Консерваторы в помощь
Успех русской балерины в Великобритании
Александра ГЕРМАНОВА
Фото автора
 |
М.Кочеткова |
Английский национальный балет отправился в традиционный гастрольный тур по городам Великобритании, включая Манчестер, Бристоль, Саутгемптон, Оксфорд и Лондон. И это не обычные гастроли в нашем понимании, в поездках по стране проходит большая часть жизни артистов театра. Рассказывая об Английском национальном балете, мы раньше писали, что главной задачей этого старейшего коллектива является продвижение искусства балета в широкие массы. Репертуар на год строится так, чтобы в нем всегда присутствовали названия популярных спектаклей, понятные простому обывателю. C такой установкой дирекции с трудом мирятся художественные руководители, желающие поэкспериментировать с новой хореографией. Но их авангард никогда не приветствовался, наоборот, поощрялись балеты на хитовые сюжеты из английской литературы. Больше других в этой области сделал экс-худрук АНБ Дерек Дин, хотя и ему вставлялись палки в колеса, когда он собирался поставить что-то новое для труппы. После того как не утвердили к постановке его балет по роману Эмили Бронте "Грозовой перевал", он сложил с себя полномочия руководителя, и с тех пор труппа переходит из рук в руки. Дин теперь работает как свободный хореограф, ставит по всему миру, часто возвращается в Английский национальный балет, чтобы репетировать возобновления своих балетов. Для осенне-зимнего тура 2006 года он возобновил балет "Алиса в стране чудес" на музыку Чайковского, который шел в театре с 1995-го по 2000 год при неизменных аншлагах, когда Дин еще руководил труппой. Нынешний худрук АНБ Уэйн Иглинг вынужден работать в режиме, аналогичном предшественникам, то есть мало ставить своего, много сохранять старого чужого. Нужно отдать должное англичанам, которые уважают авторские права и на возобновления спектаклей приглашают авторов. Обращение театра к роману Кэрролла и приезд Дина на постановку оказались счастливыми для нашей соотечественницы, ныне балерины Английского национального балета Марии Кочетковой. Добротно выученная в Московской академии хореографии, победительница многих международных конкурсов, маленькая Кочеткова завоевывает позиции в английском балете. Успех пришел к ней, когда ее стали занимать в театрализованных представлениях, которые со времен легендарного Фредерика Аштона считаются классикой английского балета. Неизменные девочки в паричках, платья с фартучками, ватные животные в шерстяной одежде - такая английская идиллия, приправленная пуантовой техникой для балерин и прыжковыми трюками для танцовщиков. Кочеткова идеально вписалась в этот мир - в прошлом году лондонские критики назвали ее лучшей Кларой в "Щелкунчике", в этом сезоне Дерек Дин доверил ей первые спектакли возобновленной "Алисы в стране чудес". Учитывая консервативную политику англичан в области балета, во всяком случае, постоянного наличия в репертуаре балетных театров традиционных английских названий, можно не сомневаться в будущих успехах молодой балерины, хотя она сама еще не до конца смирилась с подменой русских театральных ценностей английскими.