Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 42 (7552) 26 октября - 1 ноября 2006г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Музыка

За рамками модерна

Ион Марин выступил с ММДМ

Евгения КРИВИЦКАЯ
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ


И.Марин

"Европейский и русский модерн" - так называется новый абонемент Национального филармонического оркестра России, продолжающего знакомить столичную публику с шедеврами рубежа XIX - XX веков. В прошлом сезоне таким "просветительским" абонементом НФОРа стал цикл "Русские сезоны Сергея Дягилева", теперь тот же исторический период предполагается представить в контексте последнего "большого стиля", именовавшегося во Франции "Ар нуво", в Германии - "югендстиль", "сецессион" - в Австрии, модерн - в России. Правда, программа первого вечера, состоявшегося в Светлановском зале ММДМ, не совсем соответствовала выбранным хронологическим рамкам: ведь эпохой модерна принято считать период между 1880-м и 1914 годами. А Вторая симфония Курта Вайля, прозвучавшая в первом отделении, была создана композитором уже в 1934 году. Строго говоря, и "Картинки с выставки" Мусоргского (1874) относятся к другому времени, и оркестровка Равеля создавалась в 1922 году по заказу С.Кусевицкого...

Но когда речь идет об общении с первоклассными музыкантами, с выдающимися дирижерами, то простительны любые вольности. Во всяком случае, Ион Марин - главный приглашенный дирижер НФОРа - смог в этой (очевидно, выбранной лично) программе продемонстрировать свои самые лучшие музыкантские качества и незаурядную творческую индивидуальность.

Симфония Вайля - сочинение, представляющее этого немецкого композитора с новой стороны. Вместо легкомысленных мюзиклов - серьезная тема, мастерски развитая в драматургическом плане. Трехчастный цикл (что больше характерно для французских симфоний) пронизан пафосом напряженной внутренней борьбы, и даже декоративный финал с вкраплениями джазовых ритмов в итоге возвращается к магистральной теме симфонии. Большая заслуга Иона Марина в том, что в этой несколько однообразной музыке он смог максимально разнообразить звучание оркестра, специально преувеличив динамические контрасты.

Марин относится к тем дирижерам, которые умеют в любой партитуре найти увлекательные моменты, заразить своей энергетикой оркестрантов, держать в напряжении зал. Слушать его трактовки всегда интересно, поскольку из-под его рук выходит живая музыка, убедительно прочитанная и, что важно, прочитанная с глубочайшим вниманием к авторскому замыслу, однако в данном концерте он показал, что есть стили, где он способен подняться до таких высот, когда можно говорить о событийности художественного результата.

Именно таким выдающимся явлением стало исполнение "Картинок с выставки". Здесь Марину удалось, не нарушая общего замысла композитора, выявить столько интересных деталей, по-своему расставить акценты, что этот более чем известный цикл заиграл новыми красками. Восторгов заслуживает буквально каждая пьеса. Первые "Прогулки" прозвучали с такой славянской теплотой и душевностью, какие от демонического интерпретатора Вайля трудно было ожидать. "Гном" вышел очень страшным, почти вагнеровским Альберихом. Зато по контрасту "Старый замок" очаровал балладной интонацией, которая за счет свободных замедлений и ускорений темпа вдруг приобретала неожиданно восточный оттенок. "Тюильрийский сад" прозвучал потрясающе изящно и воздушно, а Марин своими жестами буквально изображал для оркестрантов все образные нюансы. Но такая выразительная жестикуляция ничуть не шокировала, поскольку абсолютно совпадала с общим смыслом музыки. В "Быдло" прекрасно вышел эффект постепенного динамического подъема, а затем спада до полного истаивания звука. Правда, кульминация оказалась решенной так, словно на картине изображалась не повозка, запряженная волами, а приближающаяся танковая дивизия. Но это - издержки темперамента. Впрочем, в дальнейшем сверхбыстрые темпы в "Балете невылупившихся птенцов" и "Лиможском рынке" не помешали идеальному качеству игры оркестра. Марин умеет сохранять полнейшее хладнокровие и контроль над ситуацией, в то же время добиваясь выполнения массы тончайших деталей. То и дело он подчеркивал интересные голоса, необычные тембры, которыми пестрит равелевская инструментовка. И все это работало на образный ряд "Картинок". Невероятно красочной вышла "Баба-Яга", а в "Богатырских воротах" хорош был диалог хоральных и "богатырских" фраз. А когда настал черед финального колокольного перезвона, вспомнились слова Н.Метнера, сказанные о Втором концерте Рахманинова: "Слышно, как поднимается Русь". Эта ассоциация возникла отнюдь не случайно, поскольку в интерпретации Марина связь колокольных тем Мусоргского и Рахманинова выявилась очень рельефно.

Исполнение "Картинок" вызвало большой энтузиазм зала, так что Марин бисировал "Бабу-Ягу" и "Богатырские ворота", причем второй раз они вышли еще колористичнее и эффектнее. Нельзя не отметить, что все идеи дирижера получили идеальное воплощение благодаря исключительно яркой и качественной игре музыкантов НФОРа, которую в данном случае можно было бы смело тиражировать на компакт-дисках. Думается, что отечественным радио- и телеканалам, специализирующимся на трансляции классической музыки, стоило бы обратить внимание на следующие программы с участием Иона Марина (да и на деятельность НФОРа в целом). Все-таки выступление дирижера такого уровня - далеко не рядовое событие в нашей культурной жизни.

Также в рубрике:

МУЗЫКА

ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;