Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 42 (7552) 26 октября - 1 ноября 2006г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Под занавес

Хроноскоп

Борис СОКОЛОВ


    

70 лет назад, 29 октября 1936 года, в московском Камерном театре состоялась премьера комической оперы Александра Бородина "Богатыри" по либретто Демьяна Бедного.

Вскоре эта постановка была подвергнута резкой партийной критике за "очернительство" русской истории и за "издевательское изображение крещения Руси". 14 ноября 1936 года было принято постановление Политбюро ЦК ВКП(б), в котором опера осуждалась за искажение исторического прошлого русского народа, и рекомендовалось ее исключение из репертуара театра. 16 ноября 1936 года в Комитете по делам искусств состоялось инструктивное совещание театральных работников, явившееся откликом на это постановление. После этого один из бывших лидеров сменовеховцев Николай Устрялов 30 ноября 1936 года записал в дневнике: "Рассказывают об обстановке эпизода с "Богатырями", положившего демонстративный конец оплевательскому хамству по адресу нашего исторического прошлого. Эта пьеса Демьяна Бедного шла раз десять в театре Таирова. И ничего. Говорят даже, сам Керженцев видел ее. И тоже ничего. Многие, по инерции, похваливали: "Здорово это он... действительно, "богатыри"... а как крещение-то? хе-хе..." Пришел Молотов В.М. на спектакль. Смотрел, все в порядке. По окончании Таиров к нему - с книжкой для почетных посетителей. "Не откажите, Вячеслав Михайлович, вписать нам на память ваше мнение". - "Мое мнение? Разрешите подождать до завтра. Через день-два вы его узнаете - из газет". И через день-два Таиров узнал, а вместе с ним - urbis et orbis (город и мир). Таиров - на свою беду, остальные - на великую радость. В самом деле, как не возликовать?.. Да. "В искушеньях долгой кары, перетерпев судеб удары..." - восприняла великая наша страна, и гордая своей историей, своим настоящим и прошлым, бестрепетно смотрит в лицо своему будущему...". Однако радость Николая Васильевича, к несчастью, оказалась преждевременной. В 37-м его расстреляли. А Демьяна Бедного, после "Богатырей" исключенного из партии, возвратили из опалы в 41-м, после начала Великой Отечественной войны.

    

195 лет назад, 31 октября (19 октября по ст. ст.) 1811 года, в четырехэтажном флигеле Екатерининского дворца (архитектор В.П.Стасов) в Царском Селе был открыт первый в России императорский Александровский лицей.

С.Госсе. "Царское Село. Вид лицея и церковного флигеля Екатерининского дворца". 1820-е гг.

В лицей было принято 30 одаренных детей в возрасте 10 - 12 лет, из аристократических семей, призванных стать интеллектуальной элитой Российского государства. В пушкинское время лицей подчинялся министерству народного просвещения. Курс обучения составлял шесть лет, при этом младшие классы учились по программе гимназии, а старшие - университета. В 1844 году лицей был переведен в Петербург, в здание бывшего Александринского сиротского дома (Каменноостровский проспект, 21; архитектор Л.И.Шарлемань). Закрыт лицей был в 1917 году по постановлению Временного правительства. Ныне в здании лицея располагается Александровский профессиональный лицей, который дает начальное и среднее профессиональное образование.

    

195 лет назад, 27 октября 1811 года, в Нью-Йорке в бедной еврейской семье иммигрантов из Германии родился Айзек Меррит Зингер, изобретатель, создавший знаменитую швейную машинку.

Свою трудовую деятельность он начал в 13 лет подручным механика, затем примкнул к труппе бродячих актеров. Но актерская карьера не сложилась, и Айзеку пришлось работать рабочим на прокладке канала. Тогда ему пришло в голову механизировать этот процесс, и в 1839 году Зингер изобрел и запатентовал первый механический бур. Затем он трудился в швейной мастерской и там придумал обессмертившую его имя швейную машинку. В отличие от других машинка Зингера имела прямую иглу с ушком, скользящий челнок, лапку для фиксирования ткани и зубчатое колесо, позволявшее ее двигать. Позднее добавилась ножная педаль с колесным приводом. Изобретение было запатентовано в 1851 году. А в 1854 году Зингер основал первое производство швейных машинок. Он любил говорить: "Для меня изобретение не стоит и ломаного гроша. Гроши - вот что меня интересует". И действительно, изобретатель оказался очень успешным бизнесменом. Удачная пиар-кампания (пригодился актерский опыт) обеспечила машинкам невероятную популярность. Зингер умер в 1875 году, оставив наследникам 13 миллионов долларов. В тот момент более половины швейных машинок в мире выпускались с логотипом "S" - "Зингер".

    

180 лет назад, 27 октября 1826 года, поэт Николай Иванович Гнедич закончил работу над переводом гомеровской "Илиады", над которым работал двадцать лет и который стал главным делом его жизни.

Перевод, до сих пор остающийся лучшим на русском языке, был издан в 1829 году, по поводу чего Пушкин писал в "Литературной газете": "С чувством глубоким уважения и благодарности взираем на поэта, посвятившего гордо лучшие годы жизни исключительному труду, бескорыстным вдохновениям и совершению единого, высокого подвига". Гнедич перевел "Илиаду" гекзаметром, а не александрийским стихом, как это пытались сделать до него. Впоследствии Белинский писал, что "постигнуть дух, божественную простоту и пластическую красоту древних греков было суждено на Руси пока только одному Гнедичу". К сожалению, многолетняя работа над "Илиадой" подорвала здоровье поэта. Он умер в 1833 году, в возрасте 49 лет.

    

110 лет назад, 29 октября 1896 года, громким провалом завершилась премьера пьесы А.П.Чехова "Чайка" в Императорском Александринском театре в постановке Е.П.Карпова.

Драматург покинул зал уже во время второго действия вместе со многими зрителями. Роковую роль сыграло то, что пьесу давали в бенефис комической актрисы Елизаветы Левкеевой и публика была настроена на развлекательное зрелище, а отнюдь не на серьезную пьесу. Главное же, театр не понял чеховского замысла показать трагедию творчества, не услышал чеховского психологического подтекста. Потрясенный Чехов всю ночь бродил по Петербургу в одиночестве, а потом уехал в свое имение Мелихово, где прожил безвыездно почти четыре месяца. Своим корреспондентам Чехов писал: "Пьеса шлепнулась и провалилась с треском. В театре было тяжелое напряжение недоумения и позора. Актеры играли гнусно, глупо. Отсюда мораль: не следует писать пьес"; "Моя "Чайка" имела в Петербурге в первом представлении громадный неуспех. Театр дышал злобой, воздух сперся от ненависти, и я, по законам физики, вылетел из Петербурга как бомба... Никогда больше не буду пьес этих ни писать, ни ставить, если даже проживу семьсот лет".

Также в рубрике:

ПОД ЗАНАВЕС

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;