Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 42 (7552) 26 октября - 1 ноября 2006г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
МузыкаЗа рамками модернаИон Марин выступил с ММДМ Евгения КРИВИЦКАЯ
"Европейский и русский модерн" - так называется новый абонемент Национального филармонического оркестра России, продолжающего знакомить столичную публику с шедеврами рубежа XIX - XX веков. В прошлом сезоне таким "просветительским" абонементом НФОРа стал цикл "Русские сезоны Сергея Дягилева", теперь тот же исторический период предполагается представить в контексте последнего "большого стиля", именовавшегося во Франции "Ар нуво", в Германии - "югендстиль", "сецессион" - в Австрии, модерн - в России. Правда, программа первого вечера, состоявшегося в Светлановском зале ММДМ, не совсем соответствовала выбранным хронологическим рамкам: ведь эпохой модерна принято считать период между 1880-м и 1914 годами. А Вторая симфония Курта Вайля, прозвучавшая в первом отделении, была создана композитором уже в 1934 году. Строго говоря, и "Картинки с выставки" Мусоргского (1874) относятся к другому времени, и оркестровка Равеля создавалась в 1922 году по заказу С.Кусевицкого... Но когда речь идет об общении с первоклассными музыкантами, с выдающимися дирижерами, то простительны любые вольности. Во всяком случае, Ион Марин - главный приглашенный дирижер НФОРа - смог в этой (очевидно, выбранной лично) программе продемонстрировать свои самые лучшие музыкантские качества и незаурядную творческую индивидуальность. Симфония Вайля - сочинение, представляющее этого немецкого композитора с новой стороны. Вместо легкомысленных мюзиклов - серьезная тема, мастерски развитая в драматургическом плане. Трехчастный цикл (что больше характерно для французских симфоний) пронизан пафосом напряженной внутренней борьбы, и даже декоративный финал с вкраплениями джазовых ритмов в итоге возвращается к магистральной теме симфонии. Большая заслуга Иона Марина в том, что в этой несколько однообразной музыке он смог максимально разнообразить звучание оркестра, специально преувеличив динамические контрасты. Марин относится к тем дирижерам, которые умеют в любой партитуре найти увлекательные моменты, заразить своей энергетикой оркестрантов, держать в напряжении зал. Слушать его трактовки всегда интересно, поскольку из-под его рук выходит живая музыка, убедительно прочитанная и, что важно, прочитанная с глубочайшим вниманием к авторскому замыслу, однако в данном концерте он показал, что есть стили, где он способен подняться до таких высот, когда можно говорить о событийности художественного результата. Именно таким выдающимся явлением стало исполнение "Картинок с выставки". Здесь Марину удалось, не нарушая общего замысла композитора, выявить столько интересных деталей, по-своему расставить акценты, что этот более чем известный цикл заиграл новыми красками. Восторгов заслуживает буквально каждая пьеса. Первые "Прогулки" прозвучали с такой славянской теплотой и душевностью, какие от демонического интерпретатора Вайля трудно было ожидать. "Гном" вышел очень страшным, почти вагнеровским Альберихом. Зато по контрасту "Старый замок" очаровал балладной интонацией, которая за счет свободных замедлений и ускорений темпа вдруг приобретала неожиданно восточный оттенок. "Тюильрийский сад" прозвучал потрясающе изящно и воздушно, а Марин своими жестами буквально изображал для оркестрантов все образные нюансы. Но такая выразительная жестикуляция ничуть не шокировала, поскольку абсолютно совпадала с общим смыслом музыки. В "Быдло" прекрасно вышел эффект постепенного динамического подъема, а затем спада до полного истаивания звука. Правда, кульминация оказалась решенной так, словно на картине изображалась не повозка, запряженная волами, а приближающаяся танковая дивизия. Но это - издержки темперамента. Впрочем, в дальнейшем сверхбыстрые темпы в "Балете невылупившихся птенцов" и "Лиможском рынке" не помешали идеальному качеству игры оркестра. Марин умеет сохранять полнейшее хладнокровие и контроль над ситуацией, в то же время добиваясь выполнения массы тончайших деталей. То и дело он подчеркивал интересные голоса, необычные тембры, которыми пестрит равелевская инструментовка. И все это работало на образный ряд "Картинок". Невероятно красочной вышла "Баба-Яга", а в "Богатырских воротах" хорош был диалог хоральных и "богатырских" фраз. А когда настал черед финального колокольного перезвона, вспомнились слова Н.Метнера, сказанные о Втором концерте Рахманинова: "Слышно, как поднимается Русь". Эта ассоциация возникла отнюдь не случайно, поскольку в интерпретации Марина связь колокольных тем Мусоргского и Рахманинова выявилась очень рельефно. Исполнение "Картинок" вызвало большой энтузиазм зала, так что Марин бисировал "Бабу-Ягу" и "Богатырские ворота", причем второй раз они вышли еще колористичнее и эффектнее. Нельзя не отметить, что все идеи дирижера получили идеальное воплощение благодаря исключительно яркой и качественной игре музыкантов НФОРа, которую в данном случае можно было бы смело тиражировать на компакт-дисках. Думается, что отечественным радио- и телеканалам, специализирующимся на трансляции классической музыки, стоило бы обратить внимание на следующие программы с участием Иона Марина (да и на деятельность НФОРа в целом). Все-таки выступление дирижера такого уровня - далеко не рядовое событие в нашей культурной жизни. Также в рубрике:
|