Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 42 (7552) 26 октября - 1 ноября 2006г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Кино

АНДРЕЙ СИГЛЕ: "Галина Вишневская вела себя, как настоящий солдат"

Беседу вела Светлана ХОХРЯКОВА
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ


А.Сигле

В прокат вышел

фильм Константина Лопушанского "Гадкие лебеди" по одноименной книге братьев Стругацких, продюсером которого стал Андрей СИГЛЕ. Когда-то он окончил Ленинградскую консерваторию, а позднее по приглашению ректора Шведской Королевской академии музыки в Гетеборге прошел обучение по специальности "кинокомпозитор". Писал музыку для кино. В 2002 году совместно с режиссером Дмитрием Светозаровым создал киностудию "А.С.Д.С." (это инициалы продюсеров). А через два года Андрей Сигле организовал студию "Proline-film", занимающуюся исключительно авторским кино. Именно ее силами создавались "Солнце" А.Сокурова, "Гадкие лебеди" и другие проекты. В производстве - "Александра" Сокурова. В Москву Андрей Сигле приехал, чтобы достойно провести премьеру "Гадких лебедей".

    

- Слышала, что "Гадких лебедей" вы показывали Виму Вендерсу? Какова цель?

- Действительно показывали. Он пришел на просмотр с бутербродами и кока-колой, за что извинился, объяснив, что не успел позавтракать, но обещал не шуршать во время просмотра. Но так и не доел свои бутерброды. "Гадкие лебеди" произвели на него неизгладимое впечатление. Мне-то кажется, что многие уже и забыли, как такое кино снимать. Появилась абсолютно другая эстетика фильмовосприятия. У европейцев сытая, спокойная жизнь, и первое, что они отмечают в нашей жизни и искусстве, - это русский фатализм. Картина "Гадкие лебеди" их отрезвляет. Вим Вендерс сам к нам обратился. Мы организовали просмотр, как только он проявил интерес к "Гадким лебедям". Сейчас как раз идет разговор об участии картины в Берлинском кинофестивале. Вендерс знаком с Константином Лопушанским и даже помогал ему.

    

- Насколько вы ориентированы на фестивали и западную жизнь? И в какой степени вас интересует прокатная судьба фильма в России? Скажем, "Эйфория" Ивана Вырыпаева выходит в количестве 100 копий, а у "Гадких лебедей" их чуть больше десяти...

- Безусловно, нас интересует прокат в России. Просто мы трезво смотрим на жизнь и понимаем, что 100 копий для нас - это нереально. Мы не имеем шального бюджета. А 100 копий - шальной бюджет, ведь он предполагает 100 тысяч долларов только на то, чтобы напечатать эти самые копии, не говоря уж о необходимости рекламной поддержки. Выпустить 100 копий и при этом не иметь миллионов долларов на рекламу - значит выбросить деньги на ветер. Я слышал, что "Остров" Павла Лунгина вообще собираются напечатать в количестве 300 копий. Это, на мой взгляд, абсолютно искусственное образование. Наверное, можно все кинотеатры заполнить одним фильмом, поставив ему в альтернативу какую-нибудь слабую картину. Тогда человеку, пришедшему в кино, ничего не останется, как только идти на этот фильм. Поверьте, это все ничего общего с реальным бизнесом не имеет. Это какое-то навязывание. Как и многое, что происходит сейчас в нашем кинематографе. Вдруг в теленовостях начинают рассказывать, какой классный фильм вышел и вот он уже собрал в прокате столько-то. Массированное медийное воздействие на подсознание. Если всерьез рассматривать прокатную судьбу таких картин, как "Остров" и "Эйфория", думаю, 15 - 20 копий, 30 - максимум, это то, что должно быть. Если опять-таки за этим не стоит двух-трехмиллионный бюджет на раскрутку. Знаю, что "Живой" имеет двухмилионный рекламный бюджет, а сама картина столько не стоит.

    

- Жизнь после того, как картина готова, начинается совершенно особая, и как раз сейчас такая пора наступила у вас. Насколько она творческая?

- Это действительно отдельная работа - большая и серьезная, связанная с продвижением и раскруткой готового фильма. Мы общаемся с журналистами, далеко не противными нам людьми. Обсуждаем нашу картину, в чем-то даже допонимаем по ходу дела. Процесс ее рождения свершился. Теперь мы ее учим ходить, появляются новые ощущения. Кроме того, завершение фильма - это начало новой работы, какие-то планы и ощущение уверенности в себе. Картина начинает жить своей жизнью. Она меняется, как и наше отношение к ней. Проходит время, и ты другими глазами смотришь на нее. Иногда как зритель, а не как родитель.

    

- Есть мнение, что "Гадких лебедей" сняли вы не вовремя, и даже такое, что Лопушанский - старомодный режиссер?

- Если бы мы думали о создании модного кино, то пригласили бы не Константина Лопушанского. И это были бы не братья Стругацкие, а если бы и они, то серьезно переработанные в сторону коммерциализации. Вставили бы музыку модной группы. Это было бы совсем другое кино. Мы же работали над фильмом, который ставит не сиюминутные задачи и не сиюминутные темы обсуждает. А те, что актуальны были не одно столетие назад, и сейчас, и через 20, и даже 100 лет останутся таковыми. Дай бог, человечество будет живо и сумеет находить правильные пути взаимодействия между разными представлениями о сути, не начнет закидывать бомбами себе подобных только за то, что кто-то ходит в платке или в кепке-аэродроме.

    

- Картины у вас разные. Вы работаете с Сокуровым, Лопушанским. В чем специфика работы с фильмами, снятыми этими людьми? Какие взаимоотношения возникают с режиссерами, только ли производственные?

- В кино невозможно быть серьезным режиссером, не будучи личностью. Особенно когда дело касается авторского кино. Человеческая составляющая является определяющей. Есть серьезные профессионалы в кино, с которыми я, наверное, никогда работать не буду. Ни как продюсер, ни как композитор. Профессия, безусловно, важна, это первооснова всего, некая точка отталкивания. А вот дальше должен быть определенный человеческий контакт, понимание, единодушие, любовь к тому, что делаешь. Когда я прочитал сценарий "Гадких лебедей", то понял, что это тот материал, в котором я должен принимать участие. Это мое, в этом мне хочется существовать. Съемки фильма - это ведь год жизни. Мне уже не 18, и в оставшиеся годы жизни неплохо было бы заниматься тем, на что не жалко потратить время. Это не поза, поверьте. Я об этом постоянно размышляю. Бывают ведь такие проекты, которые залетают примерно так: давай сделаем это, распилим прибыль пополам и разбежимся. Это мне неинтересно.

    

- Вы только закончили фильм с Лопушанским, работаете с Сокуровым над "Александрой" и тут же делаете "Поводыря" с Александром Хваном. Вы сказали, что выбираете то, что интересно. Как сложился ваш альянс с Хваном? Он был приглашен на определенный материал или сам пришел к вам со своими идеями?

- Это некий эксперимент продюсерского подхода к кино. К нам попал материал Аркадия Красильщикова, с которым мы работали и раньше. Назывался он "Собака слепого". Материал интересный, и мне показалось, что это вполне коммерческая идея. Мы с Дмитрием Светозаровым подумали, а почему бы нам не попробовать силы в коммерческом кино. Главный герой "Поводыря" - преступник, наемный убийца, его преследуют, и он едет в деревню к отцу, которого никогда не видел. Отец - слепой, ведет обыкновенную пасторальную жизнь. Происходит взаимопроникновение столь разных людей. И в этот момент героя настигает кара за преступление. Получается некий вариант "Калины красной". Александр Хван - режиссер, хорошо владеющий кинематографическим языком. Мы его жестко направляем. Предложили актеров. У нас достаточно суровая продюсерская опека.

    

- Ваша студия со Светозаровым - одно, а "Proline-film" - совсем иное образование, нацеленное исключительно на авторское кино?

- Именно так. На очереди - проект с Сергеем Овчаровым "Сокровища". Но пока рано об этом говорить. Сергей Овчаров - достояние нашего кино. И я удивлен, что столько времени никто не предложил ему никакой работы. Он в сложном положении сейчас, живет очень скромно. Кинематограф встал на ноги, стали появляться успешные проекты, пора уже доставать наш золотой запас.

Вы спрашивали меня о зарубежной судьбе фильмов. Картины, которые мы делаем, - Сокурова, Лопушанского, как и картины, которые снимает Герман, почему-то в первую очередь интересны западному зрителю. А нашему не очень. Не могу это объяснить. Западному зрителю наше коммерческое кино абсолютно не нужно. Там есть серьезная альтернатива - американский коммерческий кинематограф, до которого нам еще расти и расти, начиная с бюджета и заканчивая звездами. У него мировой прокат, и нам с этим бороться тяжело. Самый успешный западный прокат был у картины Сокурова "Русский ковчег". А его "Солнце" с семью копиями в Париже собрало в несколько раз больше зрителей, чем один из известных наших блокбастеров с 250 копиями. Представляете, каков ажиотаж по поводу нашего авторского кинематографа?! Это наше достояние наряду с Эрмитажем, балетом, хоккеем. Но оно почему-то сегодня вытесняется, возможно, даже уничтожается.

    

- Андрей, а почему вы так долго скрывали имя исполнительницы главной роли в фильме "Александра" Сокурова? А потом сама Галина Вишневская дала интервью и все узнали о вашей тайне.

- Мы пытались сохранить в тайне съемки в Чечне, потому что там не прекращается война, постоянно убивают людей. Стоят многоэтажные здания с дырами в стенах. Приведен в порядок только проспект Кадырова, который всегда и снимают. А у нас только и рассказывают о том, как здорово налаживается жизнь в Чечне. Когда мы снимали в Грозном, на соседней улице шла перестрелка. Снимали летом, стояла жара, температура достигала 47 градусов в тени. А мы добирались до места съемок на бронемашинах, у которых окошко только для автоматного дула. Впереди идут саперы, которые разминируют дорогу, потом - бэтээры охраны, потом - наша группа. Замыкают опять бэтээры. Это была серьезная работа.

Мы скрывали не только имя актрисы, но сам факт того, что мы снимаем. Не мы виноваты в том, что ситуация открылась. Местному руководству, видимо, хотелось показать, что у них кино снимается. И на скромной встрече Галины Павловны с ребятишками-сиротами, подающими надежды (ее попросили посмотреть, как они поют и танцуют), вдруг появилось высокое руководство, Рамзан Кадыров, и журналистам все открылось.

    

- Насколько тяжело было договариваться о проведении съемок в Чеченской Республике?

- Мы ни с кем не договаривались. Приехали и начали снимать. Никаких разрешений на съемку не требовалось. Нашу безопасность обеспечивали Министерство внутренних дел и ФСБ, за что мы им благодарны. Всему этому предшествовала большая ежедневная работа. Менялись маршруты продвижения группы. А уж как уезжала Галина Павловна - это вообще детективная история. Ей был куплен билет из одного аэропорта, а улетала она в итоге из другого города. Увозили ее по иной дороге, а не той, что предполагалась изначально. Шли 2 - 3 одинаковые машины в разных направлениях.

Съемки длились 32 дня. Сейчас идет монтаж. Все вернулись живые и просветленные. Люди, побывавшие с нами в Чечне, через какое-то время подходили и спрашивали о том, не планируются ли еще какие-то съемки. Военные говорили, что действительно, есть такой феномен - война засасывает. Люди каждодневно ощущают опасность, это вырабатывает адреналин, с одной стороны, а с другой - дает понимание того, кто хороший, а кто плохой. Вот этот человек прикрывает твою спину и уже неоднократно это делал, значит, и отношение к нему соответствующее. Максимально проясняется ситуация - кто свой, а кто чужой, где правда, а где ложь.

Галина Павловна вела себя, как настоящий солдат, мужественно переносила все тяготы. Мы старались максимально облегчить ее существование. У нее была дублерша, которая входила в кадр, когда устанавливался свет. Галина Павловна приступала к работе когда звучала команда "Мотор!". Ей было чрезвычайно тяжело. Но многие на нее равнялись, даже мужчины.

    

- А как Галина Вишневская изначально отнеслась к вашему предложению сниматься в картине "Александра"?

- Сказала так: "Что мне Чечня? Я блокаду пережила". Вот увидите, у нее грандиозная по драматургии работа. Сценарий писал сам Александр Николаевич Сокуров.

    

- Андрей, но ведь на одном авторском кино далеко не уедешь? Какую степень свободы в этом нелегком деле дает вам то, что вы занимаетесь еще и другой серьезной работой, связанной с кинобизнесом в чистом виде?

- Авторский кинематограф - не убыточный кинематограф. Он вполне окупаемый. Другое дело, что окупаемость эта немножко растянута во времени по сравнению с коммерческим кино. Но у коммерческого кино и жизнь короче. Оно вышло, отработало свое, съехало с американской горки, и все. Во второй раз в гору уже не полезешь. Все ощущения получены. А авторские фильмы, допустим, Тарковского, можно смотреть на протяжении всей жизни. У каждого уважающего себя человека наверняка есть подборка его фильмов, и время от времени он их пересматривает дома и в кинотеатре. Это и есть серьезная и долгая жизнь фильма. Это касается литературы и музыки. Не вечно же слушать дискотечное долбление по мозгам. Хочется послушать Моцарта, Бетховена и Баха. И в тоже время смешно, если на танцполе выйдет скрипач и скажет: "А послушайте-ка теперь Паганини". Каждому времени суток - своя музыка. Приходит пора, когда картину начинаешь понимать, когда заложенные в ней мысли доходят, - это результат серьезного психологического и интеллектуального роста. И это не финиш, а промежуточный этап. Через какое-то время наше представление может поменяться. Не будем забывать и о том, что авторский кинематограф в отличие от коммерческого пользуется поддержкой Министерства культуры. Нам помогает и министерство культуры Франции, а там поддерживают отнюдь не каждый проект, а только тот, который, на их взгляд, представляет интеллектуальную ценность. Она определяется не сборами в кинотеатрах. Хотя и тот, и другой кинематограф обязательно должен существовать. Когда летишь часов пять в самолете, вряд ли станешь читать Ларошфуко. Так и в кино происходит.

    

- Вы, я слышала, будете заниматься оборудованием новой Киевской киностудии, очень амбициозной?

- Новая киностудия там буквально на ровном месте строится. И предстоит заниматься всем начиная от съемочных павильонов до звукоцеха, лаборатории по обработке пленки. У нас, как ни у кого, есть серьезный опыт в создании киностудий. Нам заказывают определенный проект, мы делаем разработки, оборудование закупается на Западе, устанавливается, запускается, обучаются люди, которые будут на этом оборудовании работать.

    

- Засосет вас эта деятельность и забудете, как музыку писать. Сергей Сельянов так увлекся продюсированием чужих проектов, что уже не хочет сам снимать кино, будучи режиссером...

- Я ведь из этого бизнеса, о котором мы с вами только что говорили, пришел в продюсирование. У меня обратный процесс. Наоборот, я отхожу от бизнеса и все больше вхожу в кино. Ничего другое меня не интересует.

    

- В Гетеборге вы учились по специальности "кинокомпозитор". В чем ее специфика? Как вообще этому учат?

- Это длинный разговор. Если говорить вкратце, то кинокомпозитор - отдельная профессия, умение делать музыкальную ткань картины. Скажем, в процессе работы над мыльными операми идет примерно такой разговор: "Есть что-нибудь веселое? Давай!" Нормально, весело же? "Есть с грустинкой что-нибудь?" Поставили грустное. Классно! Это напоминает магазин готового платья. Надо одеть человека с нестандартной фигурой. Длинны рукава? Ничего, подогнем. И галстук подберем. Быстро, дешево, удобно. А есть другой подход к той же одежде, питанию. Можно заскочить в "Макдоналдс", схватить гамбургер. Вроде сыт, функционально все выполнил. А есть ресторан, где повар по часу рыбу готовит.

    

- Андрей, а вы коренной питерский человек?

- Я родился в Горьком и прожил там два месяца. Оттуда меня родители увезли в Питер. Они учились в Горьком. Отец - из репрессированных немцев. До 1953 года сидел в сталинском лагере, вышел оттуда со справкой. Раньше документов не давали. А со справкой ему не разрешали жить в центральных городах. Он добрался каким-то образом до Горького, учился там вначале в училище, потом окончил строительный институт. Мама училась в Институте иностранных языков в Горьком. В этом городе они познакомились, там родился я, после чего отец получил распределение в Питер. Так что в Питере я прожил основную часть своей жизни.

    

- Алексей Балабанов тоже в Горьком в инязе учился, а Александр Сокуров работал там на телевидении. Какая-то цитадель питерской школы...

- Действительно получается, что в Горьком питерская школа рождалась.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;