Во-первых, неожиданная авангардная "Норма" в Новой Опере в постановке Йосси Вилера и Серджо Морабито. Во-вторых, все, наверное, забыли, какую шикарную, совершенно неавангардную "Аиду" Дзеффирелли привозили в октябре! И спектакль, и сам режиссер, пресс-конференция, превращенная им в спектакль, незабываемы. 2. Исторически-анекдотичный концерт "восходящих звезд Ла Скала" в Доме музыки. "Волшебная флейта" Моцарта в Новой Опере в постановке Ахима Фрайера. Но еще больше расстроила и раздражила натужной претенциозностью недавняя премьера оперы Моцарта "Cosi fan tutte" в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко. 3. Московская филармония восстает не просто из пепла, но из пыли. Какие концерты! Какие абонементы! Родной филармонический Зал им. Чайковского, возможно, скоро переплюнет все другие по престижности. 4. Что и говорить, идея скопом представить молодых дирижеров с Национальным филармоническим оркестром была очень хороша. Надо надеяться, даст свои плоды. 5. Как минимум две. Дирижер Теодор Курентзис, ставший просто новым кумиром. Что ни работа - то давка в фойе истеричных девушек в декольте. А работы-то серьезные: "Орфей и Эвридика", "Свадьба Фигаро", "Cosi fan tutte", "Дон Жуан"... Михаил Плетнев, проводящий потрясающие "Бетховенские Академии" в далеком зале "Оркестрион" на улице Гарибальди.
Сергей КОРОБКОВ 1. Фестиваль "Владимир Спиваков приглашает..." как цельный и художественно самодостаточный мир. 2. Таких не бывает: все, что публично, - уже событие. Вопрос некорректен по отношению к усилиям творческих людей и к ним самим. Хотя, положа руку на сердце, если кидать камень в чей-то огород, то в "свой": отечественная критика превратилась в попсу и как профессиональный институт больше не выглядит самой лучшей в мире. Множество необразованных людей, называемых "критиками", продолжают заниматься унижением и зрителей (в коих никого, кроме как обывателей, не видят), и профессионалов (которых ничтоже сумняшеся превращают в предмет для самовыражения). 3. Распутица в художественных умах - раз; оперный застой (в отличие от балетного) - два; неполезный административно-менеджментский диктат в столичных и провинциальных театрах (примеров несть числа) - три, а может быть - "раз"! 4. Виктория Терешкина и Дмитрий Семионов из Мариинского театра - в конкурсе "Арабеск"-2006 в Перми; Денис Матвиенко - в Большом театре. 5. Майя Плисецкая forever!
Екатерина КРЕТОВА, "МК" 1. "Путешествие в Реймс" Мариинского театра на "Золотой Маске". 2. Посвящение юбилею Шостаковича премьеры оперетты "Москва, Черемушки" в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. Не сама по себе премьера, а тот факт, что именно ее театр посвятил этой дате. 3. Выстраивать концертное пространство под эгидой двух дат - Моцарта и Шостаковича. 4. Андрей Серов в "Геликон-опере". 5. Теодор Курентзис (хотя, на мой взгляд, это во многом искусственно созданная фигура).
Евгения КРИВИЦКАЯ 1. Прошедший сезон выдался столь насыщенным и разнообразным, что остановиться на чем-то одном просто невозможно. Событиями огромного художественного значения стали и "Бетховенские академии" Михаила Плетнева, и симфонии Шостаковича в интерпретации Валерия Гергиева на Пасхальном фестивале. Наверное, сюда можно прибавить недавний Фестиваль симфонических оркестров мира. Я назвала циклы, но были и отдельные концерты, как, к примеру, выступление Анны Нетребко и Роландо Вильясона в КЗЧ, доставившее огромное эстетическое наслаждение. 2. Пожалуй, премьера оперы "Война и мир" Прокофьева в Большом театре без Мстислава Ростроповича. 3. Тенденций много. Например, общее стремление сделать ставку на качество, а не на имена. Конечно, так удавалось далеко не всегда. Но такие работы "Геликон-оперы", как "Рита" Доницетти или "Так поступают все" в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, где была представлена нераскрученная, но очень талантливая молодежь, свидетельствуют о правильности такого подхода. Работа над качеством слышна и в ведущих московских оркестрах - ГАСО, РНО, НФОР, БСО сейчас являются лидерами высочайшего класса. Отчетливо прослеживалось стремление приглашать иностранных дирижеров - узких специалистов в той или иной области. Этот подход, присутствующий долгое время только в репертуарной политике РНО, теперь переняли и в НФОР, и в БСО. Приятно было увидеть такие новые имена, как Ион Марин (Австрия), Арилд Реммерайт (Норвегия), продолжить общение с Владимиром Юровским, Мишелем Плассоном. 4. Мюнг Ван Чунг - потрясающий дирижер Оркестра Радио Франции, который, безусловно, имеет мировую репутацию, но в России выступил впервые. 5. В.Моцарт и Д.Шостакович, чьи юбилеи будут отмечаться и дальше.
Майя КРЫЛОВА, "Независимая газета" 1. Юбилей Майи Плисецкой. Выступления Полины Семионовой (Балет Берлина) и Дианы Вишневой (Мариинский театр) в балете ГАБТа "Лебединое озеро". 2. Склоки и отсутствие корпоративной этики в балетной труппе Большого театра. Поход 9 ведущих балерин ГАБТа к директору с целью не допустить на сцену талантливую конкурентку из другого театра. Очень слабый выпускной концерт московской Академии хореографии. Провальный "Золотой век" в Мариинском театре. 3. Сезон как сезон. 4. Наталья Осипова (Китри, "Дон Кихот"). Екатерина Крысанова (Люська, "Золотой век"). Светлана Лунькина (Зина, "Светлый ручей"). Вячеслав Лопатин (Шут в "Лебедином озере") - Большой театр. 5. Майя Плисецкая. Игорь Моисеев.
Татьяна КУЗНЕЦОВА, "Коммерсантъ" 1. "Игра в карты" (Большой театр), "Шинель" (Мариинский театр), Гала "Дон Кихот" в Кремлевском дворце к 80-летию Майи Плисецкой, гастрольный спектакль Мэттью Борна "Пьеса без слов". 2. Самое яркое - "Синий бог". 3. Не просматриваю. 4. Денис Матвиенко в репертуаре Большого, Евгения Образцова и Денис Сарафанов в "Ундине" Мариинского театра. 5. Майя Плисецкая, встряхнувшая Москву своим юбилеем.
Виолетта МАЙНИЕЦЕ 1. Фестиваль, посвященный 80-летию Майи Плисецкой в Большом. Балетный фестиваль "Мариинский 2006". 2. Премьера балета "Золотой век" в постановке Ноа Д. Гелбера в Мариинском театре, откровенный провал, поражающий воображение своей бездарностью. 3. Как всегда, мало новых интересных постановок. Исполнительский уровень артистов намного выше уровня постановщиков. Не востребован потенциал многих артистов. Можно только приветствовать, что и в Большом, и в Мариинском театрах были показаны работы молодых хореографов. 4. Дебюты Натальи Осиповой в партии Китри ("Дон Кихот", Большой театр), Евгении Образцовой (Ундина) и Леонида Сарафанова (Маттео) в "Ундине" (Мариинский театр), Андрея Иванова (Акакий Акакиевич) и Ислома Баймурадова (Петрович, портной) в балете "Шинель" (Мариинский театр). 5. Балетная труппа Мариинского театра.
Алла МИХАЛЕВА 1. К сожалению, не вижу в обозримом пространстве ничего такого, что можно было бы назвать "событием". 2. Если имеется в виду грандиозный провал, "тянущий" на "событие" со знаком минус, то сезон был на редкость тусклым, во всяком случае на территории столицы. И если вопрос понят правильно, то как не было события, так и не было того, что можно назвать его антонимом. 3. Наверное, те девять-десять месяцев, кои он длится - слишком малый срок, дабы серьезно говорить о тенденциях, хотя бы намечающихся. 4. Это было бы уже событием, но такового назвать не могу. 5. Не знаю, корректно ли говорить как о "персоне" об ушедшем человеке... Но гастроли Балета Евгения Панфилова в Москве вновь так мощно высветили его личность, по сей день питающую театр своей силой и энергетикой, что назвала бы его.
Марина НЕСТЬЕВА, "Музыкальная академия" 1. Трактовка Валерием Гергиевым и оркестром Мариинского театра партитуры "Тристана и Изольды" Вагнера. 2. "Волшебная флейта" на сцене Большого театра. 3. Ухудшающееся с угрожающей быстротой звучание музыки в музыкальном театре (кроме Мариинского театра). Это красноречиво продемонстрировал последний фестиваль "Золотая Маска", где жюри вынуждено было отказать в награждении двум выдвинутым экспертами участникам номинации "Лучший дирижер". 4. Вероника Джиоева в партии Фьордилиджи в концертном исполнении оперы Моцарта "Cosi fan tutte". 5. Теодор Курентзис.
Илья ОВЧИННИКОВ, "Газета" 1. Концерт оркестра Большого театра с участием Ангелы Деноке. Фестиваль музыки Леонида Десятникова. Оперетта Шостаковича "Москва, Черемушки" в Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. Концерт Лоры Клейкомб. 2. После блестящих "Диалогов кармелиток" и "Упавшего с неба" в "Геликон-опере" разочаровала их "Русалка". 3. Ярчайшими событиями все чаще становятся концерты или постановки, не связанные с крупными институтами вроде Большого театра, Московской филармонии или Дома музыки. (Оперы "Орфей" и "Дон Жуан", концертное исполнение которых было организовано продюсерским центром "Classica Viva". Диптих "Ворон" - "В ожидании..." Юрия Каспарова и Фараджа Караева, показанный в рамках проекта "Открытая сцена". Любопытнейшая опера Александра Щетинского "Бестиарий", лишь единожды представленная на сцене Театра Наций.) 5. Леонид Десятников - композитор в самом расцвете сил, по праву удостоенный юбилейного монографического фестиваля. Владимир Юровский и Ион Марин, занявшие посты главных приглашенных дирижеров в двух лучших оркестрах Москвы.
Петр ПОСПЕЛОВ, "Ведомости" 1. Цикл концертных исполнений опер под руководством Теодора Курентзиса - "Орфей" Глюка, "Свадьба Фигаро", "Cosi fan tutte", в меньшей степени "Дон Жуан"; к списку можно прибавить концерт Лоры Клейкомб с длинными оперными сценами. Возник род театра на концертной сцене и вопрос: а нужны ли теперь оперные театры? Также Роджер Норрингтон с оркестром "Musica Viva". Рождение нового фестиваля - "Оркестры мира". Хотелось бы, впрочем, чтобы фестиваль имел концепцию, а выбор оркестров был более передовым. 2. Аккомпанемент Константина Орбеляна пению Рене Флеминг и Дмитрия Хворостовского - воплощение антихудожественности и неуважения к публике. Открытие фестиваля Владимира Спивакова (на прочие концерты не смог заставить себя пойти) - в рекламе и по телевизору все намного ярче, чем на самом деле. Пасхальный фестиваль Валерия Гергиева - преобладание погонных метров количественных показателей над качеством музыкальных замыслов. "Война и мир" в Большом театре. 3. Формирование партийного списка. Кто представляет российскую музыку в Кремле, в Брюсселе на Европалии, на государственных акциях. В списке и Денис Мацуев, и бывшие альтернативщики. 4. Российский дебют мировой знаменитости: Аркадий Володось. Наши внутренние открытия: певицы Анна Аглатова, Вероника Джиоева, дирижер-вундеркинд Азиз Шохакимов. 5. Теодор Курентзис.
Ярослав СЕДОВ, "Газета" 1. Кармен в исполнении Светланы Захаровой. Представить Кармен не привычно-земной, а инфернальной, почти ипостасью Рока, то есть суметь найти новый ключ к роли самой Плисецкой - что же еще тогда событие, если не это? 2. Балеты "Синий бог" и "Тамар" в "Кремлевском балете". 3. Потуги балета посоревноваться с шоу (постановки Эйфмана, фестиваль Плисецкой, "Синий бог" и "Тамар"), посрамленные китайским "Лебединым озером". 4. Владимир Спиваков как балетный дирижер в "Симфонических танцах ХХ века". 5. Одну не выделить.
Валерия УРАЛЬСКАЯ, "Балет" 1. Владимир Малахов в заглавной партии балета "Чайковский", поставленном Борисом Эйфманом в Балете Берлина. 2. К сожалению, неярких спектаклей было более чем достаточно, и мне не хотелось бы их ранжировать. 3. Наметившийся интерес к возврату театральности в прочтении хореографических произведений. Это выражается в появлении спектаклей с развернутым фабульным развитием. 4. Дебюты Натальи Осиповой в партии Китри ("Дон Кихот"), Полины Семионовой в "Лебедином озере" - Большой театр. 5. Борис Эйфман сохраняет лидерство как творящий хореограф.
Елена ЧИШКОВСКАЯ, Радио "Культура" 1. Две оперные постановки Большого театра - "Волшебная флейта" Моцарта и "Война и мир" Прокофьева. В сфере симфонической музыки - "Бетховенские Академии" Михаила Плетнева и РНО (зал "Оркестрион"). Концерт Роджера Норрингтона совместно с оркестром "Musica Viva", рецитал Лоры Клейкомб (дирижер Теодор Курентзис), выступление Вадима Репина вместе с оркестром Мариинского театра в рамках Пасхального фестиваля. 2. Работа экспертного совета фестиваля "Золотая Маска" в области музыкального театра (в номинантах оказались откровенно слабые спектакли периферийных театров). Организация Фестиваля симфонических оркестров мира. Кроме того, премьеры "Геликона" в здании на Новом Арбате сильно потеряли в качестве из-за неуютного и акустически непригодного для оперы зала. 3. Тотальное празднование двух юбилеев - 250-летия со дня рождения Моцарта и 100-летия со дня рождения Шостаковича - в самых причудливых вариантах и формах. Музыкальные театры продолжают осваивать новые площадки в связи с ремонтами и реконструкциями. Как следствие - ухудшение качества спектаклей. 4. Кирилл Серебренников в амплуа оперного режиссера ("Фальстаф" Верди в Мариинском театре). Флориан Бёш (Папагено, "Волшебная флейта", постановка ГАБТа). 5. Валерий Гергиев, как и в предыдущие годы, стал знаковой фигурой сезона по совокупности заслуг: открыл сезон с Оркестром Мира в БЗК, продирижировал концертным исполнением "Тристана и Изольды" Вагнера в КЗЧ, показал два лучших спектакля в рамках фестиваля "Золотая Маска" ("Путешествие в Реймс" и "Тристан и Изольда") и придумал самый впечатляющий вариант празднования юбилея Шостаковича в рамках Пасхального фестиваля и "Звезд белых ночей". Михаил Плетнев, представивший цикл "Бетховенские академии" и заслуженно получивший награду - Государственную премию. Теодор Курентзис, продирижировавший наиболее яркими и запомнившимися (хотя и не всегда бесспорными) проектами сезона. КОММЕНТАРИЙ ОТДЕЛА МУЗЫКИПрошедший музыкальный сезон в столице был щедр на концертные события, в то время как в оперных театрах настоящих, по "гамбургскому счету", событий так и не случилось. Посему неудивительно, что лишь несколько участников опроса упомянули в качестве событий оперные премьеры, тогда как большинство именно их называют в качестве антисобытий. В этом смысле несомненным лидером оказалась "Война и мир" Большого театра. "Волшебные флейты" в Большом и в Новой Опере получили столько же белых шаров, сколько и черных (первая - по два, вторая - по одному). Безусловно, каждый имеет право на свою точку зрения, но все же вряд ли можно согласиться с теми, кто отнес постановки моцартовской оперы к разряду антисобытий: при всей противоречивости получившихся результатов уже хотя бы тот факт, что над ними работали западные режиссеры самого что ни на есть первого ряда, чрезвычайно важен. Иной вопрос, что оба спектакля весьма уязвимы в музыкально-вокальном отношении. Впрочем, событие - совсем необязательно только премьера. Подлинным событием стал показ на "Золотой Маске" мариинского "Путешествия в Реймс". А для меня, например, самым большим оперно-театральным событием сезона стал мариинский же "Набукко" с Марией Гулегиной на "Звездах белых ночей" (см. "Культуру" № 27). Однако, как показал нынешний опрос, внимание московских музыкальных критиков (в отличие от балетных) к тому, что происходит за пределами столицы, резко снизилось. Иначе вне поля их зрения не осталось бы такое действительно крупное событие, как открытие после реконструкции Новосибирского театра оперы и балета. Это тем более удивительно, если учесть, что музыкальным руководителем театра является Теодор Курентзис, ставший по итогам опроса, бесспорной, персоной сезона. С именем Курентзиса связаны едва ли не самые главные оперные события, происходившие, правда, отнюдь не в театральных залах. Речь о прозвучавших под его управлением в концертном исполнении "Орфее" Глюка и трех операх Моцарта. И кстати, трудно было не думать о том, какой могла бы стать "Волшебная флейта" в Большом, если бы дирижировать пригласили Курентзиса. Вообще, коль скоро ни в одной из московских премьер сезона дирижеры не играли определяющей роли - разве только в отрицательном смысле (Нильс Муус в геликоновской "Русалке"), и с другой стороны - налицо очевидный успех опер на концертной эстраде, связанный, главным образом, с именем одного дирижера, то неплохо бы кое-кому в руководящих инстанциях сделать из этого надлежащие выводы... А пока остается констатировать: перемещение пульса оперной жизни из театров в концертные залы стало одной из наиболее характерных тенденций минувшего столичного сезона. Еще одной тенденцией, практически не замеченной участниками опроса, можно счесть то обстоятельство, что очень многие из крупнейших событий происходили не в Большом зале консерватории, а либо в выпавшем из концертного обихода Колонном зале Дома союзов (Фестиваль симфонических оркестров мира), либо в удаленном от центра "Оркестрионе" ("Бетховенские Академии Михаила Плетнева"), либо не в самых любимых публикой и критикой Доме музыки и Зале Чайковского. Сказанное, впрочем, никак не умаляет значения БЗК... Главным событием, несмотря на все оговорки, признан новорожденный Фестиваль симфонических оркестров мира. Многие критикуют несовершенную его организацию, но ведь не стоит забывать, что этот фестиваль был первым. Первый блин комом - гласит пословица, а здесь было по крайней мере несколько выдающихся концертов, хотя были и неудачные. Главное, что Москва обрела, наряду с Пасхальным, еще один ежегодный крупномасштабный фестиваль (фестиваль Владимира Спивакова, также относящийся к событиям сезона, проходит, к сожалению, раз в два года). Теперь мы сможем регулярно слышать мировые оркестры, в том числе более знаменитые, чем те, что предстали на первом фестивале. И отдельное спасибо организаторам фестиваля за возвращение в концертный обиход Колонного зала. Что касается антисобытий, то, на наш взгляд, таковые свершались не столько на сценах и концертных эстрадах, сколько в тиши административных кабинетов. Да, "Война и мир" - провал, а концерты фальшивых "звезд Ла Скала и Ковент Гардена" - позор, но настоящим антисобытием уже под занавес сезона стало непродление дирекцией "Русской филармонии" контракта с Юрием Кочневым, который едва не вывел этот коллектив с музыкальной обочины в первый ряд столичных оркестров. Что ж, видимо, на обочине кому-то кажется уютнее... В качестве дебюта сезона несколько человек называют певицу Веронику Джиоеву, действительно интересно показавшуюся в концертном исполнении "Cosi fan tutte" с Курентзисом. Впрочем, интересных певческих дебютов немало было и на московских сценах: в Большом (Екатерина Щербаченко - одно из немногих светлых пятен в премьере "Войны и мира"), в "Геликон-опере" (упомянутый в одном из ответов Андрей Серов и не упомянутые Карина Григорян и Василий Ефимов), Алексей Долгов и еще несколько одаренных молодых певцов Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. И все же главным дебютом сезона следует, на наш взгляд, считать 17-летнего дирижера Азиза Шохакимова, выступившего в концерте Национального филармонического оркестра России. В свои почти что младенческие для дирижерской профессии годы он явил себя уже готовым лидером, обладающим сверхмощной энергетикой и способным с первого же мгновения повести за собой оркестр. Хотелось бы, чтобы в новом сезоне НФОР, стажером которого является Шохакимов, не побоялся доверить ему целую концертную программу. При правильном развитии он имеет все шансы стать со временем фигурой экстра-класса. Возможно, уже в ближайшие годы юный маэстро будет фигурировать в нашем опросе в качестве персоны сезона. * * *Итоги опроса на тему "Как танцуем?" дали неутешительную картину. Похоже, в ушедшем сезоне не произошло событий уровня прошлых лет, когда справедливо отмечались премьеры Алексея Ратманского в Большом и освоение сверхсложной техники Уильяма Форсайта в Мариинском. Что и позволяло упрямо верить в результативность созидания нового репертуара балетными центрами страны, а также надеяться на дивиденды в самом ближайшем будущем. Полученные же теперь ответы заставляют констатировать картину устойчивой стагнации. Заметим, что балетных премьер в обеих труппах было не меньше, чем в прошлые сезоны. Две одноактовки - "Игра в карты" (Большой театр) и "Шинель" (Мариинский театр) - названы событиями только одним критиком. Справедливости ради отметим, что та же "Шинель" другим участником опроса была складирована на полку антисобытий. Другие же события были связаны либо с фестивальным движением, либо с появлением на отечественном балетном ландшафте спектаклей-гастролеров (даже учитывая тот факт, что сезон не был перегружен танцевальными визитами сильных компаний). Скудную балетную жизнь нарушили "Пьеса без слов" Мэттью Борна, показанная в июле прошлого года (гастроли английской труппы "New adventures" принадлежали минувшему сезону, но в опрос прошлого года не вошли), и недавно посетившие Москву "Тигры в чайном домике" Каролин Карлсон. Один из критиков отнес к разряду событийных и спектакль "Элиот" Аттилы Гергейн, показанный в рамках фестиваля "Цех". То есть перечисленные события никак не связаны с отечественными премьерами, что в целом подтверждает: кризис хореографической мысли России не на шутку велик. Так же, как гастроли оживляли картину столичной расслабленности, так и событийными отдельные спектакли старого и нового репертуара делали исполнители, вдыхая в них новые силы. Немалый интерес вызвала практика приглашенных солистов в репертуарные балеты, как и их участие в культурной жизни обеих столиц на правах фестивальных фаворитов. Специалистам запомнились Алина Кожокару в реконструированной "Спящей красавице" Мариинки, Матье Ганьо в "Дон Кихоте", бенефисы Николая Цискаридзе, Игоря Зеленского (фестиваль "Мариинский"), Полина Семионова и Диана Вишнева, приглашенные в Большой театр на главную партию "Лебединого озера". Владимир Малахов поразил в недавней премьере "Чайковского" в Берлинской Штаатсопер, три Золушки ГАБТа - Светлана Захарова (один из критиков высоко оценил и ее Кармен), Екатерина Шипулина, Екатерина Крысанова (она же - Люська в "Золотом веке"), Ульяна Лопаткина в номере Ханса ван Манена двадцатилетней давности. В области современного танца отмечен отечественный дуэт Анны Абалихиной и Дины Хусейн (премьера Театра Наций "Вместо моей мечты"). Запомнились весенние гастроли трех трупп Евгения Панфилова - ушедшего от нас хореографа, чья энергетика по сей день питает театр современного танца. В определении самого неудачного спектакля у балетных критиков довольно единодушная позиция. Отмечая серость и вялость сезона, провалом называют последние работы Театра "Кремлевский балет" "Синий бог" и "Тамар" в рамках проекта "Русские сезоны XXI век" и два "Золотых века" - Ноа Д. Гелбера в Мариинском и Юрия Григоровича в Большом. Бедность очевидных художественных достижений была обусловлена некоторыми тенденциями. Исключительно верно подмечено, что и Большой, и Мариинский пытались строить балетный репертуар, выбирая музыку, а не балетмейстеров. Симптоматичным кажется поворот театра в сторону попсы. Туда же склоняет взор и отечественная критика, которая как социальный институт явно сдает свои мировые позиции. Многие приветствуют тенденцию показа работ молодых хореографов, хотя ощутимых плодов эта новация пока не принесла. Совершенно непонятно, куда пропадают выпускники балетмейстерских факультетов? В прошлые годы критики надеялись на улучшение чистоты исполнения классики танцовщиками, мечтали о том, что "они приблизились бы к международным стандартам". Похоже, пожелание сбывается, и исполнительский уровень артистов заметно вырос, намного обогнав уровень постановщиков. В Большом театре появились замечательная Раймонда Марии Александровой (отмечается как яркий дебют и ее Кармен), Китри Натальи Осиповой, а Денис Матвиенко станцевал многие главные партии репертуара. В "Светлом ручье" успешно станцевала Зину Светлана Лунькина, а "Лебединое озеро" обрело нового Шута - Вячеслава Лопатина. Среди мариинской молодежи успешны дебюты Евгении Образцовой и Леонида Сарафанова в "Ундине", Андрея Иванова и Ислома Баймурадова в "Шинели". Виктория Терешкина и Дмитрий Семионов оказались недосягаемыми на Пермском конкурсе "Арабеск", собрав целую коллекцию наград. Танцовщики новой генерации - самый радостный и едва ли не единственный фактор, позволяющий все еще надеяться на будущее. Их исполнительские победы - явный показатель педагогической силы (к конкурсу в Перми мариинский дуэт готовила Любовь Кунакова). То есть артисты есть, педагоги есть, дело - за энергией и воображением хореографов. Безусловной персоной-победителем ("forever", по словам одного из экспертов), бесспорной и безоговорочной, стала Майя Плисецкая, открывшая московский сезон своим юбилеем. По итогам опроса она стала абсолютным лидером. Ожидание оригинальных и значительных спектаклей, концептуальной программы остается главной мечтой. И не только балетных критиков. Будем надеяться на щедрость грядущего сезона. Также в рубрике:
|